Проблема школьного воспитания и обучения в наследии П.Ф.Каптерева
Петр Фед. Каптерев (1849-1922) написал труды в обл-ти теор. восп.-я, истор. пед-ки, пед. псих. и дидактики. Под его рук-ом, осущ-но больш. пед. издание « Энциклоп. сем. воспитания и обучения», активно содействовал развитию в России д/садов. К. отстаивал идею Уш. о народности восп-я, но по-своему ее понимал. Считал, что новая пед-ка как наука д. б. совершенно независимой от вмешат-ва гос-ва и его полит. требований. Ввел в пед-ку термин «пед. процесс», отстаивал мысль о разносторонней пед. деят-ти учителя, формирующей всю личность уч-ка, указал на важность овладения внутр. стороной пед. процесс, кот. заключ. в саморазвитии ребенка посредством культуры. В книге « Дид. очерки» говорит о необходимости орган-ть на уроке разностороннюю умств. деят-ть ученика.; сосет-л, чтобы уч-ль давал уч-ам конкр., жизненный интер. мат-л, в строго логич. последоват-ти, считал, что уч-ль д. любить детей , б. для них примером труд. дисциплины и настойчивости. Принимал актив. участие в создании родит-го кружка. По Каптереву , восп-е реб-ка д. осущ-ся с момента его рождения. В работе «Пед. процесс» понимал под этим процесс единства обуч-я и восп-я, этот процесс осущ-ся в соотв-ии с внеш. законом-тями. Велика роль восп-я в семье, нравств-го восп-я. Необх-мо просвещение в вопросах псих-гии, школьной гигиены, школа д. способствовать развитию личности ребенка, развитию его воли и хар-ра. Школа д. б. автономной. Уч-ся д. сами вырабатывать свои взгляды на жизнь. В работе « История пед-ки» отображает взгляды на историю пед-ки. Это междисципл. предмет, связанный с философией, историей, педагогикой.
Педагогика ненасилия и концепции свободного воспитания ( Толстой, Вентцель)
У Толстого (1828-1910) вопросы пед-ки заним. ведущ. место. С 1849 начал заним-ся с крестьянскими детьми. Орг-вал школу, вел занятия, откр. еще сельск.школу. Т. подходит к орг-ции обр-я с т.зр. идей своб. восп-я – осознание того,что реб. от природы – прообраз добра, красоты, соверш-ва. Работа «О народном обр-ии»: обр-е есть потреб-ть каждого чел., оно не д.б. насильств-ым, бывает бессознат. и школ. обр-е, когда реб. попадает в школу, по его мнению обр-е превращ. в насилие. Т. счит., что нужно применять самые разн. ср-ва обр-я, разл. предметы для выбора, право ученика посещать неск. Школ, своб-но перемещ-ся по классу. Нет строго очерч-ого врем-и для опр. видов занятий. Т. счит., что главю понятие – обр-е, отрицая восп-е как таковое. Ср-ва восп-я – роль семьи, религии, иск-ва, пример род-ля. При работе с детьми д.б. гуманное отнош. к ним; применяя метод экспер-та, лаб.раб., экскурсии, рассказ, сочин-я, былины. Написал уч. книги для детей: «Азбука», «Нов.азбука», книги для чтен.(«Рус.книги для чтен.»). Много разраб. применит-но к метод-ке нач.кл. Первое место – принцип акт-ти детей, скептически относ-ся к принципу нагляд-ти. Одобрил принц. доступ-ти. Уч. мат-л д.б. связан с жинью, опир-ся на жизн. опыт. Важн. условие – знание лич-ти реб.
Конст.Никол.Вентцель (1857-1947) создал работы: «Освобожд. реб.», «Нов. пути восп-я и обр-е детей», «Этика и пед-ка творч лич-ти». В. стремился развить тв-во и самодеят-ть детей, найти нов. пути восп-я. По словам В.все восп-е сводится в шк. к дрессир-ке. Никакой связи школы с род-лями не было, шк. была оторвана от жизни, интересы детей, их инициатива и акт-ть подавлялись. ??????????????? «Дом своб. реб.», где не было учеб. плана, прог-мм, клас-уроч.сист. Дети от ???????. Постоян. уч-лей нет, их заменяют род-тели. Системат-ое учение здесь отсутст-ло. Центр занятий – мастерские с разнообр. видами руч.дет.труда. Цель – выделять внеш. и внутр. цели восп-я. Внешнее делает восп-е несвоб. Главная – внутренняя, д. служить самому реб-ку. 1 место – нрав.восп-е. Объект – конкр. реб., В. был против коллект-го восп-я. Шк. д.б. отделена от гос-ва. Весь уч.проц. строится на творч. самост-ти детей, они сами д. искать истину, познавать мир. Уч-ль мин-но помогает детям. Задание восп-я: разв. мышл-я, воспр-я
Реализации идеи свободного воспитания в школьной практике. Яснополянская школа.
Яснополянск.шк. была задумана Толстым, как своеобраз.пед. лаб-ия по созданию нов.содерж. и методов восп-я детей. Она д. основ-ся на уваж-ии лич-ти реб., раз-и его акт-ти и самост-ти, всех его способ-тей. Занятия строились в форме свобод.бесед. уч-ля с уч-ми. Предмет: чтение, письмо, чистопис-е, грамм-ка, закон божий, рассказы из рус. ист-и, ариф-ка, свед-я по природ-ию, географии, рис-ие, пение. Сведения по природоведению, гео-ии сообщались в форме худ. Рассказов на ур. рус. яз. Опред-ого уч.плана, прог-мы обр-я и тверд. распис-я не было.Обяз. ежеднев. посещение шк. от детей не треб-лось. Взыскания и наказания отсутст-ли. Уч-ся дел-сь на 3 кл.: млад.,сред.,старш. В них обуч-сь 40-50 чел. Ежедневно 5-6 ур., уч. день дел-ся на 2 части: с 12 до 15 обеден. перерыв. Д/з не практ-сь, все выполн-сь в шк. Небольш. кол-во уч-лей, вели дневники, записи, намечали нед. планы раб., в уч.планы внос-сь умен-я в соотв-ии с мн-ием коллег, интересами детей. Писали соч-я на своб. тему, лучшие тексты чит-сь и коллект-но обсужд-сь в кл. Среди различ. методов об-ия использ-л живое слово уч-ля (рассказ, беседа). Правила, опр-я д. сообщ-ся уч-кам как выводы из дост-но усвоен-го или фактич. мат-ла. Приучал уч-ся к наблюд-ти. Практ-л экскурсии, опыты, польз-ся таблицами, картинами. В шк. царила благожелат. к детям, творч. атмосфера, уч-ся б. открыты, искренни в своих отнош. с уч-лями, могли разв-ть свои познават. интересы, усваивать много знаний, самост-но мыслить и работать.