Взаимообусловленность обучения и развития

Развитие, или созревание, с этой точки зрения, подготавливает и делает возможным обучение, а последнее как бы стимулирует и продвигает вперед развитие.

С появлением этой теории ряд представителей первой и второй точек зрения объединились вокруг такого понимания роли обучения и развития в становлении ребенка.

Четвертая группа

«…один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии»

Процессы развития не совпадают с процессами обучения: первые идут вслед за вторыми, создающими зоны ближайшего развития.

Единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития.

Переход из одного в другое. Этой теории придерживался Выготский.

Какая из представленных программ развивающая?

Программа А (фрагмент) Программа Б (фрагмент)
Человек и природа Практическое освоение способов познания окружающего мира. Создание правил поведения в природе младшими школьниками. Наблюдения в природе, опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха с помощью термометра, времени по часам и др.). Сравнение свойств наблюдаемых объектов. Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты. Использование средств дополнительной информации (книги о природе и жизни людей, энциклопедии и словари, телевидение, интернет). Человек и природа Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Вещество – то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы.

Правильный ответ: программа А является развивающей. Ребенок не обязан заучивать информацию наизусть, но должен уметь её добыть.

Что развивает развивающее образование?

Репкин: «Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на закономерности развития».

- Но понимаете ли вы, что мы хотим увидеть «развитым»? Или что мы хотим «развивать»?

- Любое обучение что-нибудь да развивает. Ну, как же! Например, заучивание стихотворения или таблицы умножения развивает память, а выполнение часами домашних заданий развивает волю ребенка и т.п.

Цукерман: «Различные психолого-педагогические школы намереваются вести ребенка из одной и той же точки актуального развития в разные стороны, используя для этого свои специфические образовательные технологии. Но одного и того же ребенка нельзя одновременно вести и налево, и направо… Я хочу акцентировать опасность и ответственность выбора направления развития, который взрослые делают за ребенка, помещая его в то или иное учебное заведение, т.е. предлагая ему совершенно определенный «заметьте: определенный не ребенком) предмет совместной деятельности и столь же определенный тип учебных взаимоотношений…»

Место системы Эльконина-Давыдова среди других систем развивающего образования

4 основные концепции развивающего образования:

· Система Ш.А. Амонашвили (система психического развития младших школьников на основе реализации принципа сотрудничества)

· Школа диалога культур В.С. Библера

· Система Л.В. Занкова

· Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (система, основанная на теории учебной деятельности)

Литература для анализа:

1. Л.В. Занков. Избранные педагогические труды, Москва: Новая школа 1996

2. Ш.А. Амонашвили. Личностно-гуманная педагогика, Минск 1998

3. В.С. Библер. От наукоучения – к логике культуры, Москва 1991

4. С.Ю. Курганов. Ребенок и взрослый в учебном диалоге, Москва 1989

5. В.В. Давыдов. Теория развивающего обучения, Москва: Интор 1996

6. В.В. Репкин. Что такое развивающее обучение? Томск 1992

Образовательная система Ш.А. Амонашвили

Под развитием Ш.А. Амонашвили понимает становление в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств и познавательных сил.

Основным планируемым результатом обучения по Ш.А. Амонашвили является разносторонне развитая личность ребенка, способного к самовоспитанию с высоким познавательным потенциалом.

Школа диалога культур В.С. Библера

Задачей обучения в данной образовательной системе является формирование основ диалогического иознания и мышления через организацию внутреннего диалога, завязанного в начальной школе вокруг основных «точек удивления» - исходных загадок бытия и мышления.

Основным планируемым результатом обучения становится развитие теоретического мышления, в котором понятие представлено как диалог разных возможностей понимания.

Образовательная система Л.В. Занкова

Ученик Л.С. Выготского – Л.В. Занков понимал развитие как появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникших в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов.

Общее развитие, по Занкову, есть появление таких новообразований во всех сферах психики – ума, воли, чувств школьника, - когда каждое новообразование становится плодом взаимодействия всех сфер и продвигает личность в целом.

Основными линиями общего психического развития, по мнению Занкова, являются наблюдение, мышление и практическое действие.

Разные формы мышления, в частности эмпирическое (конкретно-образное) и теоретическое Занков не разводил, считая это деление глубоко ошибочным.

Основным планируемым результатом обучения в системе Л.В. Занкова являются: высокое психическое развитие (ключевые характеристики: наблюдение, мышление, практическое действие и всесторонне гармоническое развитие личности).

Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Жавыдова

Основное содержание развития в процессе школьного обучения состоит в превращении ребенка в субъекта учения, то есть человека, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Это оборотная сторона процесса овладения основами теоретического сознания и мышления.

Пути достижения ожидаемого развития школьников

Амонашвили

· «Педагогика сотрудничества» предполагает: споры, умение ставить вопросы, умение оценивать старания и результаты работы друг друга.

· Особую роль в технологии данной образовательной системы играет оценивание деятельности ребенка. Вместо количественной оценки – качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самонанализу, самооценке.

· Урок здесь – ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей: урок – солнце, урок- радость, урок – дружба, урок – творчество, урок – труд, урок – игра, урок – встреча, урок – жизнь.

· Таким образом, планируемый результат в развитии в «Школе личностного подхода», который имеет собственные дидактические принципы, специальные методы и методические приемы, и самое главное, особого учителя – учителя «облагораживающего души и сердца детей».

Библер

· В основе предметное содержание обучения: диалог разных человеческих культур.

· Учебная деятельность здесь приобретает особый коммуникативный характер, которая через «точки удивления» - исходные загадки бытия и мышления (загадка слова, загадка числа, загадка явлений природы, загадка момента истории, загадка сознания, загадка предметного орудия), определяет весь дальнейший ход решения поставленных детьми задач.

· Особая роль в таком обучении отводится реальным текстам данной культуры и авторским текстам, воспроизводящим мысли основных Собеседников данной культуры. Такими собеседниками могут быть и авторы исторических текстов, и учитель, и сами ученики.

· Все методы и формы организации учебного процесса являются производными данного содержания. Это позволяет, по словам авторов данной концепции развивающего обучения, сформировать основы диалогического сознания и мышления ребенка

Занков

· Принципы:

ü Обучение на высоком уровне трудности

ü Ведущая роль теоретических знаний

ü Изучение материала высокими темпами

ü Осознание школьниками процесса учения

ü Систематическая работа над развитием всех учащихся

· Эти принципы нашли отражение в программах и способах обучения. Особое внимание обращалось на создание условий для литературного творчества детей.

· Однако не все принципы были до конца реализованы. Например, принцип ведущей роли теоретических знаний. Термин «теоретические знания» в системе Л.В. Занкова не получил развернутого истолкования.

· Основой психического развития учащихся в начальной школе Занков считал новые способы организации обучения, а не содержание обучения.

Эльконин-Давыдов

· Эльконин: «Мы нашли ключ к проблеме развивающего обучения в младшем школьном возрасте. Этот ключ – содержание обучения. Если мы хотим, чтобы обучение в начальной школе было развивающим, то мы должны позаботиться прежде всего о научности содержания».

· Между обучением и психическим развитием человека стоит его деятельность. В младшем школьном возрасте – это учебная деятельность. Организовать такую деятельность можно только на специальном организованном предметном содержании. Таким содержанием развивающего начального образования в системе Эльконина-Давыдова являются теоретические знания (в определенном философско-логическом их понимании).

Наши рекомендации