Принципы дидактики и их характера

Дидактика - это часть педагогической науки, раскрывающая в наиболее общем виде теоретические основы обучения и образования. В дидактике сформулированы и выражены эти основы в виде закономерностей и принципов обучения, задач и содержания образования, форм и методов преподавания и учения, стимулирования и контроля практически для всех систем обучения. Важнейшей составной частью дидактики являются принципы обучения. Это основные руководящие положения, отражающие закономерности педагогического процесса и ориентирующие преподавателя на эффективную организацию учебы, оптимальное применение в ней форм, методов и средств обучения слушателей, на целесообразный отбор содержания занятий. Впервые понятие дидактических принципов ввел Я. А. Коменский, его называют отцом педагогики. На современном этапе к числу общедидактических принципов обучения можно отнести: 1) направленность обучения - определяется комплексным решением задач образования и воспитания всесторонне развитой личности; 2) тесную связь с жизнью - характеризуется выходом в практику; 3) систематичность, последовательность, преемственность - обеспечиваются продуманной взаимосвязью и зависимостью учебных предметов, логикой их следования друг за другом и рядом с другими, повышением уровня проблемное™ в содержании дисциплин по мере продвижения от одной системы обучения к другой, от одного типа учебного заведения к другому; 4) доступность обучения - определяется уровнем познавательных возможностей обучаемых. Уровень обучения должен быть ощутимо высок, но достижим; 5) наглядность обучения - обеспечивается включением в учебную деятельность различных видов восприятия информации, памяти, типов мышления и т. п.; 6) оптимальное сочетание словесных, наглядных, практических, репродуктивных и проблемных методов обучения - зависит от условий обучения, уровня подготовки обучаемых и педагогического мастерства преподавателя; 7) рациональное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных форм обучения - достигается умелым чередованием коллективной учебно-воспитательной работы (сразу со всей группой обучаемых) и непосредственного воздействия на одного из обучаемых; 8) сознательность, активность, самостоятельность обучения - достигаются повышением ответственности обучаемых за результаты своей учебы и их раскрепощенностью в процессе познавательной, трудовой и игровой деятельности; 9) прочность, осознанность и действенность знаний и умений - обеспечиваются творческим отношением к учебно-воспитательному процессу как со стороны преподавателя, так и со стороны обучаемых.

Можно сформулировать современные дидактические принципы высшей и средней школы следующим образом: 1. Развивающее и воспитывающее обучение.2. Научность и доступность, посильная трудность.3. Сознательность и творческая активность учащихся при руководящей роли преподавателя.4. Наглядность и развитие теоретического мышления.5. Системность и систематичность обучения.6. Переход от обучения к самообразованию.7. Связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности.8. Прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей учащихся.9. Положительный эмоциональный фон обучения.10. Коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей учащихся.11. Гуманизация и гуманитаризация обучения. 12. Компьютеризация обучения.

13. Интегративность обучения, учет межпредметных связей.14. Инновативность обучения.Наиболее важнымидидактическими принципами являются следующие:— обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность;— характеризоваться проблемностью;— быть наглядным;— быть активным и сознательным;— быть доступным;— быть систематическим и последовательным;— в процессе обучения в органическом единстве необходимо осуществлять образование, развитие и воспитание учащихся;В 60—70-е гг. Л.В.Занков сформулировал новые дидактические принципы: обучение должно осуществляться на высоком уровне трудности;— в обучении необходимо соблюдать быстрый темп в нахождении изучаемого материала;— преобладающее значение в обучении имеет овладение теоретическими знаниями.В дидактике высшей школы выделяются принципы обучения, отражающие специфические особенности учебного процесса в ней: обеспечение единства научной и учебной деятельности студентов (И. И. Кобыляцкий); профессиональная направленность (А.В. Барабанщиков); профессиональная мобильность (Ю. В. Киселев, В. А. Лисицын, и др.); проблемность (Т. В. Кудрявцев); эмоциональность и мажорность всего процесса обучения (Р. А. Низамов, Ф. И. Науменко).В последнее время высказываются идеи о выделении rpyппы принципов обучения в высшей школе, которые бы синтезировали все существующие принципы:— ориентированность высшего образования на развита личности будущего специалиста;— соответствие содержания вузовского образования ее временным и прогнозируемым тенденциям развития наук (техники) и производства (технологий); — оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе; — рациональное применение современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов; — соответствие результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечение их конкурентоспособности.

Наши рекомендации