Методика изучения морфологии (смирновская)
Место в школьном курсе, структура курса
По традиционной программе в начальной школе изучаются имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, личные местоимения. Учатся различать части речи на основе общего значения, вопросов, форм словоизменения (склонения, спряжения). Союзы изучаются в связи с предложением.
Изучается склонение существительных с ударными окончаниями по падежам. Учатся различать падежи по вопросам.
Знакомятся с терминами «глаголы 1 и 2 спряжения». Видовые различия изучаются практически (по вопросам), термин «вид» не сообщается. С возвратными глаголами знакомятся практически.
С наречиями знакомятся практически, термин «наречие» не вводится. Правописание большинства наречий усваивается в словарной работе.
Знакомятся с частицей НЕ.
В среднем звене морфология изучается в несколько этапов, начинается с изучения наиболее частотных частей речи:
5 кл. – существительное, прилагательное, глагол.
6 кл. – повторяется изученное, добавляется числительное, местоимение.
7 кл. – причастие, деепричастие, наречие, предлог, союз, частица, междометие.
Каждая часть речи изучается в следующих аспектах:
· грамматические категории,
· способы словообразования,
· орфограммы,
· стилистические особенности.
Связь с другими разделами школьного курса
С орфографией: из 71 орфограммы 50 изучается на морфологии. Морфологические умения должны формироваться раньше орфографических и пунктуационных!!!
С синтаксисом: квалификация слова как части речи требует учета синтаксических связей слова.
Культура речи. Речь учащихся обогащается использованием отыменных предлогов, причастий, деепричастий, составных союзов. Учащиеся обучаются сознательно и правильно:
· употреблять существительные на –мя,
· согласовывать словоформы различных частей речи,
· употреблять сложные прилагательные,
· образовывать краткую форму и степень сравнения прилагательных;
· расставлять ударения в полных и кратких страдательных причастиях (принесенный, принесена),
· строить предложения с причастными и деепричастными оборотами,
· употреблять собирательные числительные, слова «оба, обе»,
· использовать в речи наречия-синонимы, союзы-синонимы, предлоги-синонимы,
· выразительно читать предложения с модальными частицами и междометиями,
· совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста в соответствии с изученным материалом (избегать неоправданного повтора, употреблять глаголы настоящего и будущего времени при сообщении о событиях прошлого, употреблять местоимение 3 лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения, верно использовать местоимения как средства связи предложений и частей текста; верно употреблять инфинитив в значении разных наклонений глагола).
Изучение морфологии на синтаксической основе.
Типичные грамматические (морфологические) ошибки:
а) ошибки в образовании словоформы:
– множественного числа существительного (шофера, делов, чулков, носок
– степени сравнения: красившее, более интереснее;
– личных форм глагола и форм наклонения: жгет, ложит, хочут, ляжь, вылазь;
– изменение неизменяемых слов: польты, кином, на пионине;
– употребление словоформ с предлогами: согласно приказа, благодаря мамы;
б) ошибки, связанные с употреблением форм в предложении:
– несоблюдение правил сочетаемости видовых и временных форм глагола: Где ни появится Чапаев, всюду собиралось много народу. В конце романа видим Ниловну, которая на вокзале распространила листовки.
– злоупотребление многочленными словосочетаниями (нанизывание падежей): для решения задачи успешной уборки урожая хлеба;
– смешение форм повелительного наклонения с формой 2 л. Мн.ч. настоящего и будущего времени изъявительного наклонения: выберите себе книгу / когда выберете товар, пройдете к кассе.
– неверное употребление деепричастных оборотов.
Содержание
Класс | Базовые морфологические понятия |
Часть речи: грамматическое значение; знаменательная / служебная часть речи, изменяемые/неизменяемые части речи, морфологический разбор. Имя существительное: собственное/нарицательное, одушевленное/неодушевленное, склонение, род, число, падеж. Имя прилагательное: качественные/относительные/притяжательные, степени сравнения, склонение, род, число, падеж. Местоимения личные, притяжательные, относительные, вопросительные, неопределенные. Числительные простые/составные, количественные/порядковые, падеж. Глагол: вид, спряжение, неопределенная форма, наклонение, время, лицо, число. Причастия действительные и страдательные, краткая и полная форма, род, число, падеж. | |
Наречие, степени сравнения. Слова категории состояния. | |
Служебные части речи. Простые и составные союзы и предлоги, вопросительные и отрицательные частицы, модальные слова, междометие. |
Порядок изучения конкретных частей речи может быть различным в действующих программах.