Идеи свободного воспитания в трудах К. Н. Вентцеля. «Декларация прав ребенка»
Наиболее известным теоретиком и пропагандистом свободной школы и свободного воспитания является К.Н. Венцель. Для него характерна вера в творческие силы ребенка, в его внутреннее устремление к раскрытию своих сил и вера в то, что в этом раскрытии творческих сил ребенка всякое внешнее, даже самое благотворное влияние будет иметь тормозящее действие. Освобождение ребенка от всякого внешнего воздействия, устранение всякого авторитарного начала во взаимоотношении взрослых и детей, представление полного простора самодеятельности и инициативе ребенка - все это педагогические переложения идей Руссо о "радикальном добре" детской природы и о благотворном значении полной свободы в естественном цветении детской души.
Венцель К.Н. предлагал преобразовать дисциплинарную жесткость, однообразие и формализм школьного режима обучения во благо развития каждого ребенка - "ребенок должен получать столько знаний, сколько желает и приобретать их тогда, когда в этом почувствует необходимость". Процесс изучения учебных предметов в школе сохраняется, но он мыслится как "свободное учение", лишенное "принудительной формы урока, как тяжелая барщина, тяготеющего над детьми", как "свободные занятия детей научными предметами".
В статье "Идеальная школа будущего", Венцель К.Н. формулирует ее основной педагогический метод, который должен быть "методом освобождения в ребенке творческих сил", "творческой воли ребенка или сознательной творческой активности". Такой "идеал школы был бы достигнут, если бы ребенок мог переходить от одного предмете к другому по собственному усмотрению и желанию и брать сколько ему понадобиться".
Своеобразной моделью учреждения дополнительного образования детей можно считать предложение "Дома свободного ребенка" - учреждения нового типа с основным предназначением организации жизнедеятельности ребенка в пространстве культуры. Ребенок приходил бы туда для того, "чтобы жить полной жизнью", для труда, игры, "свободного общения с товарищами и взрослыми, которые могут поделиться с ним знаниями и духовными сокровищами, которыми они располагают, для свободного искания истины путем самостоятельного занятия наукой, для свободного воплощения красоты путем самостоятельной работы в области художественного творчества и для свободной работы над самим собой и над маленькой общиной, чтобы и он, и эта община становились все выше в нравственном отношении, лучше и совершеннее" Это учреждение "серьезного, торжественного отношения к жизни и ее задачам", где ребенок "приучится работать над задачами жизни", где интеллектуальное образование, учение стоят не на первом месте, а "входят только как часть, как второстепенный и подчиненный элемент".
Свое педагогическое кредо Венцель К.Н. сформулировал наиболее ярко в Декларации прав ребенка (25 сентября 1917 г., Свободное воспитание и свободная школа. 1918. №1-3. С.71-75) и их можно считать образцом определения парадигмы дополнительного образования детей:
Каждый ребенок, вне зависимости от его социального положения, имеет право на существование, на гарантированную совокупность жизненных условий.
Заботу о ребенке должны разделить между собой родители и государство.
Каждый ребенок имеет право на бесплатное воспитание и образование, сообразное с его индивидуальностью.
Каждый ребенок есть самостоятельная личность.
Каждый ребенок имеет право выбирать себе воспитателей.
Ребенок в свой свободе и правах равен со взрослым совершеннолетним человеком.
Свобода ребенка заключается в возможности делать все, что не вредит другим людям. Ни один ребенок не может быть насильственно принуждаем к посещению того или другого воспитательного или образовательного учреждения.
Религиозное воспитание детей должно быть свободно.
Каждый ребенок пользуется правом создавать с другими детьми или взрослыми те или другие союзы, кружки и тому подобные общественные соединения в той же мере, в какой это право принадлежит и взрослым.
Ни один ребенок не может быть подвергнут лишению свободы, кроме тех случаем, которые точно сформулированных в законе.
К.Н. Вентцель должен быть поставлен в ряд выдающихся педагогов XX века - защитников детей - хотя бы за создание "Декларации прав ребенка". Еще в 1905 г. Вентцель замыслил создание Великой Хартии свободы для детей. В 1918 г. в статье "Задачи молодого человека" подтвердил свое желание создать культ детей со своей педагогической партией. Ему принадлежит "Декларация прав ребенка", написанная 25 сентября 1917 г., а затем для Учредительного собрания он пишет своеобразный документ "Отделение школы от государства и декларация права ребенка". В 18 пунктах ее записано право на жизнь, на существование, на счастье, на свободу. Пафос "Декларации" - в требовании оградить школу от политики, утвердить принципы свободного образования и воспитания. В той или иной степени о них говорят все параграфы "Декларации":
1. Каждый ребенок, рождающийся на свет, каково бы ни было социальное положение его родителей, имеет право на существование, т.е. ему должно быть обеспечена определенная совокупность жизненных условий, как она устанавливается гигиеною детского возраста, необходимых для сохранения и развития его организма и для успешной борьбы последнего с враждебными жизни влияниями.
2. Забота о доставлении детям требуемых гигиеною детского возраста жизненных условий лежит на родителях, на обществе в его целом, на государстве.
3. Каждый ребенок, какого бы возраста он ни был, есть определенная личность и ни в каком случае не может считаться ни собственностью своих родителей, ни собственностью общества, ни собственностью государства.
4. Каждый ребенок имеет право выбрать себе ближайших воспитателей и отказывать и уходить от своих родителей, если они оказываются плохими воспитателями.
5. Каждый ребенок имеет право на свободное развитие всех заложенных в нем сил, способностей и дарований, т.е. право на воспитание и образование, сообразное с его индивидуальностью.
6. Свобода заключается в возможности делать все, что не наносит вреда физическому и духовному развитию ребенка и не вредит другим людям.
7. Никто, ни родители, ни общество, ни государство не могут принуждать ребенка обучаться той или другой определенной религии или принудительно исполнять ее обряды - религиозное воспитание должно быть вполне свободно и т.д.1. Эти пункты говорят сами за себя. С того далекого 1917 г. прошло более 80 лет. И если иметь в виду, что "Декларация прав и свобод человека и гражданина" в России была принята лишь 22 ноября 1991 г., а декларация прав ребенка еще разрабатывается, то станет ясен нравственный и гражданский подвиг К.Н. Вентцеля.