Особенности работы в малокомплектной начальной школе
Задачи, средства и формы работы по физическому воспитанию детей, обучающихся в малокомплектных школах, те же, что и во всех других. Принципы построения уроков, методика их проведения, а также практический материал для учебной работы являются общими для всех школ.
Особенность учебной работы в малокомплектных школах по физическому воспитанию состоит в организации детей различных классов для проведения уроков.
Специфические особенности занятий физическими упражнениями, при которых учащиеся не находятся па одном месте, за партой, а часто меняют свае положение (ходьба, бег, прыжки, игры, и др.), определенная эмоциональность, распоряжения и команды учителя, вынужденный деловой шумок при выполнении упражнении с мячами, в ходьбе, беге, подскоках, метании в цель и др., а особенно в играх делают невозможным соединение уроков физической культуры с любым из других уроков учебного плана школы для их одновременного проведения в одном помещении.
В практике работы школ определились три варианта проведения уроков.
Первый вариант заключается в том, что уроки физич'ес-кой культуры проводятся с каждым классом отдельно. Это лучше всего в том случае, если в классах много учащихся и учитель одновременно ведет два класса, чаще всего I и II, II и III.
Для раздельного проведения уроков с каждым классом составляется соответствующее расписание, в котором уроки физической культуры ставятся последними. Это можно сделать за счет разницы во времени прихода детей в школу. Например, в тот день, когда в III классе должен быть урок физической культуры, учащиеся I класса приходят в школу в обычное время и занимаются, как и всегда, четыре урока, а учащиеся III класса приходят в школу ко второму уроку (три урока занимаются вместе с учащимися I класса, а на четвертом — одни).
При такой организации учебного дня уроки физическом культуры могут проводиться с большим успехом, так как заниматься будут дети одного возраста, одного класса, с приблизительно одинаковой физической подготовленностью и по одной программе. Малое количество учащихся в одном классе также является весьма положительным фактором, позволяющим учителю уделить очень большое внимание дифференциации физических упражнений в связи с осуществлением индивидуального подхода к детям.
Применение этого метода организации проведения уроков физической культуры в малокомплектной школе не вызывает никаких затруднений и особенностей по сравнению с уроками физической культуры в школах, в которых каждый класс ведет один учитель.
Не следует допускать разницу в приходе детей разных классов в школу за счет первых уроков для проведения на них занятий физической культурой. Первые уроки физкультуры в расписании уроков школы вообще не желательны. В условиях мало-комплектной школы лучше всего уроки физической культуры в расписании ставить последними.
Второй вариант заключается в том, что уроки физической культуры проводятся совместно: I класс объединяется со И, III — с IV. В этом случае один учитель во всех классах ведет уроки физической культуры, а другой — уроки ггения, рисования или труда.
Этот вариант, конечно, хуже первого. Здесь учитель должен вести урок с детьми двух возрастов, с заметной разницей в физическом развитии и физической подготовленности, по программам двух классов. И если принципиального различия в методическом построении урока здесь быть не может, то в организации детей для выполнения упражнений, в разграничении учебного материала для детей двух классов возникают определенные трудности.
Есть в этом варианте и положительная сторона. Нередко бывает, что один учитель лучше владеет материалом и методикой проведения занятий по физической культуре и в меньшей степени по пению или рисованию, а другой — наоборот. Иногда возраст и состояние здоровья ограничивают возможности учителя полноценно обучать детей физическим упражнениям. В этих случаях взаимная согласованность в распределении уроков по специальным предметам может иметь весьма положительное значение.
Третий в а р и а н т — проведение уроков физической культуры сразу со всеми учащимися школы. Это бывает в тех случаях, когда школа небольшая, общее количество учащихся невелико, в школе работает один учитель, который и ведет все уроки по всем предметам учебного плана начальных классов школы. Такие условия являются самыми сложными, так как на уроках ведется работа одновременно с детьми нескольких возрастов, классов, по разным программам.
Однако и в этих условиях необходимо проводить полноценные уроки физической культуры. В зависимости от материальной базы (наличия помещения для занятий, оборудования и инвентаря), от количества учащихся, а также от климатических условий учитель может проводить уроки сразу со всеми учащимися или же делить их на две группы.
С одной группой проводится урок физической культуры, а с другой — какой-либо другой урок, в котором дети больше всего занимаются самостоятельным выполнением заданий учителя. Такие уроки должны обязательно чередоваться, чтобы по всем предметам учебный план школы был выполнен.
Учителю следует применять оба варианта организации детей: как уроки сразу со всеми учащимися, так и с группами, что имеет положительное значение для создания хорошего ученического коллектива.
Как разновидность указанного выше способа применяется деление одного урока физической культуры на два урока и соответственно деление на два урока одного из уроков по другому предмету, например по рисованию. Учащиеся делятся на две группы: одна занимается физической культурой, вторая — другим предметом, самостоятельно выполняет задание учителя. Затем группы меняются. В этом случае по каждому предмету уроки будут 20—25-минутными.
Этот способ имеет серьезные недостатки. Даже при очень хорошей организации детского коллектива уроки не могут быть полными по времени. Несколько минут (5—8) учитель должен затратить на объяснение заданий для самостоятельной работы учащимся, остающимся в классе, а в конце урока несколько минут (3—5) на проверку выполнения заданий. Таким образом, общая длительность урока физкультуры будет равна не 45, а 35—38 минутам. Кроме того, 20—25-минутные уроки слишком ограничивают учителя в проведении нескольких видов физических упражнений с достаточной плотностью урока и физической нагрузкой. Определенной помехой здесь будут и необходимые организационные вопросы — построения и переходы к месту занятий сначала одной, а потом другой группы.
Для успешного проведения уроков физической культуры в малокомплектпой школе постоянно соблюдают следующие положения.
1. При любой организации учащихся учебный материал дол
жен быть программным для данного класса.
2. Необходимо возможно шире применять различные методы
ведения урока в зависимости от конкретных условий.
3. Следует обязательно дифференцировать упражнения для
учащихся разных классов как по условиям их выполнения, так и
по дозировке и качеству выполнения,
4. Необходимо умело использовать положительный опыт, име
ющийся у детей старших классов, в выполнении упражнений и
игровых действий в качестве примера для подражания младших школьников.
Следует уделять большое внимание активной работе всех детей, особенно старшеклассников.
При проведении уроков физической культуры в начальных классах малокомплектной школы могут применяться несколько различных методов организации учащихся для выполнения физических упражнений. Во время занятий сразу с учащимися нескольких классов необходимо широко использовать все возможные методы в разных сочетаниях.
Методы ведения урока определяются учителем в зависимости от задач урока, его содержания. Фронтальный метод, как позволяющий добиваться наибольшей плотности урока, может быть применим при проведении построений и перестроений, ходьбы, бега, танцевальных упражнений, общеразвивагощих упражнений без предметов и с предметами, упражнений для формирования осанки, прыжков на месте (подскоков), прыжков с короткой скакалкой, упражнений с большими и малыми мячами (при наличии мячей для каждого ученика), акробатических упражнений (при наличии необходимого количества мест), упражнений в равновесии на полу (земле), при проведении общих для всех классов игр, элементов лыжного строя, передвижения на лыжах, подъемов и спусков на лыжах.
Все перечисленные виды упражнений могут проводиться фронтальным методом только в том случае, если упражнения освоены всеми учащимися и при соответствующей и своевременной дифференциации в форме движений и дозировке будут достаточно хорошо выполняться. Преимущество фронтального метода состоит в том, что при одновременном выполнении одних п тех же упражнений младшие ученики могут брать пример со старших в подражать им, а старшие, понимая, что они должны служить примером младшим, постараются выполнить упражнение как можно лучше. Это, с одной стороны, является хорошей предпосылкой к возможно лучшим занятиям всех детей, а с другой, что также очень важно,— оказывает весьма положительное воспитательное воздействие на весь ученический коллектив.
Недостаток фронтального метода заключается в необходимости проводить общие упражнения для всех учащихся и в ограничении возможностей обучать старших школьников новым упражнениям. Этот недостаток несколько компенсируется дифференциацией требований к качеству выполнения упражнений старшими учениками и дозировкой упражнений.
Чтобы создать условия для подражания младшим школьникам, следует применять построения, при которых старшие будут хорошо видны младшим. При построениях на месте, в том числе с лыжами или на лыжах, лучше всего всем старшим учащимся быть в одношереножном строю впереди младших. Младшие выстраиваются в одну шеренгу сзади. Если происходит перестрое-
ние в колонне, то младшим следует быть в отдельной колонне сзади и наискось, чтобы и в этом случае младшие хорошо могли видеть действия старших.
При перестроениях в движении младшие находятся сзади старших в общем строю, а если необходимо продемонстрировать для младших выполнение какой-либо команды, то они задерживаются учителем на месте и наблюдают за старшими.
Во время ходьбы и бега в колоннах следует применять два варианта: первый — все учащиеся идут (бегут) в одной колонне, а темп движения регулируется учителем; второй—старшие идут (бегут) отдельно и в одном темпе, а младшие — в другом.
При проведении фронтальным методом общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами, а также всех других упражнений, выполняемых в разомкнутой колонне, младших детей следует ставить за старшими, лучше в шахматном порядке, чтобы впереди младших не оказались младшие. Вполне возможно пользоваться фронтальным методом и при построении всех детей в общий круг, лицом к центру. Это особенно удобно для проведения танцевальных упражнений.
Применение фронтального метода при проведении акробатических упражнений, упражнений с мячами, в прыжках со скакалками возможно лишь в тех случаях, когда имеется такое количество мест у матов, мячей и скакалок, которое соответствовало бы количеству занимающихся.
Поточный метод может широко применяться больше всего при проведении упражнений в чередовании ходьбы и бега по отрезкам, в том числе на скорость, в прыжках в высоту и длину с разбега, в равновесии, лазанье и перелезанни, в передаче, бросании и ловле мячей, в акробатических упражнениях, в спусках и подъемах на лыжах.
В малокомплектной школе самым лучшим вариантом поточного метода будет трехпоточная линия, т. е. по одному потоку выполняют упражнения учащиеся третьего класса, по другому — второго, по третьему — первого. Естественно, что три одновременных потока возможны при наличии необходимых условий: при прыжках в высоту — три разные высоты, при прыжках в длину — три места приземления, в равновесии — три снаряда, при ггереда-че, бросании и ловле мячей — достаточное количество мячей и т. д.
Возможна и одна поточная линия, когда учащиеся всех классов беспрерывным потоком выполняют упражнения. Преимущество одного потока состоит в том, что учащиеся имеют возможность видеть выполнение упражнений своими товарищами, в том числе и старшеклассниками, и брать с них пример. Недостаток одного потока — в относительно низкой плотности урока, а следовательно, и в уменьшении физической нагрузки. Преимущество нескольких потоков— в возможности большой дифференциации упражнений, достаточной плотности ур.рка и, следовательно, фи-
зической нагрузке; недостаток — в отсутствии возможностей для подражания младшими школьниками.
В различных конкретных условиях следует применять оба варианта поточного метода. При обучении детей какого-либо класса новым упражнениям лучше организовать три потока: на двух учащиеся будут самостоятельно выполнять изученные упражнения, а на третьем—учитель будет знакомить детей с новыми упражнениями. В период совершенствования умений и навыков детей в выполнении изученных упражнений вполне возможна в одна поточная линия.
Поточный метод с большим успехом может применяться при выполнении учащимися различных классов не одного вида упражнений, а нескольких. Например, учащиеся первого класса, занимаясь равновесием, идут потоком по доске гимнастической скамейки, учащиеся второго класса потоком преодолевают установленную высоту, а третий класс выполняет потоком кувырки вперед. Вполне возможна и единая поточная линия для учащихся всех классов, в которую включается несколько видов упражнений, например лазанье по гимнастической скамейке, прыжок в высоту, равновесие, метание в цель. В *том варианте строго необходимо выполнение детьми лишь тех упражнений, которые хорошо изучены. Наиболее простой разновидностью этого варианта является выполнение всеми детьми одинаковых упражнений во всем потоке. Более сложный вариант — поток, в котором учащиеся разных классов выполняют разные упражнения. Например, учащиеся первого класса проходят по доске гимнастической скамейки с положением рук в стороны, учащиеся второго класса — на носках, руки вверх, а учащиеся третьего класса — с подниманием согнутой ноги вперед и хлопком в ладони под йогой.
Посменный метод применяется при проведении упражнений для формирования осанки {у вертикальной плоскости), акробатических упражнениях (при недостаточном количестве матов), упражнений в лазанье, в метании. Возможны два варианта: первый— все учащиеся распределены на смены по классам и выполняют одинаковые упражнения; второй — учащиеся распределены на смены по классам, но выполняют разные упражнения. Достоинство первого варианта — возможность подражания младших школьников старшим; достоинство второго — возможность дифференцировать упражнения для учащихся разных классов. Следует регулярно пользоваться обоими вариантами.
Групповой метод наиболее часто применяется при проведении основной части урока. Его преимущество состоит в широких возможностях дифференцирования материала урока по отдельным видам упражнений для учащихся разных классов, проведения с разными классами не одинаковых, а разных видов упражнения, в возможностях регулирования дозировки упражнений. Кроме того, проводя занятия групповым методом, учитель имеет самые лучши'е условия для ознакомления учащихся одного класса с но-
15 Заказ Кя 6005 225
вым материалом, в то время как другие будут совершенствоваться в выполнении пройденных упражнений. Групповой метод необходим еще и потому, что, применяя его, учитель имеет возможность обучать детей старших классов тем упражнениям, которых нет в программах младших классов.
Обязательным условием применения группового метода является рациональное чередование видов упражнений: новые упражнения, отличающиеся точностью, при выполнении которых требуется особое внимание, проводятся в начале основной части урока; упражнения, вызывающие некоторое возбуждение, повышающие эмоциональность и физическую нагрузку, проводятся во второй половине основной части урока; упражнения в группах, где учащиеся будут заниматься самостоятельно, должны быть безопасными, не требующими обязательного присутствия учителя для страховки. Например, в то время, когда учитель разучивает с учащимися III класса новые акробатические упражнения, учащиеся II класса занимаются пробеганнем и прыжками под длинной вращающейся скакалкой, а учащиеся I класса метают в цель. По распоряжению учителя группы переходят от одного места (вида упражнений) к другому.
Важнейшее значение в работе по физической культуре в малокомплектной школе имеют: дифференциация в использовании практического материала при проведении занятий одновременно с учащимися нескольких классов, создание разных условий для выполнения упражнений, предъявление различных требований к качеству выполнения упражнений. Для осуществления этого учитель может применять много разных методических приемов. Во время проведения ходьбы, бега и передвижения на лыжах следует давать разный темп и продолжительность (младшие переходят с бега на ходьбу раньше старших). При проведении почти всех упражнений (общеразвивающих без предметов и с предметами, для формирования осанки, в равновесии, прыжках, метаниях и др.) необходимо давать разное количество повторений каждого упражнения. Кроме того, при проведении метания в цель для учащихся разных классов мишени могут быть расположены на разных расстояниях и высоте. При проведении прыжков в высоту устанавливается разная высота, при проведении прыжков в длину полоса для отталкивания у младших школьников шире, чем у старших. Во время спусков и подъемов на лыжах крутизна склонов у младших школьников должна быть меньше, чем у старших. При передвижении на лыжах лыжня старших детей должна быть длиннее, а младших — короче, что легко достигается внешней (для старших) и внутренней (для младших) замкнутыми лыжнями.
Самое серьезное внимание должно быть уделено проведению игр. В программе каждого класса много игр, все дети любят играть, но игры старших классов часто не по силам младшим школьникам, а в такие игры первоклассников, как «Космонав-
ты», «К своим флажкам», «Прыжки по полоскам», «Волк во рву», «Метко в цель», с большим желанием будут играть ученики и старших классов.
Учитывая это, учителю следует проводить с учащимися разных классов и общие игры (сразу со всеми), и отдельные для каждого класса или для двух смежных классов.
Общими играми могут быть только те, которые изучены на уроках во всех классах. Здесь предоставляется хорошая возможность старшим школьникам демонстрировать свое умение играть, а младшим перенимать хороший пример. Умело проведенные общие игры отлично влияют на сплочение ученического коллектива. В играх, как и во всех других упражнениях, должна быть дифференциация. Во время игр с перебежками младшим устанавливается меньшая дистанция, в играх с метаниями условия метания для младших школьников легче, чем для старших, и т. д.
При проведении общих командных игр лучше всего создавать равные по силам команды, чтобы в каждой из них было одинаковое количество учеников из разных классов. Совершенно необходимо проведение и отдельных игр с каждым классом.
Большинство подвижных игр проводится в основной части урока. При групповом методе ведения урока один класс будет играть, два других заниматься другими видами упражнений. Планируя для проведения урока игры и виды упражнений, следует придерживаться принципа разностороннего воздействия на организм: если игра с бегом, то другими видами упражнений могут быть прыжки, метания, равновесие, лазанье и др.
Дифференциация упражнений должна осуществляться не только между учащимися разных классов, но и внутри класса. В каждом классе есть дети, которые имеют хорошее физическое развитие и лучшую физическую подготовленность по сравнению с другими. Необходимый индивидуальный подход должен иметь место и при проведении общих упражнений со всеми классами, и при проведении упражнений с одним классом. Очень хорошо, например, для выполнения прыжков в высоту поставить четыре стойки для прыжков, между которыми натянуть три веревочки на разной высоте. Сначала все дети преодолевают самую низкую высоту. При этом к учащимся разных классов предъявляются разные требования к качеству выполнения прыжка. Все учащиеся, успешно преодолевшие одну высоту, совершают прыжки через другую, несколько большую, а те, кто не сумел перепрыгнуть первую высоту или прыгнул не так, как требуется, прыгают второй, а если нужно, и третий, и четвертый раз через веревочку, установленную на одной, первоначальной высоте. Такой же принцип дифференциации можно соблюдать и при проведении других упражнении. Например, во время метания в цель сначала все дети, построенные в одну-две колонны по классам, лицом к од-ной-двум мишеням (для каждого класса), выполняют метание с одного расстояния и в соответствии с заданием учителя на спо-
15* 227
соб метания. Тот, кто правильно выполнит задание учителя и успешно метнет в цель, следующий бросок будет выполнять с другого расстояния, на I—2 м дальше, а не выполнившие задания будут метать от первой линии. Осуществляя принцип дифференциации упражнений, учитель может отмечать детей, отличающихся лучшим выполнением упражнений, демонстрировать их умение прыгать, метать, лазать, но не следует акцентировать внимание на неудачных попытках и демонстрировать их. На хороших примерах дети будут учиться, подражать им, плохие примеры пользы не принесут.
Учитель, ведущий работу одновременно в нескольких классах, очень большое внимание уделяет воспитанию дружного ученического коллектива, в котором октябрята учатся вместе с пионерами, младшие имеют постоянную помощь и поддержку старших товарищей, а старшие чувствуют ответственность за своих младших друзей и постоянно оказывают им помощь примером и делом. Это проявляется во всей работе учителя, в том числе и на уроках физической культуры. Общий строй, коллективные обще-развивающие упражнения, общие игры, танцевальные упражнения, катание на лыжах, как и все другие виды упражнений, выполняемые в одно и то же время всеми детьми, являются отличными средствами сплачивания коллектива. В процессе проведения урока учитель прилагает большие усилия к активной работе учащихся. Ученики старших классов привлекаются к демонстрации упражнений, к руководству группами младших при групповом методе, к оказанию помощи и страховки при выполнении учащимися младших классов упражнений в равновесии, лазанье, перелезании и т. д. Активизируя участие детей в течение урока, учитель организует их для подготовки мест занятий и оборудования, раздачи индивидуального инвентаря и сбора его по окончании занятий.
Неоценимым средством активизации детей являются такие методические приемы, как поручение не только показать, а и провести упражнения, объяснить и организовать игру.
Учащимся старших классов можно поручать объяснение, показ и проведение новых упражнений и игр для младших школьников. Поручения учащимся надо давать заранее, за один-два дня, чтобы ученик мог хорошо подготовиться. Очень хорошо такие поручения давать не одному, а двум-трем учащимся: один объясняет, другой показывает, третий проводит упражнение.
Решающую роль в успешном проведении уроков физической культуры играет учитель, его тщательная подготовка. Много вопросов решает учитель, готовясь к уроку: доступность упражнений для каждого класса и соответствие их программам, плотность урока и регулирование нагрузки, дифференциация упражнений и индивидуальный подход к учащимся, определение методов ведения урока и активизации детей. Наряду с методическими вопросами построения и проведения урока должны быть ре-
шены и организационные вопросы: рациональное использование помещения или площадки, расположение учащихся разных классов на уроке, подготовка и использование оборудования и ин-в'ентаря.
Во многих ыалокомплектных начальных школах, расположенных в сельской местности или в небольших поселках, нет специ* ально построенных залов, нет и приспособленных помещений. Поэтому учебные и внеклассные занятия по физической культуре проводятся, как правило, на школьной спортивной площадке, на лесной поляне.
Проведение занятий на открытом воздухе — одно из требований учебной программы. К сожалению, климатические условия не всегда этому благоприятствуют. В ненастные, дождливые, холодные дни учитель нередко бывает вынужден переносить занятия в помещения. Если в селе или поселке есть клуб, то по договоренности с его администрацией занятия могут проводиться и там. В этом случае уроки физкультуры в расписание лучше всего ставить последними, чтобы после них учащиеся уходили домой. При отсутствии других помещений уроки физкультуры проводятся в классной комнате, коридоре школы.
В зависимости от конкретных условий школьные помещения могут по-разному использоваться для занятий физическими упражнениями. 8 больших классных комнатах парты можно отставить к стенам, освободив таким образом место для занятий. В небольших комнатах следует расширить проходы между партами, оставить проходы около стен. Вместе с классной комнатой можно использовать и коридор школы.
Обязательным требованием к проведению занятий в помещениях школы является влажная уборка и хорошее проветривание комнаты перед началом занятий. При соблюдении необходимых санитарно-гигиенических условий физическими упражнениями можно заниматься в любой классной комнате.
В классных комнатах можно проводить следующие виды упражнений: построения и перестроения, ходьбу, бег на месте и пробежки в медленном темпе, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, упражнения для формирования осанки, в равновесии, прыжки в высоту с укороченного разбега (3—4 шага), прыжки в длину с места, прыжки с высоты (с гимнастической скамейки), метание в цель, некоторые игры («Передача мячей», «Мяч соседу», «Выставка картин», «Гонка мячей в колоннах», «Товарищ командир», «Отгадай, чей голосок?», «Кто подходил?», «Слушай сигнал» и др.).
Для проведения занятий на открытом воздухе каждая начальная школа обязательно должна иметь хотя бы простейшую спортивную площадку. На ней необходимо оборудовать беговую дорожку (длина — 60 м, ширина — 4—5 ж), ямы для прыжков в высоту и длину, площадку для игр. Кроме того, следует построить гимнастический городок (бревно для равновесия, .гимнастиче-
екая стенка, бум, канат и шест для лазанья). Вокруг площадки нужно посадить деревья и кустарник.
В строительстве площадки должны участвовать дети. Они с большой охотой и с успехом помогут взрослым расчистить, выровнять и разметить беговую дорожку и площадку для игр, вырыть и засыпать песком ямы для прыжков, посадить деревья, кусты и цветы. Трудовое участие детей в создании условий для физкультурной работы полезно и в том отношении, что оно наилучшим образом способствует воспитанию школьного коллектива.
Ученики младших классов могут участвовать и в изготовлении простейшего инвентаря. Малые набивные мячи, гимнастические палки, флажки, скакалки, мелкие предметы для игр — все это способны сделать сами дети под руководством учителя.
Уроки лыжной подготовки в малокомплектной школе могут проводиться в отличных условиях, поскольку в сельской местности всегда можно выбрать самые желательные места для учебных лыжней, для спусков со склонов гор и подъемов на них. Такете же хорошие условия в сельской местности имеются и для катания на санках.
В теплое время года, осенью и весной, сельские начальные школы располагают очень хорошими возможностями для проведения занятии в естественных условиях, особенно для проведения игр с использованием местности.
Работа по физическому воспитанию в малокомплектных начальных школах не ограничивается уроками физкультуры. При любых условиях в каждой школе можно проводить гимнастику до занятий, физкультурные минуты на уроках, организованные перемены, а также многие формы внеклассной работы — «часы игр», пешие и лыжные прогулки, катание на санках, простейшие спортивные соревнования, главным образом по подвижным играм, физкультурные праздники, встречи с другими школами.
Гимнастика до занятий и физкультурные минуты на уроках организуются и проводятся на основе тех же принципов, которые приняты для всех школ. Разница этих мероприятий в режиме учебного дня состоит в форме упражнений для учащихся разных классов и о дозировке упражнений. Учащиеся старших классов выполняют упражнения, усложненные исходными положениями ног, рук, туловища, более сложным сочетанием движений, чем у младших школьников. Количество повторений каждого упражнения у старших школьников должно быть больше, чем у младших.
Как гимнастика до занятий, так и физкультурные минуты проводятся со всеми учащимися одновременно, но на окончание выполнения упражнений младшим классам подается команда раньше, чем старшим.
С помощью физкультурного актива близлежащих восьмилетних и средних школ в начальных школах организуются кружки физической культуры. В кружке выбирается староста. Он изве-
щаетшкольников о занятиях, ведет учет посещаемости, помогает руководителю. Детей принимают в кружок по желанию.
Учителя малокомплектных начальных школ работают в особых условиях. Рядом с ними нет учителя физической культуры, который может оказать помощь и советом, и делом. Всю организационную работу приходится вести самостоятельно. Поэтому очень важно создать в школе хороший физкультурный актив. Во-первых, следует опереться на своих бывших учеников, перешедших в восьмилетнюю или среднюю школу, но живущих по-прежнему в том же населенном пункте, где находится начальная школа. Во-вторых, действенную помощь могут оказать родители: многим из них вполне по силам провести с детьми пешую или лыжную прогулку, соревнования, организовать «часы игр» и даже руководить кружком физической культуры. В-третьих, нельзя забывать и о молодых специалистах, работающих и живущих в том населенном пункте, где расположена школа. Большую пп-мощь школе может оказать коллектив физкультуры спортивного общества, созданного в том же (или соседнем) населенном пункте.
Над каждой начальной школой должна шефствовать поблизости расположенная восьмилетняя или средняя школа. Ее коллектив физической культуры может успешно оказывать повседневную помощь начальной школе в организации внеклассной работы с учащимися. Если же шефствующая школа расположена относительно далеко, то она периодически может помочь в организации и проведении физкультурных утренников, праздников, соревнований, выступлений. Кроме того, шефствующая школа может оказать реальную помощь в улучшении материальной базы начальной школы.
Вопросы планирования и учета всей работы по физической культуре в малокомплектной начальной школе разрешаются на тех же основаниях, что и во всех школах. Значительная разница существует лишь в форме плана урока, в котором надо отразить учебный материал для каждого класса, а также в форме планов^ графиков на учебную четверть.
Примерный план урока
Первая четверть. Урок 8-й. Задача урока.
I класс II класс III класс
1. Ознакомить с игрой 1. Совершенствовать I. Совершенствовать
«К своим флажкам» и умения в метании на умения* в сдаче рапор-
метанием в цель. дальность и в прыжках в та, в метании на даль-
длину с места ность и в прыжках в вы-
2. Совершенствовать соту с разбега
умения в прыжках через
внсящую и качающуюся скакалку
Место проведения: школьная спортивная площадка.
Оборудование: длинная скакалка, шесть малых набивных мячей (для метания на дальность), столки для прыжков в высоту и планка (веревочка), три флажка разного цвета.
Вводная часть — 12 минут.
Общее построение в одну шеренгу яа площадке, на правом фланге III класс, на левом — I. Рапорт сдает дежурный III класса. Объявление задач урока. Повороты направо и налево:
I класс Произвольно
II класс По разделениям
III класс На нятке и носке
Ходьба в колонне по одному, III класс впереди. Бег в чередовании с ходьбой.
I класс
20 м бег, 10 м ходьба, 20 м бег, ходьба
II класс
30 м бег, 20 м ходьба, 30 м бег, ходьба
Ш класс
40 м бег, 30 м ходьба, 40 м бег, ходьба
Перестроение в разомкнутую колонну по три, по классам. Общеразвивающие упражнения без предметов (упражнения общие, исходные положения и дозировка разные).
Г класс
Основная часть — 26 минут V класс
ИГ класс
Прыжки через висящую и качающуюся скакалку (ответственный — учащийся III класса)
Метание в цель (с учителем)
Прыжки в длину с места (с учителем)
Метание на дальность (ответственный — один из учащихся класса)
Метание на дальность (ответственный — один из учащихся класса)
Прыжки в высоту с прямого разбега {ответственный—один из учащихся класса)
Общее построение в одну шеренгу, как в начале урока. Расчет по три. Первые номера — одна группа, вторые — другая, третьи номера — третья группа (в каждой группе одинаковое количество учащихся разных классов). Игра «К своим флажкам» (объясняет игру учащийся III класса).
Заключительная часть — 7 минут.
Общее построение в круг, взявшись за руки.
Обычный танцевальный шаг на носках (объясняет и показывает один нз учащихся II класса).
Подведение итогов урока.
Организованный уход с площадки в школу.
Примерный план-график распределения программного материала на первую четверть для I—III классов
М уроков | |||||||
Классы | 1 11 Ш | 1 П 111 | 1 И Ш | I и ш [ 1 и ш | 1 И III | 1 И Ш | |
Теоретические сведения | + + + | ||||||
Построения и перестро- | + + + | 4+4 | +++ | +++ | +++ | + 4 + | + + + |
ения | |||||||
Общер азвивающис уп ■ | |||||||
ражнения: | |||||||
без предметов | 4 + т- | + + | + | ++ | + | ||
с предметами | + | + | + | + + | |||
Упражнения для фор- | ++ + | ++ | + + | ||||
мирования осанки | |||||||
Танцевальные упражне- | |||||||
ния | 4- | 4- | |||||
Равновесие | -(- | 4- | 4- | + | |||
Ходьба и бег | ч—\- | + ++ | Ч—1- | ||||
Прыжки | + + | -|__)—{_ | + + | + + + | ч—ь | + + | |
Метания | + | + + | + 4 | ч—ь | |||
Игры | + ■;■ + | +++ | 44+ | +++ | +++ | +++ |