Какую обучающую задачу позволяет решать данный прием?
3. Сравнение словоизменения конкретных частей речи
Просклоняем существительные «мечты», «цветы».
Какую закономерность позволяет обнаружить данный прием? Какова обучающая задача данного упражнения? Выясняется, что существительное «мечты» не имеет формы Р.п. мн. ч. Так обнаруживаются особенности словоизменения: в РЯ есть дефектные (неполные) парадигмы существительных. Это необходимо знать для усвоения норм словоупотребления.
4. Сопоставление косвенных форм с исходной формой.
5. Сопоставление части речи и члена предложения.
6. Сопоставление сходных грамматических форм для выявления закономерностей их употребления:
Сравните два предложения:
Стукн.те мне в окошко, когда я пойду на рыбалку.
Когда стукн.те, я быстро выйду к вам.
В первом предложении глагол побуждает к действию, отвечает на вопрос что сделайте? Значит, он употреблен в форме повелительного наклонения, которая образуется с помощью суффикса –и- в ед.ч. и прибавлением окончания –те во мн. ч. Во втором предложении этот глагол употреблен в значении 2 л. мн. ч. Будущего простого времени, отвечает на вопрос что сделаете? и имеет личное окончание –ете, т.к. относится к 1 спряжению.
7. Сопоставление омонимов для различения их морфологической принадлежности
К какой части речи относится слово «зло» в следующих предложениях?
Зло рождает зло.
Его лицо зло.
Он посмотрел зло.
Какие задачи позволяет решить данное задание? Ученики приходят к заключению о необходимости учета совокупности признаков при определении принадлежности слова к части речи (грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль), а также убеждаются, что «морфологическое лицо» можно выявить только в контексте.
МЕТОД ЯЗЫКОВОГО РАЗБОРА
Морфологический разбор различных частей речи: из текста выписывается словоформа, ставится в начальную форму, обозначается общее грамматическое значение, определяются постоянные и непостоянные признаки, называется роль в предложении.
МЕТОД РЕКОНСТРУКЦИИ
1. Опознавание в тексте части речи / разряда данной части речи / грамматической категории
В данном предложении найти все местоимения, определить их разряд по значению: Вам не видать таких сражений. «Вам» - личное, н.ф. вы; «таких» - относительное, н.ф. «такой».
2. Подобрать слова определенной части речи / разряда данной части речи / грамматической категории
Подберите нарицательные существительные.
3. Постановка слова в указанную грамматическую форму
Найдите в тексте глаголы и поставьте их в форму настоящего времени ед.ч. 2 л.
4. Группировка слов по частям речи / разрядам.
Выпишите из текста все прилагательные и распределите их по разрядам.
МЕТОД КОНСТРУИРОВАНИЯ
1. Придумать примеры, иллюстрирующие изучаемое морфологическое явление.
2. Сочинение:
– сочинение-миниатюру «Мой домашний любимец», используя краткие прилагательные;
– лингвистической (морфологической) сказки;
– на лингвистическую тему: «Что можно рассказать об имени прилагательном».
3. Составление / заполнение таблиц
Части речи | Самостоятельные | Служебные |
Изменяемые | ||
Неизменяемые |
4. Группировка словоформ по заданному основанию.
5. Составление слов по моделям.
К какой части речи относятся слова с данными элементами? Как вы об этом догадались?
Составьте слова с данными элементами.
Выполните частичный морфологический разбор слов с данными элементами.
-ист
-ец
-ник
-чик
-щие
-тель
-ик
6. Изложение с грамматическим заданием: Перескажите текст, употребляя краткие прилагательные.
МЕТОД ДИКТАНТА
Морфологический диктант: учитель диктует предложение, учащиеся записывают только части речи (можно включать явления омонимии частей речи).
Типология морфологических упражнений и задач:
1. Упражнения на формирование морфологической нормы (требует выбора правильной формы)
а) Всегда ли вы правильно употребляете имена существительные Р.п. мн.ч.? В случае затруднения обратитесь к словарю.
О б р а з е ц. Абрикосы – абрикосов, яблоки – яблок.
Арбузы, мандарины, помидоры, томаты, макароны, места, дела, сапоги.
б) Проспрягайте глагол «хотеть».
в) Образуйте ту или иную форму.
г) Используйте подходящие по смыслу предлоги.
д) Найдите ошибки и запишите словосочетания / предложения в исправленном виде.
Пришел с магазина (не тот предлог)
Оперировать с цифрами (лишний предлог)
Согласно договора (не тот падеж)
Это свидетельствует за тот (не тот предлог и не тот падеж зависимого слова)
е) В каких предложениях можно, а в каких нельзя заменить часть предложения (придаточное предложение) деепричастным оборотом вернувшись домой.
Когда я вернулся домой Вернувшись домой | ко мне пришли друзья. |
я сделал уроки. | |
у нас зазвонил телефон | |
погас свет. | |
ваза уже была разбита. |
2. Упражнения на развитие речи (овладение языковыми особенностями учебно-научной речи: лексикой, синтаксическими конструкциями): ученикам предлагается структурно-семантическая схема ответа:
– «по значению делятся на…»: рассказать о разрядах наречий;
– Определение частей речи строится по схемам:
Ч т о называется ч е м
Ч т о есть ч т о
Ч е м называется ч т о
3. Упражнения на закрепление знаний о морфологических явлениях и формирование морфологических умений:
– найти изучаемое лингвистическое явление (слово определенной части речи или в определенной грамматической форме) в списке слов / в предложении / в тексте;
Найдите в предложении все местоимения.
Назовите все качественные прилагательные в данном тексте.
– самостоятельно подобрать пример на изучаемое лингвистическое явление: выбрать из текста / словаря / придумать.
Подберите слова данной части речи.
– составление частеречной парадигмы слова;
Просклоняйте / проспрягайте данное слово.
Данное слово будем склонять или спрягать?
– разграничение омонимов, относящихся к разным частям речи;
– группировка слов по частям речи, лексико-грамматическим разрядам;
– составление и заполнение таблиц;
– морфологический разбор слов;
4. Работа со словарями и справочными пособиями.