Идея о естественных правах человека

У человека есть право на свободу и собственность, он имеет право защищать это право. Но защищать право на свободу и собственность трудно, люди договорились между собой и передали это право государству. Таким образом, обосновывается идея возникновения государства в результате договора.

Считал, что от природы все люди равны, душа каждого ребенка – белый лист бумаги (табула раса), на котором воспитание пишет свои письмена.

Цель воспитания – создание новой породы людей, джентльменов, наилучшим образом приспособленных к обществу.

Воспитание джентльмена – воспитание характера. Он должен получить всестороннее образование: физическое, нравственное, умственное и трудовое. Особое значение Д. Локк уделяет физическому воспитанию. Надо воспитывать человека физически здорового – это основа счастья. Для этого нужна разумная организация жизни ребенка.

Основная задача воспитания – приобретения опыта, необходимого для практической деятельности, подготовка «добродетельного и мудрого» человека, светского и искусного в делах.

Принципы нравственного воспитания:

1. природосообразность

2. глубокое зучени природы ребенка и индивидуальный подход к нему.

Нравственное воспитание – это воспитание твердого характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Важным средством воспитания считает пример.

В умственном воспитании следует опираться на любознательность, интерес ребенка и давать ему те знания, которые пригодятся в жизни. Он рекомендует танцы, музыку, верховую езду, манеры хорошего тона, ремесленный труд.

Важное место занимают ремесло, ручной труд, являющиеся предметом образования. Вот причины:

1. хорошее знание ремесла делает человека независимым.

2. Труд предупреждает праздность, дает прекрасное занятие, воспитывает личность.

Исходным понятием философской системы Д. Локка является понятие об опыте. Все знания основывается на опыте и происходит от него. Опыт образуется из ощущений и рефлексий.

Главная задача по Д. Локку – воспитание мышления.

10.Раскройте теорию семейного воспитания по «Книге для родителей» (Видимо надо читать. В инете и вшпорах нет, и в учебнике моем нет)

Это все, что нашла.

в 1937 году появилась в печати «Книга для родителей» — художественно-педагогическое произведение, освещающее вопросы семейного воспитания.

В 1937 г. было опубликовано крупное художественно-педагогическое произведение А. С. Макаренко "Книга для родителей". Ранняя смерть прервала работу автора, предполагавшего написать 4 тома этой книги.

Вот это не знаю, подходит или нет.

Методы воспитания детей в семье - это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Они не отличаются от рассмотренных выше общих методов воспитания, но имеют свою специфику:

-влияние на ребенка индивидуальное, основано на конкретных поступках и приспособлено к личности;

- выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т. д. Макаренко, А.С. Цель воспитания: Учебное пособие / А.С.Макаренко - М.: Педагогика 1984. 380с.

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей, столько разновидностей методов. Все родители используют общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются воспитывающие ситуации.

11. А.С. Макаренко и «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина» В.А. Сухомлинского. (над формулировкой этого вопроса я плачу. Мне кажется, на вопрос охарактеризуйте развитие русской литературы и проанализируйте ключевые эпизоды в романе «Война и Мир», «Анна Каренина», я бы и то быстрее ответила. Не ну я могу, как Локк, написать 219 параграфов своих мыслей, но скорее не по предмету вопроса, а как я люблю Сралову)

Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Узловой пункт его теории – тезис параллельного действия., т.е. органического единства воспитания и жизни общества. Квинтэссенцией методики системы воспитания является идея воспитательного коллектива.

Сегодня, когда творчество В. А. Сухомлинского приобрело черты завершенного и логического целого, особенно отчетливо видно значение его книг "Сердце отдаю детям", "Рождение гражданина", "Письма к сыну", подготовленных к изданию как своеобразная трилогия. Каждая из этих работ - отдельное, самостоятельное и законченное произведение. Представленные же как трилогия, они раскрывают комплекс проблем формирования марксистско-ленинского мировоззрения и коммунистического воспитания подрастающего поколения. Написанные в последний период жизни Василия Александровича, эти книги принадлежат к главным, во многих отношениях программным его трудам и в своей совокупности дают четкое представление и о педагогической системе Сухомлинского, и о его личности как теоретика и педагога - практика.

Сухомлинский выделяет три составные части воспитательного процесса: педагог - воспитанник - коллектив.

Василий Александрович предъявлял очень высокие требования к личности педагога как руководителя и организатора учебно-воспитательного процесса: мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать.»

Он

доказывал, что без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической.

«Важнейший источник воспитания чувств педагога – это многогранные эмоциональные отношения с детьми в дружном коллективе, где учитель не только наставник, но и друг, товарищ.

В книгах "Сердце отдаю детям", "Рождение гражданина" и "Письма к сыну" проблема воспитанника занимает центральное место. Воспитанник в понимании Сухомлинского - это активный, самодеятельный индивид, который живет полнокровной и интересной жизнью.

«Детство, писал он, - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая яркая, самобытная неповторимая жизнь».

Третья составная часть воспитательного процесса - коллектив - предстает в трилогии в своем непрерывном развитии. В "школе радости" педагог создает коллектив учащихся на основе сердечности, задушевности, отзывчивости и взаимопомощи, коллектив объединенный одной целью, близкой и понятной каждому.

«Воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди».

Определяющее значение придает В.А. Сухомлинский системообразующему фактору — нацеленность всей учебно-воспитательной работы на формирование у школьников высоких нравственных качеств. Центральный стержень, без которого немыслима гармоничная, всесторонне развитая личность, по убеждению педагога, — это человечность в человеке.

«Без нравственной чистоты теряет смысл все образование, духовное богатство, трудовое мастерство, физическое совершенство».

Книга «Отдаю сердце детям» была первой в области педагогической пауки работой, отмеченной Государственной премией УССР (1974), а дилогия "Сердце отдаю детям" и "Рождение гражданина" получила в 1973 г. первую премию Педагогического общества УССР.

12.Какие современные проблемы воспитания и обучения своими корнями уходят в педагогику Я.А. Коменского? (я хз, прочитала учебник, прорыла инет! И нихера конкретно в этом вопросе не нашла)

Я. А.Коменский

Ян Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший педагог демократ, выдающийся общественный деятель 17 века. Он родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Образование получил традиционное для того времени - окончил латинскую школу, учился в Гернборнском и Гейдельбергском университетах в Германии. После этого Коменский был проповедником, а потом главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира, включая Россию.

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей (“Материнская школа”, “Великая дидактика”, “Новейший метод языков”, “Пансофическая школа” и др.) рассмотрены все педагогические проблемы.

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд “Всеобщий совет об исправлении дел человеческих”, одну из частей которого он назвал “Пампедией” - “Всеобщим воспитанием”, где он, в частности , развивает мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и образованию.

Одной из наиболее главных идей в педагогическом наследии Коменского, является идея развивающего обучения. Идеями развития а процессе обучения пронизаны практически все произведения Я. А. Коменского. Развитие им понимается, как реализация природных задатков и дарований, в соответствии с принципом природосообразности.

Групповое обучение– более массовый характер. Группы одного возраста, появление классно- урочных систем (основатель Каменский 17 век), но до него Д. Сил (учитель голландской школы) правила перехода из класса в класс, урок. Каменский обобщил опыт.

Классно-урочная система:

1. Объединяет учащихся одного возраста и уровня подготовки (класс)

2. Этот класс сохраняется до конца обучения

3. Классная работа по единой программе, единый учебный план

4. Основная единица – урок, посвящается одному предмету и одной теме

5. Руководит учитель, оценивает учащихся

Учебный год, день, расписание, каникулы и др.

Классно-урочная система – экономична.

Минус – нет индивидуального подхода

ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592-1670) – рордился в Моравии в чешских братиях (протест.община) Члены жили как одна больш.семья. Братские школы, где появ.элементы коллект.обучения; община помогла ему с деньгами и отправила в универститет. Путешеств.по Европе, вернулся в общину и работ.там свящ.и учителем. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ИДЕИ: выдвигал идеи демократизма. Школа должна быть всеобщей, обязательной, обучение на родном языке. Идеи гуманизма: человек прекрасное и соверш.сущ-во, до всего может дойти сам. Идеи сенсуализма: восприятие-> переработка -> практика. Идея переплетения религиозных и материалистич.воззрений. Подготовка к загробной жизни. Задачи воспитания: 1) познание себя и окружающего мира (умственное воспитание) 2) упревление собой (нравственное воспитание) 3) стремление к богу (религиозное). ПЕДАГОГ.СИСТЕМА: основоположник идеи природосообразности.

Впервые принцип появ.в Др.Греции и выдвинут Демокритом. Счит.принцип природосообр.: подчинение законам природы, т.к. чел.есть часть природы. Всю организ.школы нужно заимствовать из природы. 1) от рождения до 6 лет – детство (весна) – материнская школа (лоно матери) – развитие органов чувств(слух, моторика), физич.воспит.; запас представл.об окруж.мире, приучение к хозяйству, религ.воспит-ю. 2) от 6 до 12 лет – отрочество (лето) – школа родного языка – чтение и письмо, елемантарные знания, в центре – изуч.родного языка. 3) от 12 до 18 – юность (осень) – средняя латинск.школа, гимназия – эстетика, история, богословия – «7 искуств» (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометр., астроном., музыка) 4) от 18 до 24 – возмужание (зима) – универ, академия – профессия. Достоинство: переемственность ступеней; усложнение содежания Недостатки: искусственная привязка к временам года. КЛАССНО-УРОЧНА СИС-А ОБРАЗ.: сторонник школьного образвания 1) образ.необход.начин.с утра (для млад.продолж – не больше 4 часов, для старш.: 6-8 ч.) 2) поступл. Вместе, совместный переход и оконч.образования (неизменный набор учеников). 3) основн.дидакт.един.- урок. (работа над одним предметом по плану) 4) введение комбинат.урока для мл.кл.- развит.активности. 5) дисципоина 6) своя классная комната у каждого класса 7) экзамен с приглашением ревизора. (дост: массовость; недост: нет индивид.подхода) ТРЕБОВ.К ОРГАНИЗ. ПЕД.ПРОЦЕССА:1) успешность обучения (от прост.к сложн) 2) легкость обуч. (начин.как можно раньше, связь с жизнью) 3) основательность образ-я (вся знания связ.с новыми) 4) быстрота обр. (кратнко, основат., ясно, с классом работ.1 учит). ДАДАКТИКА КОМЕНСКОГО: 1) принцип наглядности (золотое правило) – вещам учить раньше, чем словам; исп.при созд.учебн.) 2) принцип сознательности 3) принц.систематичности 4) п.доступности 5) п.последовательности 6) п.активности (физ.воспит: умерен.образ жизни, чередов. труд-отдых) 7) нравств.воспит.: христ.-этич.позиция. 4ре добродеят: мудрость, умеренность, мужество, справедливость. Достиж.их при помощи примера учителя, родителя. Твёрдая дисциплина – залог хорош.организации. Телесн.наказ.- в редких случаях. КАЧ-ВА УЧИТ.: любовь к своему делу, трудолюбие, любовь к ученикам. Идеи К. стали использ.только в 19 в. Работы: Великая дидактика; Мир чувствен.вещей в картинках; Материнская школа.

Наши рекомендации