Современные педтехнологии в преподавании РЯ
Образовательная технология – это конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей.
Предметно-ориентированные технологии – это технологии, обеспечивающие высокий уровень предметных знаний, умений и навыков, они являются составной частью так называемой «знаньевой» педагогики, альтернативой которой является личностно-ориентированная педагогика.(2)
=Технология дифференцированного обучения
Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению.
=Технология концентрированного обучения
Еще одной предметно-ориентированной технологией по русскому языку является технология концентрированного обучения, которая по-другому называется «погружение в предмет».
Вузовские технологии
В преподавании русского языка в школе сегодня нашли свое место и прочно утвердились технологии, основанные на системе обучения, традиционно считавшейся вузовской: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты и др.
=Сегодня «школьная лекция – это систематизированное, чаще всего проблемное изложение материала по теме или разделу». В школе в последние годы используется не только традиционная лекция, но и такие ее формы, как лекция-дискуссия, лекция-консультация, лекция-беседа, лекция с обратной связью.
=Урок-семинар – это форма самостоятельной работы, которая способствует углубленному изучению материала, развитию интеллектуальных способностей учеников, формированию навыка работы с литературой, совершенствованию коммуникативных навыков.
=В современной школе широкое распространение получили уроки-практикумы, или практические уроки, в том числе и по русскому языку.
Урок-практикум, как правило, проводится в конце изучения темы с целью систематизации и обобщения знаний. При подготовке к такому уроку школьники дома читают пройденный теоретический материал, готовятся к выполнению практических заданий.
Личностно-ориентированные технологии
Личностно-ориентированные технологии воплощают гуманистические идеи в педагогике, психологии и методике. В данных технологиях ребенок рассматривается как уникальная личность, которая стремится к максимальной реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта, способна осознавать жизненные явления и процессы и ответственно выбирать правильное решение в различных ситуациях. Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление.
=Педагогическиемастерсские
Принципы построения педагогической мастерской заключаются в том, что мастер (учитель) создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества и общения; включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении проблемы (темы); работая вместе с учениками, мастер равен ученику в поиске знания; мастер не торопится отвечать на вопросы; необходимую информацию он подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней у ребят.
= Модульное обучение
Модульное обучение и его элементы активно используются в практике преподавания русского языка. Оно базируется на деятельностном подходе к обучению: ученик осознанно и прочно усваивает только то учебное содержание, которое становится предметом его активных действий.
Диалоговые технологии обучения русскому языку
Диалог на уроке – это особая дидактико-коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности (устойчивость внимания, наблюдательность, память, способность анализировать деятельность партнера, воображение). На таких уроках содержание учебного материала усваивается как вследствие запоминания, так и в результате общения, в ходе которого происходит обращение к личностно значимым смыслам, к глубинам собственного сознания.
Типы диалога: Мотивационный (Отражает интерес его участников к теме, диалогической форме общения) Критический (Характеризует критическое осмысление содержания диалога, гипотетическое рассмотрение любых решений проблемы)Конфликтный (Отличается противоречивостью отношения личности к предмету проблемы) Самопрезентирующий (Демонстрация личностью выгодного для нее имиджа) Автономный (Внутренний диалог, выражающий проведение защитной реакции личности) Рефлексивный (Указывает на способность личности вести самоанализ) Самореализующий (Характеризуется моментом утверждения, самораскрытия личности) Смыслотворческий (Характеризуется поиском личностью ценностей) Духовный (Глубинное проникновение в содержание, друг в друга)
Игровые технологии
Учебная (дидактическая) игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают: учебно-ролевые (сюжетно-ролевые) и дидактические игры. Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании.Дидактические игры специально создаются педагогами в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. В школьной практике широко используются словесные игры, уроки-путешествия, КВН, уроки-викторины и т.д. Во время игры решаются определенные задачи:
1) победить в конкурсе, осуществить поиск, выступить в какой-либо роли. Перед учениками не ставится прямая цель – овладеть определенными знаниями, умениями;
2) добровольный характер игры диктует добровольное подчинение всех участников игровым правилам;
3) игра должна заинтриговать (удивить, поразить воображение и, может быть, поставить в тупик). Поэтому в ней должны участвовать все («слабым» ученикам надо дать возможность поверить в себя);
4) игра должна обеспечивать более высокую, по сравнению с обычными формами урока, обучающую, развивающую и воспитательную результативность.
Компьютерные технологии
В настоящее время программы, ориентированные на использование компьютерных и интернет-технологий, созданные учеными и учителями-предметниками, можно разделить на три большие группы: презентации, информационно-обучающие и тестирующие.
Федеральные программы
Анализ программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина, А.П.Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова, С.Н. Молодцова, Т.М. Пахнова, С.Н.Пименова, Ю.С. Пичугов,Л.Ф.Талалаева, Л.Д Чеснокова
а) Структура программы.
Программа представлена в учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о русском языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. Основной принцип, определяющий содержание книги – системное изложение теории. Такой тип учебника способствует формированию учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения. Книга «Русский язык. Практика» (для каждого класса) обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке. Особое и важное значение придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи. Третий компонент учебного комплекса – «Русская речь» (для каждого класса) предлагает систему работы по развитию связной речи. Это способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения. Все компоненты учебного курса представляют единый учебник в трех частях.
Разделы программы имеют 2 рубрики:
определяется круг теоретических сведений и правил;
перечисляются соответствующие умения и навыки, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе.
Выделяются программой вводный курс (обобщающий изученное в начальных классах и содержащий пропедевтический материал) и основной курс, в соответствии с которым уже в 5 классе (в полном объеме) изучаются разделы: «Фонетика», «Графика», «Лексика», «Морфемика» - и начинается основной курс морфологии. В 6 и 7 классах продолжается изучение морфологии, в 8 и 9 – изучается синтаксис, а также тема «Общие сведения о языке».
Особенность программы - усилие практической направленности обучения нетрадиционную последовательность изучения некоторых грамматических тем, особенно в морфологии. После имени существительного изучается глагол (существительное и глагол – наиболее типичные средства в создании грамматической основы предложения), затем имя прилагательное и имя числительное, тесно связанные с именем существительным (прилагательное обозначает признак предмета, а числительное – количество предметов и порядок их при счете). Потом изучается наречие, которое обычно примыкает к глаголу. В качестве особой группы выделены слова состояния (категория состояния). Изучение местоимения создает условия для повторения существительного, прилагательного, числительного и наречия. При рассмотрении причастия и деепричастия, которые выделены в учебнике как самостоятельные части речи, закономерно обращение к глаголу и имени прилагательному, глаголу и наречии.
Анализ программы по русскому языку Т.А. Ладыженской, В. Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин, В.П. Полухина
а) Структура программы.
Программа Т.А. Ладыженской по русскому языку к учебникам для 5-9 классов составлена очень доступно и системно. Материал располагается следующим образом: в 5, 6 и 7 классах изучаются такие разделы, как фонетика, графика, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология и орфография. В 8 и 9 классах изучается синтаксис. Однако основные понятия синтаксиса и пунктуации даны еще в 5 классе. Это позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению систематического курса синтаксиса в 8 - 9 классах. Большое внимание уделено повторению: в начале и конце года в каждом классе для повторения отведено определенное количество часов. Соответственно хорошее усвоение материала. В начале обучения в каждом классе отведено время для вводного урока, который воспитывает у учащихся любовь к родной речи, работа по культуре речи. Это дает возможность для решения воспитательных задач. В программе предусмотрены часы для развития связной речи. Они составляют пятую часть всего времени, отведенного для обучения в данном классе. В программе указано годовое количество часов в каждом классе и распределение этих часов по темам.
Рабочие программы по русскому языку Разумовской М.М составлены на основе авторской программы М.М.Разумовской, В.И.Капиноса, С.И.Львовой, Г.А.Богдановой, В.В.Львовой.
Структура документа
Примерная программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса; требованияк уровню подготовки выпускников.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V– IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции –освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
04 цели и содержание уроков по РЯ
. Цели обучения – это одна из основных категорий методики, которая характеризует учебный предмет с точки зрения причины его включения в учебный план.
Цели обучения определяются следующими факторами: 1) социальным заказом общества; 2) уровнем развития лингвистической науки; 3)уровнем развития педагогики, психологии, психолингвистики; 4) уровнем развития дидактики и методики преподавания русского языка.
Познавательные цели обучения русскому языку:
- формирование у школьников лингвистического мировоззрения(лингвистическая компетенция);
- овладение детьми основами знаний о языке и речи (языковая компетенция);
- эстетическое воспитание школьников средствами русского языка,знание традиционной культуры воспитания.
Практические цели обучения русскому языку:
- формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- овладение нормами литературного русского языка;
- развитию связной речи учащихся (коммуникативная компетенция).
Цели обучения русскому языку на современном этапе отражены в Стандарте основного общего образования по русскому языку (2004 г.).Достижение указанных целей обеспечивается овладением всеми видами компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой.
2. Содержание обучение как одна из основных категорий обучения русского языка дает ответ на вопрос «чему учить». Содержание обучения зафиксировано в программе.
Программа – государственный документ, определяющий содержание курса, его объем, последовательность изложения материала, круг знаний и умений учащихся по классам. Программа состоит из объяснительной (пояснительной) записки и собственно программы. В объяснительной записке называются цели обучения, называются ведущие методические принципы, методы и приемы обучения, указываются межпредметные связи.
Объяснительная записка отражает потребности времени и подвержена наибольшим изменениям.
Собственно программа – это компонент школьной программы в целом,определяющий состав курса и последовательность изучения его частей по классам. Для каждого класса перечислены сведения о языковых явлениях, включенных в программу для данного класса (п.1) и требований к работе по культуре речи (п. 2).
Основная часть программы раскрывает содержание курса и включает перечень:
- тем по теории языка;
- орфографических и пунктуационных правил;
- материала, направленного на развитие связной речи учащихся.
В основу структуры программы могут быть положены следующие способы изучения материала: линейный (раздел изучается 1 раз); ступенчатый (раздел изучается в несколько этапов); концентрический (разделы изучаются 2кругу» от фонетики до синтаксиса).
Учитывая возрастные особенности учащихся, особенности изучаемого учебного материала, в практике обучения принято линейно-ступенчатое расположение материала.
Сопоставление программ
Программа, составленная, Т.А. Ладыженской, М.Т.Барановым и др., построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса.Материал представлен следующим образом: в 5, 6, 7 кл. изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, словообразование,морфология и орфография. Первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся в 5 кл., основной курс синтаксиса изучается в 8-9 кл. Материал в программе расположен с учетом возрастных особенностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа. Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Специально выделены часы (пятая часть всего учебного времени) на развитие связной
речи. Изучение данной программы рассчитано: в 5 кл. – на 204 ч, в 6-7 кл – по 170 ч в каждом классе, в 8 кл. – на 102 ч, в 9 кл. – на 68ч (всего 714 ч).
Программа под редакцией В.В.Бабайцевой и др. включает две рублики: в первой определяется круг теоретических сведений и правил, во второй перечисляются соответствующие умения и навыки, которые должны бытьсформированы на данной теоретической основе. В основе программы и комплкеса в целом – концентрический принцип подачи материала, однако программой выделяется вводный курс 9обощающий и пропедевтический) и основной систематический)курс, в соответствии с которым в 5 кл. полностью изучаются разделы «Фонетика и графика», «Лексика и фразеология», «Морфемика» и начинается основной курс морфологии с существительного. В 6 -7 кл. продолжается изучение морфологии, в 8-9 кл. изучается синтаксис, а также тема «Общие сведения о языке».Следует отметить, что данная программа имеет большую практическую орфографико-пунктуационную направленнсть по сравнению с программой Т.А. Ладыженской и др., что находит отражение, например, в содержании раздела морфемики, однако теоретический материал в программе В.В. Бабайцевой и др. представлен в большем объеме. Программа рассчитана: в 5 кл. – на 204 ч, в 6-7 кл. – на 170ч в каждом классе, в 8 кл. – на 102 ч, в 9кл.- на 68ч (всего 714ч).
В программе под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта усилена речевая направленность курса русского языка, расширена (по сравнению с
ранее рассмотренными программами) понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики. Каждый год обучениястроится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап и основной этап, реализующий программный материал по логике его развития.Программа рассчитана: в 5 кл. – на 204 ч, в 6-7 кл. – на 170ч в каждом классе, в 8 кл. – на 102 ч, в 9кл.- на 68ч (всего 714ч).
Как видим, рассмотренные программы составлены на основе Примерной программы по русскому языку, обеспечивают вариативность и свободу
выбора в образовании для учителя, учащихся и их родителей.
Школьный учебник
Учебник - средство овладения умениями. В учебниках значительное место занимает материал, с помощью которого происходит обучение школьников способам деятельности: даны образцы всех видов разбора, образцы рассуждений при анализе фактов языка, способы применения правил и т.п. Это позволяет научить школьников трансформировать полученные знания в умения и навыки.
Умения и навыки формируются в учебнике с помощью заданий и упражнений. Практический материал учебников (упражнения и задания) предусматривает развитие всех специальных умений учащихся: учебно-языковых (учебно-познавательных), правописных (орфографических и пунктуационных) и речевых (нормативных и коммуникативных).
Учебники для V-VTI классов авторского коллектива Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова
Учебники, входящие в этот комплекс, отражают структурно-семантическое направление в лингвистике. Это значит, что явления и факты языка описываются в трех аспектах, в трех направлениях: форма (структура), значение (семантика), употребление в речи. Любая лингвистическая единица, подлежащая изучению, рассматривается с трех сторон: ее структурные (формальные) показатели, ее значение (обусловленное особенностями формы) и особенности употребления в речевой практике (обусловленные ее семантическими и функциональными возможностями). Таким образом, все три компонента оказываются взаимосвязанными, взаимообусловленными, что важно показать школьникам в процессе изучения лингвистических единиц.
Многие разделы школьного курса русского языка модернизированы, некоторые разделы введены заново. Так, в действующих учебниках существуют разделы "Лексика", "Морфемика", "Словообразование", которые ранее не изучались в средней школе. Существенно обновились разделы "Фонетика и графика", "Морфология", "Синтаксис", "Орфография", "Пунктуация" и др. Так, например, в разделе "Синтаксис" наряду с предложением изучается строение и значение словосочетаний; изучение орфографических правил основывается на осознании понятия орфограмма; части речи рассматриваются как лексико-грамматические классы слов и выделяются на основе трех признаков: общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической функции. Это свидетельствует о том, что трактовка и описание фактов языка в школьных учебниках соответствуют данным современной лингвистической науки. Кроме того, в школьных учебниках описаны не только единицы языка, но и явления речи: текст и его типы, стили речи, особенности построения всех типов текста, нормы русского литературного языка и возможности их реализации в речевой практике учащихся.
Учебный комплекс под ред. В.В.Бабайцевой имеет ряд специфических черт, которые отличают его от других учебных комплексов. Он состоит из трех частей, каждая из которых содержит определенный материал, подлежащий усвоению.
Первая часть - "Теория", в которой последовательно (линейно) излагаются основы науки о языке, орфографические и пунктуационные правила. Другими словами, задача первой части учебного комплекса заключается в описании системы языка, его строения, в раскрытии основных языковых закономерностей. В связи с этим в учебнике реализуется индуктивный способ подачи материала. Каждая тема раскрывается с помощью учебного текста, в котором с помощью шрифтовых и графических выделений отмечено главное, существенное, значимое. Описание фактов языка иллюстрируется примерами, сведения о языке конкретизируются, систематизируются, обобщаются с помощью таблиц, схем. Представленный в теоретической части учебника материал дифференцируется по степени важности и трудности: условными знаками отмечено то, что необходимо усвоить, заучить, и то, на что необходимо обратить особое внимание. Кроме основной в текстах учебника содержится дополнительная информация об изучаемых фактах и явлениях языка: отрывки из научно-популярных произведений о русском языке, сведения о деятельности ученых-лингвистов, описание (характеристика) некоторых норм русского литературного языка и др.
Вторая часть учебного комплекса - "Практика" - предназначена для школьников определенного класса. Специальные учебные пособия созданы для учащихся V, VI-VII, VIII-IX классов. В них содержится материал (задачи и упражнения), с помощью которого знания, освоенные по теоретической части учебника, трансформируются в умения. Задания практической части позволяют научить школьников применять знания о языке в практической деятельности, сформировать у них необходимые умения.
"Русская речь" - третья часть учебного комплекса под ред. В.В.Бабайцевой - обеспечивает работу по развитию связной речи учащихся. Эту часть составляют два пособия, предназначенных для учащихся V-VII и VIII-IX классов. Они содержат теоретические сведений об изучаемых речеведческих понятиях (речь устная и письменная; средства связи предложений в тексте) и речевых жанрах (рецензия на книгу, психологический портрет, портретный очерк, памятки, помогающие школьникам правильно выполнить то или иное задание), ответы на наиболее трудные вопросы. Особыми обозначениями выделены сведения о фигурах речи, задания дифференцированы по степени трудности. Материал пособий связан с программой по русскому языку и литературе, что позволяет реализовать межпредметные связи.
Учебный комплекс под ред. М.М.Разумовской и П.А.Леканта - поклассные учебники, каждый из которых традиционно содержит как теоретический материал, так и задания (упражнения) для формирования всех необходимых умений (учебно-языковых, правописных, речевых). В учебниках последовательно (линейно) излагаются сведения о языке. Исключением является вводный курс "Синтаксис и пунктуация" в V классе, назначение которого заключается в обеспечении синтаксической основы изучения всех разделов школьного курса русского языка и создании базы для работы по развитию речи школьников.
В учебниках данного комплекса в определенной степени реализуется функциональный подход к описанию фактов языка. Это проявляется, в частности, в стремлении авторов раскрыть назначение, функцию изучаемого явления в языке и речи. Для этого большое внимание уделяется разъяснению такого понятия, как значение изучаемой единицы. Так, изучение частей речи, как правило, начинается с параграфов, которые называются "Что обозначает имя числительное", "Что обозначает глагол" и т.п. Более глубоко изучаются структурные особенности единиц языка; в частности, образование частей речи дается сразу после изучения их значения. И наконец, в специальных параграфах и разделах описаны особенности употребления изучаемых единиц языка. Так, например, в учебнике для VI класса имеется большой раздел "Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов", в котором рассказывается о роли названных единиц языка в достижении точности, богатства выразительности речи, описываются нормы произношения названных частей речи и т.п.
Специальный раздел каждого учебника посвящен изучению речи. В этих разделах ("Речь") раскрывается сущность важнейших речеведческих понятий (что такое текст; смысловые отношения между предложениями и последовательность предложений в тексте); описываются стили и типы речи (разграничение деловой и научной речи; научное рассуждение; повествование делового и научного стилей).
Подача (предъявление) теоретического материала в учебниках осуществляется как дедуктивным, так индуктивным путем в зависимости от характера изучаемых явлений и этапа их изучения. В учебниках для VI и VII классов более часто и последовательно реализуется индуктивно-дедуктивный способ подачи теоретического материала.
Специальными условными обозначениями выделены: материал повышенной трудности; материал для заучивания и запоминания; лингвистические тексты, предназначенные для чтения и пересказа; материал для наблюдений; упражнения, раскрывающие значение, структуру, правописание (ЗСП).
Подача материала
В учебнике русского языка для V класса преобладает индуктивный способ подачи знаний. Это связано с тем, что именно в V классе, на начальном этапе изучения систематического курса русского языка в школе, представляется важным сформировать у учащихся умение самостоятельно анализировать факты языка, делать выводы и обобщения.
Как правило, новая информация в учебнике русского языка для V класса дается следующим образом: материал для наблюдений, вопросы и задания для учащихся к этому материалу и вывод в виде определений и правил. Следует иметь в виду, что при этом доля самостоятельности действий учащихся постепенно увеличивается. А перед учителем стоит задача сделать работу по анализу материалов для наблюдений более разнообразной.
Дедуктивный способ подачи нового материала (дедуктивное изложение) используется довольно последовательно в учебниках
для VI и VII классов. На этом этапе обучения важно сформировать у школьников умение связно, в определенной последовательности излагать знания по русскому языку. Кроме того, факты, описанные в названных учебниках, как правило, являются совершенно новыми для учащихся, разобраться в их сути самостоятельно довольно сложно. Следует также учитывать, что объем изучаемых понятий увеличивается, а сами понятия оказываются более сложными по сравнению с изучаемыми ранее.
В учебниках для VIII и IX классов используется индуктивно-дедуктивный способ введения новых знаний: сначала выполняется ряд упражнений и заданий для первоначального ознакомления с изучаемым явлением (в основе анализа - его структурные особенности); затем следует дедуктивное изложение, в процессе которого обобщаются сделанные школьниками наблюдения и вводятся новые факты, характеризующие изучаемую единицу.
В учебниках удачно решена еще одна серьезная методическая проблема-разграничение изучаемого материала по степени важности, необходимости, значимости. Для этого используются прежде всего шрифтовые, условные графические и цветовые обозначения. Так, специальными обозначениями выделены изучаемые теоретические сведения, материал для заучивания, запоминания, теоретические сведения, требующие осознания, но не заучивания, материал для наблюдений.