Индивидуальный подход к учащимся

В работе с детьми большое значение имеет хорошее знание учителем индивидуальных особенностей своих учеников, так как в каждом классе есть учащиеся внимательные у рассеянные, ак­тивные и пассивные, интересующиеся физической культурой и от­носящиеся к урокам без особого интереса.

Учитель должен хорошо знать состояние здоровья и физиче­ского развития каждого ученика. Для этого он знакомится сдан­ными, имеющимися в личном деле учащегося, и с результатами последнего медицинского осмотра. Очень многое дает учителю ознакомление с домашними условиями детей, а также личный контакт с родителями. Все это дополняется внимательным наблю­дением за детьми в процессе учебно-воспитательной работы.

В каждом классе имеются учащиеся, отличающиеся по физи­ческой подготовленности от большинства своих одноклассников. Одни из них отстают, другие, наоборот, дают высокие показатели при выполнении физических упражнений.

Дети, отстающие по своим показателям в физической культу­ре, часто стесняются и, не желая обнаружить перед товарищами отставание в своем физическом развитии, неохотно выполняют упражнения или вовсе воздерживаются от их исполнения. В этих случаях учитель спокойным тоном подбадривает занимающихся, иногда облегчает условия выполнения упражнений, стремится вселить в них надежду и уверенность, говоря, что их отставание временное, что они догонят своих товарищей, особенно если бу­дут заниматься дополнительно во внеурочное время. Для таких учащихся учитель не создает на уроке никакой особой обстанов­ки, не останавливает на них внимание класса, а работает с ними индивидуально.

Также нуждаются в индивидуальном подходе и дети, имеющие хорошую подготовку. На уроке они иногда тяготятся легкостью упражнении, которые проводятся со всеми учащимися. Поэтому выполняют их небрежно и неохотно. В этих случаях к таким уче­никам необходимо предъявлять повышенные требования при выполнении задании и частично усложнять упражнения. Кроме то­го, чтобы поднять активность таких учащихся, им следует пору­чать оказание помощи своим товарищам и привлекать их к пока­зу упражнений. Однако в любых условиях учитель не выделяет таких учащихся.

Нередко встречаются учащиеся, которые неуверенно делают упражнения, требующие решительности и смелости. Чаще всего это бывает при выполнении упражнений в равновесии, припрыж­ках с высоты н в высоту (особенно через планку), а также при спуске с горы на лыжах. Это объясняется отсутствием у них уве­ренности в своих силах, кажущейся трудностью упражнения, бо­язнью упасть или неудачно сделать упражнение. Чтобы устра­нить это, надо делать упражнения в облегченных условиях (мень-

тая высота снаряда, более пологий склон), с помощью и страховкой. Например, при выполнении упражнений в равновесии учи-тгль может уменьшить высоту бревна или поддерживать учени­ка за руку во время движения его по бревну; при прыжках в вы­соту опустить планку или вместо планки повесить веревочку. Обычно такая помощь оказывает положительное действие и дает больший эффект, ч'ем безапелляционная требовательность выпол­нения упражнения.

Наконец, иногда встречаются дети, которые не проявляют ин­тереса к физической культуре, неохотно занимаются, а в физи­ческом развитии не отличаются от большинства одноклассников. Здесь учитель прежде всего стремится выявить причины подоб­ных явлений (в беседе с учащимися, его товарищами и родите­лями), старается возбудить интерес ученика к физкультуре, дает ему отдельные поручения по учебной или внеклассной работе.

При индивидуальном подходе к детям надо обязательно учиты­вать состояние их здоровья.

Практика работы показывает, что детей, отнесенных к специ­альной медицинской группе в школе, бывает очень мало. Там, где организуются отдельные занятия для таких детей, их освобож­дают от занятий физическими упражнениями в классе и они на­ходятся под регулярным наблюдением медицинского персонала школы.

Учащиеся подготовительной группы занимаются вместе со все­ми детьми. Однако учитель обязан особенно внимательно подхо­дить к подбору упражнений и дозировке. В каждом конкретном случае учитель применяет определенные средства для привлече­ния таких учащихся к выполнению упражнений и к участию в иг­рах или, наоборот, принимает меры к ограничению их в занятиях. Например, если учащийся отнесен к подготовительном группе в результате перенесенного заболевания и организм его еще недос­таточно окреп, то такого ученика следует ограничивать в выпол­нении физических упражнений и игр, особенно таких, которые дают значительную нагрузку на организм. Если же учащийся отне­сен к подготовительной группе в силу слабого физического раз­вития, то такого ученика надо всемерно привлекать к системати­ческим занятиям физическими упражнениями и играми. Однако и в этом случае необходимы умеренные нагрузки, с которыми ор­ганизм учащихся мог бы справиться без излишнего напряжения.

Практически при индивидуальном подходе учитель может: ог­раничивать количество упражнений и число повторений; облег­чать условия выполнения; проводить на уроках специальные уп­ражнения, рекомендуемые врачом; уделять необходимое внима­ние технике выполнения и количественным показателям.

При работе с детьми, и особенно с теми, которые отнесены к специальной или подготовительной группе, большое значение имеет постоянный контакт учителя с врачом. Желательно, чтобы врач регулярно присутствовал на уроках физической культуры,

Т7

проводил наблюдение за детьми и добивался улучшения здоровья и физического развития учащихся. Несомненно, что совместная ра­бота учителя, врача и родителей даст хорошие результаты.

Наши рекомендации