Глава x эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной восприни­мать, чувствовать, оценивать прекрасное Цель эстетичес- и создавать художественные ценности кого восшггании (Б. т. Лихачев). Такое определение име- деггеи дошколь- ет отношение к зрелой личности. Одна- ного возраста ко и дехи в дошкольном и даже в раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Эти наблюдения за детьми дают основания считать, что эстетическое воспитание возможно и необходимо уже применительно к детям дошкольного воз­раста. "

Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспи­тания ребенка. Оно способствует обогащению чувствен­ного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (изве­стно, что для дошкольника понятия «красивый» и «доб­рый» почти идентичны), повышает и познавательную ак­тивность, даже влияет на физическое развитие. Резуль­татом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

Составляющей этого процесса является художе­ственное образование - процесс усвоения искус­ствоведческих знаний, умений, навыков, развитие способ- Задачи эстеги- ности к художественному творчеству, ческого воспи- Дачи эстетического воспитания дош- тания дошколь- кольников, исходя из его цели, можно пиков представить двумя группами.

Первая группа задач направлена на фор­мирование эстетического отношения детей к окружающе­му. Предусматривается следующее: развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, по­нимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, по­требность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование худо­жественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движе­ниям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут положительный резуль­тат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации. К сожалению, это важное условие далеко не всегда учитывается и выполняется. В дошкольной педаго­гике довольно основательно представлена вторая группа задач (В.Н.Шацкая, Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Т.Г.Казакова, Л.В.Ком- панцева, Л.С.Фурмина, Г.Н.Пантелеев, Е.А.Дубровская и др.). Ученые разработали теорию эстетического воспита­ния и конкретизировали ее для практики.

Первая группа задач в исследованиях и практике изуче­на в меньшей степени и чаще рассматривается как приклад­ная по отношению ко второй. Рассматривались вопросы восприятия детьми художественных произведений (А.В.За- порожец, Т. А. Репина, Р. И. Жуковская, А. М. Виноградова, Л. П. Стрелкова и др.), иллюстраций к книгам (В. А. Езике- ева), восприятия музыкальных произведений (К.В.Тарасо­ва, И.Л.Дзержинская, Е.А.Дубровская, Л.Н.Комиссаро­ва и др.) - эти исследования являются весомым вкладом в разработку проблем эстетического развития дошкольников.

Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определенные условия. Условия и сред- Прежде всего это среда, в которой ребе- сгва эсгегическо- нок живет и развивается. Она оказывает го воспитания на Ребенка воздействие, которое по сво­ей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, краси­ва (совсем необязательно - богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т. п., есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие. Эстетика быта включает в себя множество де­талей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружа­ют ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т.д. Красивые вещи «радуют глаз», вызывают положитель­ные эмоции, желание их сохранять. Теория «белой ска­терти» вполне справедлива: если мы хотим воспитывать не только аккуратность, но и потребность в эстетичес­ком окружении, мы должны исключить неэстетичность как таковую. С первых лет жизни ребенка важно и дома, и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта. Красивая салфетка, посуда, цветы на столе - все это создает эмоциональное настроение, приучает к кра­сивому. Дети чутко реагируют на красивые предметы, хотят их иметь. Так, в дошкольном учреждении, если сре­ди чашек (другой посуды) появляется не такая, как все, а лучше, дети сразу замечают ее и стремятся поставить себе или в крайнем случае другу, выражая тем самым ему свою любовь.

Эстетика обстановки - это то, что должно быть постоян­но, а не от случая к случаю (по поводу прихода гостей).

Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каж­додневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие инто­нации. И дело не только в том, чтобы речь была правиль­ной, необходимо, чтобы она была образной, интонацион­но богатой и доброжелательной (и здесь обнаруживается тесная связь эстетического с этическим). Старенькая пра­бабушка может произносить какие-то слова неверно, по- своему, но речь ее полна пословиц, шуток, ласкова - и имен­но это будет воспитывать в ребенке интерес к образности и красоте родного языка.

Эстетика быта - это и внешний вид человека. Небреж­ность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цве­товой гаммы, неумение найти свой стиль - все это проти­воречит законам красоты. Родители, как правило, много внимания уделяют одежде своего ребенка, особенно когда он еще маленький. Но всегда ли они помнят о том, что было сказано выше. Эти требования относятся не только к праз­дничной, уличной, но и к каждодневной, домашней одеж­де. Если мама позволяет себе дома ходить в грязном хала­те, забывает причесаться, то трудно будет приучить ребен­ка быть всегда опрятным (разве только, если сработает механизм «от противного», и то это может произойти в бо­лее старшем, не дошкольном возрасте).

Итак, эстетика быта является непременным условием для эстетического воспитания ребенка, тем фоном, который закрепляет или разрушает складывающиеся у него представ­ления о красоте.

Эстетика быта становится средством эстетического вос­питания, если взрослые обращают внимание ребенка на эс­тетическую сторону быта. Недостаточно, чтобы дети виде­ли красоту вокруг себя в разных ее проявлениях (хотя это и чрезвычайно важно, как было сказано выше). Нужно при­влекать их внимание к этой красоте: «Мы с тобой закончили уборку. Как стало красиво. Давай еще поставим сюда цве­ты!», «Давай причешемся аккуратно, девочка всегда должна быть красивой». Подобные реплики могут звучать постоян­но. И постепенно они формируют эстетическое сознание.

Средством эстетического воспитания быт становится и тогда, когда взрослые привлекают ребенка к анализу и дей­ствию на благо красоты: «Посмотри на себя в зеркало, как ты думаешь, что нужно поправить, чтобы было красивее?», «Какого цвета подушечка больше подойдет к нашему зеле­ному дивану - желтая или черная?» И здесь не столь важно, что именно ответит ребенок, важно, что взрослый обращает его внимание на то, что цвета могут сочетаться или не соче­таться, что он, ребенок, тоже способен создавать красоту.

Так, три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя - делают эс­тетику быта средством эстетического воспитания ребенка.

Безусловно, важным средством эстетического воспитания является природа. Именно в ней можно увидеть гармонию- основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их со­четании. Сама по себе природа - это условие для всесторон­него воспитания и развития ребенка. Средством она стано­вится, когда взрослый целенаправленно использует ее «вос­питательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка. Можно много раз пройти по красивейшему скверу и не заме­тить его красоты, а можно пройти всего один раз и остано­виться, и увидеть, как красивы и необычны в нем деревья, как освещены солнцем их верхушки, как ярки на фоне зеленой травы тюльпаны; услышать, как весело щебечут птицы. Или полюбоваться, как величавы зимой деревья под снегом, а свет от уличного фонаря делает все вокруг таинственным и пере­носит нас в мир сказки. Очень важно заметить все описанное выше и еще многое другое вместе с ребенком. И слов при этом надо не так уж много. Разве только поэтические.

.. Заколдован невидимкой, Понагнулась, как старушка, Дремлет лес под сказку сна, Оперлася на клюку,

Словно белою косынкой А над самою макушкой

Подвязалася сосна. Долбит дятел на суку...

Есенинские слова проникают в душу и рождают эстети­ческие чувства.

И в воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей).

Условием и средством эстетического воспитания явля­ется искусство: изобразительное, музыка, литература, архи­тектура, театр. Раннее приобщение детей к настоящему вы­сокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. По­чему-то бытует мнение, что маленькому ребенку недоступ­но понимание произведений великих художников, что для детей должно быть особое, упрощенное «искусство». А вот 4-летняя девочка идет по залам Третьяковской галереи и вдруг сама, без единого намека со стороны взрослых оста­навливается у картины «Княжна Тараканова». Она пораже­на изображенным, задает массу вопросов, возвращается к картине снова и снова. Что это? Ведь К.Д.Флавицкий пи­сал свое произведение не для детей. И ни в одной методи­ческой книге не найдете рекомендаций к ее рассматрива­нию с детьми. А впечатлительный ребенок заметил страх и муку в лице княжны и боится вместе с нею воды и крыс. Очень сильное впечатление. Нужно ли ограждать от него ребенка? Вряд ли. Сила искусства пробудила в девочке лучшие человеческие чувства - сострадание, сочувствие.

Мир музыки особенно привлекателен для ребенка. Еще в утробе матери будущий человек начинает реагировать на музыкальные звуки, и существует предположение, что имен­но в этот период можно влиять на формирование музыкаль­ности. И уж вне всякого сомнения, первый вид искусства, который воспринимает ребенок и на который он реагиру­ет, - это музыка. Через мелодию колыбельной песни, звуки речи, ее тембр малыш начинает не только различать, диф­ференцировать окружающий его мир, но и чувствовать его. Он еще долго не сможет осознавать это воздействие музы­ки, но реагировать будет адекватно: загрустит, даже запла­чет, услышав грустную мелодию; засмеется, начнет двигать­ся под веселую, ритмичную. Влияние музыки на эмоцио­нальную сферу личности бесспорно, хотя механизм этого влияния пока не раскрыт до конца. Несомненно одно - зна­комить детей необходимо с лучшими образцами народной и классической музыки.

В равной мере это относится к любому виду искусст­ва, с которым знакомится ребенок в детские годы. Еще

В.Г.Белинский писал: «Читать дурно выбранные книги для них (детей) и хуже и вреднее, чем ничего не читать».

Каждый вид искусства ценен для развития личности. Ученые отмечают, что один и тот же вид искусства ребенок на разных возрастных этапах воспринимает по-разному. JI. С. Выготский в работе «Воображение и творчество в дет­ском возрасте» указывает, что в дошкольном возрасте дети более всего склонны к восприятию музыки, им свойствен­ны желание лепить, рисовать, они овладевают речью. Воз­действие каждого вида искусства в наших программах эс­тетического воспитания и развития ребенка изучается от­дельно. А между тем любое искусство синтезирует в себе возможности гармонического сочетания разных искусств при решении одной задачи. На восприятие произведений изобразительного искусства, например, могут оказывать влияние музыка, художественное слово. Именно благода­ря синтезу искусств может развиваться «полифоническое воображение» (Б.П.Юсов). Программа эстетического раз­вития, построенная на основе не изолированных, а взаимо­связанных искусств, более соответствует природе малень­кого ребенка (Н.А.Ветлугина, Е.А.Дубровская).

Условием и средством эстетического воспитания явля­ется и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Из­вестно, что воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. Художественной деятель­ность называется тогда, когда она непосредственно связа­на с видами искусств: театрализованные игры, словесно- художественное творчество, музицирование, изобразитель­ная и декоративно-прикладная практика, дизайн.

В художественной деятельности, как правило, присут­ствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот, и другой не­обходимы и взаимосвязаны - ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.

Все названные выше средства эстетического воспита­ния - быт, природа, искусство, деятельность - эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, на его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индиви­дуальные особенности развития детей. При этом важно помнить, что при использовании средств воздействия нельзя забывать о чувстве меры. Надо искать и находить золотую середину. Перенасыщение так же вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия.

Приведем пример удачного сочетания различных средств.

ЗАНЯТИЕ

Дети приходят в зал, садятся. Исполняется фрагмент пьесы А.Хачатуряна «Сегодня запрещено гулять» (средняя часть). Дети говорят, как называется пьеса, кто автор, рассказывают о характе­ре музыкального произведения.

После исполнения пьесы внимание детей обращают на столы в конце зала, где приготовлено все необходимое для рисования.

Педагог говорит: «А теперь попытайтесь представить себе, что это вас не пустили гулять и вы скучаете в одиночестве. Вам груст­но и тоскливо. Выразите свое настроение в рисунке. Подумайте, кто вместе с вами может быть изображен. Какого цвета небо, зем­ля? Может ли кончиться дождь и появиться солнышко? А чтобы у вас было соответствующее настроение, я сыграю пьесу еще раз. Музыка вам все подскажет и расскажет. Только вслушайтесь: о чем говорят повторяющиеся звуки, а нисходящая интонация - мотив - словно вздохи... А как «светлеет» музыка в конце пьесы. Поста­райтесь подобрать соответствующие настроению краски.

Звучит музыка, дети рисуют. После рисования работы помеща­ют на стенд. Проходит их обсуждение. При обсуждении работ глав­ный акцент следует делать на настроении картины, тонах, которые использовал ребенок, и только потом оценивать предметное изоб­ражение...

В данном примере хочется подчеркнуть следующее. Ве­дущим (доминантным) видом деятельности является слуша­ние-восприятие. Остальные виды художественной деятель­ности помогают его активизации. Однако их подбор не слу­чаен, а педагогически целесообразен. Так, рисование помогает понять эмоциональное состояние детей при слу­шании пьесы по известной методике - «цвет - настроение» (см. кн.: Дубровская Е.А. «Раз ступенька, два ступенька- будет ... песенка». - М., 1997).

Каждой группе задач эстетического воспитания соответ­ствуют свои методы.

Как уже говорилось выше, первая группа задач направ­лена на приобщение детей к искусству, на развитие у до­школьников эстетического вкуса, понимание прекрасного.

Ведущими методами для решения этих задач являютсяпо­каз, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

__ Показ как метод воспитания использу-

Мегогы эстетиче-

м™ ется и перВИЧНОМ знакомстве с пред-

pworn воспитания

метом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того,чтобы внимание детей было сосредоточе­но на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое от­ношение, владел способами выражения чувств. Выразитель­ность интонации при чтении стихотворения, искренний во­сторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью, яр­кое и эмоциональное проявление взрослым своих чувств служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность детства - подражательность. Бес­страстный, неэмоциональный воспитатель не сможет про­будить в ребенке чувства, отношения. Важная профессио­нальная черта воспитателя детей дошкольного возраста, да и педагога вообще, - артистичность.

Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Под­робно эти методы рассматриваются в методиках изобрази­тельной деятельности и музыкального воспитания.

Здесь мы укажем общий принцип отбора методов - на­ходить такие методы и приемы, которые бы поддержива­ли у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, укра­шать), участвовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания. Например, воспита­тель предлагает ребенку: «Давай сочиним стихи про ко­тенка. Я начинаю, а ты продолжаешь. Подарили нам котенка. Ростом ровно с... (два опенка). Не умеет кушать он, а кричит как... (телефон). Вот замечательно! Послу­шай, что у нас получилось». В этом примере творческое задание подкреплялось приемами подсказки, побуждения и положительной поддерживающей оценкой. Конечно, стихи сразу не складываются. Нужен предварительный этап - подбора рифмы к словам. (Мама - панама, пыш­ка - книжка и т. п.). Можно использовать и чтение худо­жественного произведения, например главы «Как Незнайка сочинял стихи» из книги Н. Носова «Приключения Незнай­ки и его друзей». З.А.Гриценко рекомендует для закреп­ления понятия «рифма» и умения ее находить использовать известное стихотворение Д.Хармса.

Наши рекомендации