Закономерности усвоения родного языка. Принципы обучения
Методика обучения русскому языку развивается на стыке следующих наук: философии, психологии, лингвистики, педагогики.
Философия обеспечивает методологические основы методики, понимание целей и задачей обучения: мировоззрение, интеллект, познание мира и др.
При подготовке уроков учитель учитывает психологические основы учебного процесса: возрастные особенности учащихся, формирование памяти, внимания, мышления, творческих способностей школьников, мотивации обучения и т.д. Успех любой педагогической деятельности существенно зависит от знаний по психологии. Во-первых, рассмотрим психологические особенности механизма речи. Речевая коммуникация начинается с мотивов говорения, т. е. доречевой тенденции, затем информация кодируется в слова и предложения. Артикуляционные колебания (озвучивание) достигают слуха другого человека, происходит восприятие и понимание полученной информации. Если акт коммуникации совершается на малоусвоенном языке, то у говорящего и понимающего совершается двойное кодирование по типу «код родного языка – код русского языка». Кодирование («внутренняя речь») протекает у билингвов на родном языке и, составляя высказывание на русском языке, они прибегают к мысленному переводу, т.е. мыслительная деятельность билингва базируется на родном языке. В силу этого возникает разрыв между мыслительной деятельностью и речевыми возможностями учащихся. Во-вторых, рассмотрим психологический аспект усвоения учащимися грамматических знаний при изучении русского языка – теорию умственных действий при изучении русского языка, включающую следующие этапы:
1 этап: первичное ознакомление с материалом (его воспроизведение).Он является основой для прочного усвоения знаний.
2 этап: осмысление нового материала в сознании учащихся. Задача учителя на этом этапе: научить школьников производить осознанные операции по внешним опорам (схемам, моделям, таблицам).
3 этап: закрепление изученного материала. Осуществляется уже без использования внешних опор и под непосредственным контролем со стороны учителя.
4 этап: полное овладение учащимися материалом – автоматизация действий.
Теория поэтапного формирования умственных действий создают предпосылки, делающие процесс обучения управляемым со стороны учителя.
При организации уроков русского языка учитель должен учитывать теорию умственных действий, а также психологические особенности механизмов речи.
Методика русского языка, являясь отраслью дидактики, использует основные понятия педагогики: принципы обучения, методы, цели обучения, межпредметные связи, урок, учебник и др.
Принципы обучения – это многократно апробированные и подтвержденные практикой основные исходные положения, правила, ранее выявленные закономерности, нарушение или несоблюдение которых делает учебный процесс нерезультативным, неэффективным.
Выделяют принципы общедидактические и общеметодические (методические). Общедидактические принципы применяются в методиках преподавания всех предметов. Общеметодические - свойственны только особенностям обучения данному предмету, в нашем случае – обучения русскому языку.
Рассмотрим дидактические принципы обучения применительно к преподаванию русского языка.
Принцип научности предполагает строгий отбор сведений из науки, освещение всех вопросов курса русского языка с точки зрения достижений лингвистической науки. Применительно к урокам русского языка этот принцип предполагает сообщение учащимся только таких сведений, которые прочно установились в современной лингвистической науке.
Принцип системности и последовательности, который требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенном порядке, каждый элемент учебного материала связывался с другим, последующее опиралось на предыдущее,готовя учащихся к усвоению нового. В соответствии с этим принципом учащиеся переходят к усвоению нового материала после усвоения предыдущего.
Особое значение для методики имеет принцип связи теории с практикой: умение применять полученные знания, ученики должны видеть, как то или иное явление «живет» в языке, учиться использовать изучаемые факты в практике речи.
Принцип сознательности предполагает целенаправленное восприятие и осмысление изучаемых явлений, их переработка в ходе выполнения речевых действий. Для реализации этого принципа учитель должен:
- обеспечить осмысление усваиваемого материала;
- научить детей приемам самостоятельной работы;
- показать целесообразность выполняемой работы.
Принцип активности : овладение изучаемым языком возможно в том случае,если каждый обучающийся является активным участником учебного процесса, если он вовлечен в речевую деятельность. Активность возникает в определенных условиях: ученик должен чувствовать потребность в изучении этого предмета. Основными источниками активности являются мотивация, желание, интерес.
Реализовать принцип активности на уроках русского языка помогают следующие приемы:
1) развивать мотивацию изучения русского языка;
2) использовать различные приемы работы (хоровая, в парах, групповая, индивидуальная);
3) учитывая возрастные особенности учащихся, шире применять приемы, стимулирующие эмоциональную активность (игровые моменты, музыка, цвет).
Обучение русскому языку требует индивидуального подхода, создание благоприятных условий для приобретения каждым учеником знаний по русскому языку, т.е. реализации принципа индивидуализации (индивидуального подхода).
Реализация принципа наглядности на уроках русского языкапредполагает, что учебный материал усваивается в процессе ярких образов и конкретных представлений, помогающих прочному усвоению знаний и прочному усвоению.
В обучении русскому языку реализуются также принципы связи обучения и воспитания, прочности, контроля и др.
Итак, рассмотренные дидактические принципы необходимо учитывать в процессе обучения русскому языку.