По физическому воспитанию в школе
«Обучение и воспитание учащихся проводится в процессе учебной работы, внеклассных и внешкольных занятии и общественно полезного труда. Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок»,— говорится в Уставе средней общеобразовательной школы1.
Это указание в полной мере относится к работе по физическому воспитанию в школе. Урок физической культуры является такой формой занятий, которой охватываются в обязательном порядке все учащиеся школы. Уроки проводятся с определенным постоянным составом учащихся данного класса. Это позволяет лучше организовывать и проводить занятия, учитывая конкретные условия и физическую подготовленность занимающихся. Уроки физической культуры проводятся по твердому расписанию, в определенные дни и часы недели, в течение определенного количества времени (45 минут). Они в своей совокупности обеспечивают систематическое изучение того минимума знаний и навыков, который предусмотрен программой, и, следовательно, составляют основу для разностороннего физического воспитания учащихся.
Правильное проведение уроков обеспечивает успех самостоятельной работы и выполнение учащимися различных заданий учителя, связанных с совершенствованием умений и навыков, получаемых на уроках. Эти задания учащиеся выполняют самостоятельно дома или в секциях (группах), пионерских звеньях и отрядах. Таким образом, уроки являются основой и для самостоятельных личных или групповых занятий учащихся.
На уроках, как правило, учащиеся знакомятся с материалом, используемым при проведении гимнастики до занятий, перемен и физкультурных минуток. Таким образом, уроки являются основой и для физкультурных мероприятий в режиме учебного дня.
Из кратких бесед учителя на уроках учащиеся узнают о задачах и значении физической культуры и спорта, о достижениях советских спортсменов. На уроках они знакомятся с новыми для них видами физических упражнений и играми, у детей воспитывается интерес к гимнастике, спорту и играм. Все это содействует вовлечению детей в секции и команды, привлекает к участию в различных массовых физкультурных и спортивных мероприя-
1 «Устав средней общеобразовательной школы». Мч «Педагогика», 1970, стр. 9.
тиях. Следовательно, урок является основой для всей вне класс-ной массовой и спортивной работы с учащимися.
Физическое воспитание имеет большое прикладное значение. Среди физических упражнений, применяемых на уроках физической культуры, очень много таких, которые имеют жизненно важное значение и применяются в повседневной жизни, в быту. Задача школы состоит в том, чтобы учащиеся привыкли к использованию средств физического воспитания ежедневно в различных условиях учебы, труда, отдыха.
Всему этому дети учатся прежде всего на уроках физической культуры.
Как по содержанию, так и по организации уроки физической культуры имеют специфические особенности. Они проводятся в зале, на площадке, в коридоре, где дети менее ограничены в движениях, а это создает особые условия для организации детей и проведения урока. Дети па уроках физической культуры занимаются не в обычной школьной форме, а в специальных костюмах, находятся в иных температурных условиях. Во время урока им приходится неоднократно менять свои места для выполнения упражнений и входить в многообразное взаимодействие друг с другом. Кроме того, учитель может сознательно изменять обстановку на уроке (часто очень быстро), когда дети неожиданно для себя и других вынуждены действовать в полной за^ висимости от коллектива.
Уроки физической культуры отличаются большим многообразием двигательных ощущений, воздействующих на организм учащихся. Поэтому здесь больше, чем где-либо, должен осуществляться индивидуальный подход к учащимся.
Все эти особенности усиливают ответственность учителя за проведение уроков физической культуры.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ
Каждый урок физической культуры должен отвечать следующим требованиям:
а) иметь определенные задачи — общие, выполнение которых
должно быть обеспечено в процессе всех уроков или серией уро
ков, и частные, выполняемые в течение одного отлельпо взятого
урока;
б) быть правильно методически построенным;
в) быть последовательным продолжением предыдущих заня
тий и в то же время иметь свою целостность и законченность;
одновременно с этим он должен в значительной степени предус
матривать задачи и содержание следующего очередного урока;
г) соответствовать по сво'ему содержанию определенному со
ставу учащихся в отношении возраста, пола, физического разви
тия и физической подготовленности;
д) быть интересным для учащихся, побуждать их к активной
деятельности;
е) содержать упражнения и игры, содействующие разно-сто
роннему физическому развитию, укреплению здоровья, формирова
нию осанки;
ж) правильно сочетаться с другими уроками в расписании
учебного дня;
з) носить воспитывающий характер.