Индивидуальный подход к учащимся
В работе с детьми большое значение имеет хорошее знание учителем индивидуальных особенностей своих учеников, так как в каждом классе есть учащиеся внимательные у рассеянные, активные и пассивные, интересующиеся физической культурой и относящиеся к урокам без особого интереса.
Учитель должен хорошо знать состояние здоровья и физического развития каждого ученика. Для этого он знакомится сданными, имеющимися в личном деле учащегося, и с результатами последнего медицинского осмотра. Очень многое дает учителю ознакомление с домашними условиями детей, а также личный контакт с родителями. Все это дополняется внимательным наблюдением за детьми в процессе учебно-воспитательной работы.
В каждом классе имеются учащиеся, отличающиеся по физической подготовленности от большинства своих одноклассников. Одни из них отстают, другие, наоборот, дают высокие показатели при выполнении физических упражнений.
Дети, отстающие по своим показателям в физической культуре, часто стесняются и, не желая обнаружить перед товарищами отставание в своем физическом развитии, неохотно выполняют упражнения или вовсе воздерживаются от их исполнения. В этих случаях учитель спокойным тоном подбадривает занимающихся, иногда облегчает условия выполнения упражнений, стремится вселить в них надежду и уверенность, говоря, что их отставание временное, что они догонят своих товарищей, особенно если будут заниматься дополнительно во внеурочное время. Для таких учащихся учитель не создает на уроке никакой особой обстановки, не останавливает на них внимание класса, а работает с ними индивидуально.
Также нуждаются в индивидуальном подходе и дети, имеющие хорошую подготовку. На уроке они иногда тяготятся легкостью упражнении, которые проводятся со всеми учащимися. Поэтому выполняют их небрежно и неохотно. В этих случаях к таким ученикам необходимо предъявлять повышенные требования при выполнении задании и частично усложнять упражнения. Кроме того, чтобы поднять активность таких учащихся, им следует поручать оказание помощи своим товарищам и привлекать их к показу упражнений. Однако в любых условиях учитель не выделяет таких учащихся.
Нередко встречаются учащиеся, которые неуверенно делают упражнения, требующие решительности и смелости. Чаще всего это бывает при выполнении упражнений в равновесии, припрыжках с высоты н в высоту (особенно через планку), а также при спуске с горы на лыжах. Это объясняется отсутствием у них уверенности в своих силах, кажущейся трудностью упражнения, боязнью упасть или неудачно сделать упражнение. Чтобы устранить это, надо делать упражнения в облегченных условиях (мень-
тая высота снаряда, более пологий склон), с помощью и страховкой. Например, при выполнении упражнений в равновесии учи-тгль может уменьшить высоту бревна или поддерживать ученика за руку во время движения его по бревну; при прыжках в высоту опустить планку или вместо планки повесить веревочку. Обычно такая помощь оказывает положительное действие и дает больший эффект, ч'ем безапелляционная требовательность выполнения упражнения.
Наконец, иногда встречаются дети, которые не проявляют интереса к физической культуре, неохотно занимаются, а в физическом развитии не отличаются от большинства одноклассников. Здесь учитель прежде всего стремится выявить причины подобных явлений (в беседе с учащимися, его товарищами и родителями), старается возбудить интерес ученика к физкультуре, дает ему отдельные поручения по учебной или внеклассной работе.
При индивидуальном подходе к детям надо обязательно учитывать состояние их здоровья.
Практика работы показывает, что детей, отнесенных к специальной медицинской группе в школе, бывает очень мало. Там, где организуются отдельные занятия для таких детей, их освобождают от занятий физическими упражнениями в классе и они находятся под регулярным наблюдением медицинского персонала школы.
Учащиеся подготовительной группы занимаются вместе со всеми детьми. Однако учитель обязан особенно внимательно подходить к подбору упражнений и дозировке. В каждом конкретном случае учитель применяет определенные средства для привлечения таких учащихся к выполнению упражнений и к участию в играх или, наоборот, принимает меры к ограничению их в занятиях. Например, если учащийся отнесен к подготовительном группе в результате перенесенного заболевания и организм его еще недостаточно окреп, то такого ученика следует ограничивать в выполнении физических упражнений и игр, особенно таких, которые дают значительную нагрузку на организм. Если же учащийся отнесен к подготовительной группе в силу слабого физического развития, то такого ученика надо всемерно привлекать к систематическим занятиям физическими упражнениями и играми. Однако и в этом случае необходимы умеренные нагрузки, с которыми организм учащихся мог бы справиться без излишнего напряжения.
Практически при индивидуальном подходе учитель может: ограничивать количество упражнений и число повторений; облегчать условия выполнения; проводить на уроках специальные упражнения, рекомендуемые врачом; уделять необходимое внимание технике выполнения и количественным показателям.
При работе с детьми, и особенно с теми, которые отнесены к специальной или подготовительной группе, большое значение имеет постоянный контакт учителя с врачом. Желательно, чтобы врач регулярно присутствовал на уроках физической культуры,
Т7
проводил наблюдение за детьми и добивался улучшения здоровья и физического развития учащихся. Несомненно, что совместная работа учителя, врача и родителей даст хорошие результаты.