Вопрос 2: Воспитание в первобытном обществе
Зарождение воспитания относят к тому же времени, когда появился человек современного физического типа (40 - 35 тыс. лет назад). Окружающий мир— воспринимался человеком как нечто живое, наделенное сознанием. Стихийно возникшие цели воспитания заключались в подготовке к простейшему существованию.
Зачатие педагогической мысли развивались только на уровне обыденного сознания - практическое воспитание. Воспитание зародилось одновременно как умственное, физическое, нравственно-эмоциональное взросление. Оно не было системным. Его содержание обогащалось по мере обогащения общественного опыта и познания человека. В начале воспитание сводилось к передаче жизненного опыта (2-3 млн. лет назад). Выделение человека из животного мира сопровождалось переходом к сознательной передаче опыта. Предкам современных людей следовало знать: съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, обладать силой и выносливостью. Мощным средством передачи опыта явилось возникновение речи.
Постепенно воспитание стало переходить в ранг особой деятельности (оно явилось частью повседневной борьбы человека за выживание). Воспитание возникло из потребности людей в общении и оказалось в тесной связи с эволюцией форм примитивного труда. Труд выступал условием существования людей. При этом была важна передача практического трудового опыта. Без помощи взрослых дети таким опытом овладеть не могли. Таким образом, возрастает роль взрослых в организации обучения детей в условиях трудовой деятельности. Специфической чертой человечества являлось групповое, коллективное начало в воспитании. Первобытное воспитание готовило всех детей одинаково к повседневной жизни. Единственными ориентирами в воспитании являлись пол и возраст детей. Воспитание проистекало из общинного образа жизни и было связано с развитием орудий труда, обычаями и традициями старших поколений.
В 9 - 8 тысяч. до н.э. в ряде регионов мира (Малая, Передняя, Средняя Азия) происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становитьсясемья. Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращается в сословно-семейное. Дети воспитывались, прежде всего, на примере родителей. Складывается воспитание различных представителей общины: вождей, жрецов, воинов и др.
Дети со слов родителей и путем подражания, в практической деятельности воспринимали опыт и информацию.
Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Люди первобытной эпохи использовали неосознанно отдельные дидактические приемы при передаче опыта. Детям показывали, что и как делать: как действовать палкой, разделывать шкуру, находить и собирать съедобные растения и др. Основным приемом эмоционально - психологического воздействия взрослых являлось механическое повторение. Но по мере усложнения жизнедеятельности менялись и приемы передачи социального опыта. Появились зачатки организационных форм воспитания. Постепенно воспитание сосредоточилось в руках специально назначенных для этого лиц. В общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным и ограничивался возрастом от 9 до 11 лет. Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали их первым навыкамбытовой трудовой деятельности. В этот период дети много времени проводили в играх, имитируя жизнь взрослых. Старейшины следили за тем, чтобы дети не нарушали уставленных общиной запретов. По мере взросления мальчики все больше времени проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте, рыболовству и др. Женщины обучали девочек- подростков ведению домашнего хозяйства. Маленьким членам общины предоставлялась значительная свобода в поведении. Наказание не могло быть жестоким (удар палкой по следу ребенка). Но постепенно положение меняется - расслоение общины ужесточает воспитание. Часто стали применять физическое наказание. Коллективная традиция воспитания на исходе первобытнообщинного периода привела к появлению своеобразных «Домов молодежи» для детей и подростков. Это были прототипы школ, организованные для воспитания общественного человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям. Основной формой занятий оставались совместные игры. Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах молодежи постепенно менялись.
В условиях матриархата до 7-8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин, а в более старшем возрасте - раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи становятся раздельными. Воспитание мальчиков, полностью переходит к старейшим и жрецам. По мере имущественного расслоения общины появляются отдельные дома молодежи для бедных и для состоятельных членов общины
Все подростки обоего пола, достигнув 10- 15 лет, проходилиинициацию - процедуру посвящения во взрослую жизнь. У мальчиков она была более сложной и длительной, чем у девочек. Она проходила в виде религиозного обряда и сопровождалась песнопениями, ритуальными танцами.
Вопрос 4: Воспитание и школа в античном мире (Древний Рим)
Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее воспитание. Дети получали религиозное воспитание. При этом отец выполнял функции жреца. Девочки и девушки находились под неусыпным присмотром матерей вплоть до замужества. Мальчики до 16 лет находились под наблюдением отца, изучали домашние и полевые работы, овладевали искусством владения оружием. Нередко на глазах ребенка творилась расправа над рабом. Семья была ответственна за воспитание юных римлян.
Первые попытки создания учебных заведений относятся к 449 г. до н.э. Занятия проводились частными лицами на форуме. К Ш в. до н.э. восходит появление профессии наставника. Рабыни следили за детьми 4-5 лет. Рабы - педагоги обучали мальчиков чтению, письму, счету. Начиная со II в. до н.э. на образование стали оказывать влияние традиции эллинских центров Античного мира. Но римское образование не теряло своей самобытности. При сохранении семейного воспитания и общественных учебных заведений это образование имело практическую направленность. Но из программы исключались изящные искусства (музыка и пение). Главная цель: обеспечить карьеру в политике или военной карьере.
В 1 в. основными дисциплинами были: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, медицина, архитектура.
К V в. исключены медицина и архитектура. Таким образом, оформилась программа СЕМИ свободных искусств: тривиум: грамматика, риторика, диалектика; квадриум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка.
Низшей ступенью обучения свободных граждан являлисьтривиальные школы. Сроки обучения в них не превышали двух лет. Учились девочки и мальчики с 7 лет. Изучали: латинскую и греческую грамоту, литературу, счет. Считать учились по пальцам. Учитель занимался с каждым учеником отдельно. Широко использовались физические наказания плетью, палкой, в ходу были и поощрения успевающих учеников. Частные грамматические школы - школы повышенного типа. Обучались подростки с 12 до 16 лет. Тут добавлялись греческий язык, основы римского права, грамматика, латинский язык, риторика. Количество учеников было ограничено, а обучение индивидуальным. В ряде частных школ для детей состоятельных граждан предусматривалась и физическая подготовка, но не обучали танцам и пению. Военную подготовку молодежь проходила в военных формированиях -Легионах.
В IV в. появилисьриторические школы. Тут изучали греческую и римскую литературу, математику, астрономию, основы права, философию. Широко использовались диспуты. Эти школы готовили юристов для государственной машины Римской империи. Становление философской мысли происходило под влиянием эллинской традиции.
Выделяют следующие периоды развития воспитания и образования в Древней Греции:
· Критомекенский период (4 тыс. до н.э. - 12 век до н.э) - считалось, что судьба человека предрешена богами Олимпа.
· Предполисный период (11-9 века до н.э.) период формирования городов.
· Архаический период (8-6 века до н.э.)
· Классический период (5-первая половина - 4 века до н.э.)
· Эллинизм (4-1 века до н.э.).\