Каждый раздел учебника завершается профессиональной задачей, которую мы предлагаем студентам решить самостоятельно

ЗАДАНИЕ

Проанализируйте предложенный перечень типовых профессиональных задач.

Какие ещё задачи Вы бы добавили в приведенный перечень?

Аргументируйте свои ответы.

Обратите внимание на то, что Вы утверждаете; какие доводы поддерживают Ваше утверждение; какие факты поддерживают Ваши доводы; какие возражения Вы признаете и как отвечаете на них.

Что собой представляет педагогика и что она изучает?

Во введении в раздел отмечалось, что одной из важнейшей особенностью современного этапа развития образования является его инновационность. Инновации (от латинского «novatio», что означает «обновление») в образовании можно рассматривать как:

· средство реагирования системы на внешние изменения,

· механизм развития системы образования,

· фактор, обусловливающие потребность в рефлексии сложившегося опыта,

· конечный результат деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

ЗАДАНИЕ

Термин «инновация» ввел австрийский экономист Й. Шумпетер

1) novus –новый*, не всегда лучший

Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы

Приставка «in» переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений»

Особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).

Инновации в образовании – это социальные инновации — процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума.

К социальным инновациям относятся новые стратегии, концепции, идеи и организации, которые удовлетворяют социальные потребности – от условий труда и образования до развития сообществ, способствуя расширению и упрочению гражданского общества.

Одним из примеров социальных инноваций является деятельность Организация «Достижения молодых – Юный предприниматель» (Junior Achievement – Young Enterprise), в процессе которой была разработана образовательная программа «Эстафета социальных инноваций» (Social Innovation Relay) в целях повышения мотивации и готовности учащихся 15 - 18 лет к созданию новаторских идей, способствующих важным положительным социальным преобразованиям.

Приведите примеры образовательных инноваций и попытайтесь обосновать социальные эффекты их реализации.

Основой разработки и реализации инновационных процессов в образовании является наука.На заключительном заседании Всемирной конференции по науке, состоявшейся в Будапеште 2 июля 1999 г. была принята Декларация о науке и использовании научных знаний, в которой в частности отмечается следующее: «Научный прогресс делает особо важной роль университетов…. Во всех странах необходимо укреплять научные исследования в рамках программ высшего образования… с учетом национальных приоритетов[13]». Именно в университетах сегодня происходит интенсификация процесса внедрения результатов фундаментальных и прикладных исследований в образовательный процесс высшей школы, развитие различных форм интеграции образовании и науки.

Сегодня все больше осознается такая ценность педагогического знания, как эффективность в решении реальных проблем, предвосхищении рисков педагогического воздействия. При этом актуализируется проблема низкой результативности внедрения результатов педагогических исследований в образовательную практику. Известный американский педагог, президент Института исследований в области образования Джон Гудлэд писал о том, что часто размышлял над вопросом: почему результаты его исследований – никем не опровергнутые и не оспоренные, за исключением нескольких замечаний по форме представления некоторых данных, так мало повлияли на практическую деятельность школ.[14]

Такая ситуация характерна и для отечественной образовательной практики. Основная причина этого парадокса заключается в недостаточной адаптированности имеющегося научно-педагогического знания к потребностям развивающейся практики. Этот вывод можно обозначить как разрыв инновационной цепочки в научном обеспечении развития образования. По мнению ряда учёных, сегодня с точки зрения общественных потребностей важны эффективное внедрение уже существующих знаний и инновации по применению новых и имеющихся научных открытий, поскольку сегодня человечество входит в эпоху обширных прикладных исследований, в эпоху повышения экономической и общественной отдачи науки. Бесспорно, можно сколь угодно долго сетовать на «прагматизацию» науки или на отступление от священного принципа свободы исследований, но реальность рано или поздно заставит позабыть обо всем этом в пользу резкого и быстрого повышения экономической и общественной отдачи науки[15].

Что же дает наука учителю? Во-первых, знания о современном Детстве, особенностях личности, способах педагогической поддержки и сопровождения человека в образовании. Во-вторых, предлагает инструменты содействия развитию ребенка средствами образования, созданные на основании результатов педагогических исследований. Такими инструментами являются и учебно-методические комплексы, образовательные технологии, и разнообразные методики. В-третьих, наука помогает учителю осмыслить свой собственный педагогический опыт, выявить в нем ресурсы его развития. Не менее важно и то, что наука позволяет объяснять, а значит глубже понимать происходящие в образовании изменения и прогнозировать грядущие.

По материалам исследований Освоение результатов многих педагогических исследований позволили существенно изменить образовательную практику в соответствии с вывозами времени. Достижений педагогической науки не мало, приведем лишь некоторые примеры. 1) Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся. Первая попытка осуществления дифференциации обучения в школе относится к 1864 г. Академия педагогических наук в 1957 г. выступила инициатором проведения эксперимента, в котором предполагалось провести дифференциацию по трем направлениям: физико-математическому и техническому; биолого-агрономическому; социально-экономическому и гуманитарному. С целью дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы в 1966 г. были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в 8-10 классах и школы (классы) с углубленным изучением предметов, которые, постоянно развиваясь, сохранились вплоть до настоящего времени. На основе всестороннего анализа результатов исследований дифференцированного обучения была сформулирована концепция профильного обучения. Переход к профильному обучению позволяет: · способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; · создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; · обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; · расширить возможности социализации учащихся…., обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. В результате были разработаны новые модели учебных планов школы, учебно-методические комплексы элективных курсов, программы профильных учебных предметов, рекомендации старшеклассникам по составлению индивидуальных учебных планов. 2) Качественный анализ работ с 7 по 11 класс (эссе, сочинений, интервью), свидетельствует о том, что у них продолжает сохраняться прагматическое отношение к содержанию образования, заключающееся в предпочтении предметов, разделов, учебных материалов, которые смогут помочь в будущем быть успешным в профессиональном мире. Однако наметилась и новая тенденция: современные ученики отдают предпочтение заданиям, носящим межпредметный и надпредметный характер. Подавляющее большинство учащихся высказали большую заинтересованность в новых видах знаний, в разнообразии форматов представления содержания образования (бумажных и электронных). На основе изучения полученных данных был теоретически обоснован и разработан новый вид заданий – ситуационные задачи. Включение в учебный материал ситуационных задач, решение которых заключается в определении способа деятельности в той или иной ситуации, позволяет изменить процесс обучения в соответствии с условиями неопределенности информационного общества, и в конечном итоге помочь человеку адаптироваться к жизни в условиях неопределенности информационного общества, приспособиться к постоянным изменениям, выработать новые стратегии поведения в новых обстоятельствах. 3) В последние десятилетия в России возрастают внутренние и внешние миграционные потоки, в силу чего наблюдается усиление культурной неоднородности российского общества и рост социальной напряженности в обществе. Педагогические исследования межкультурной компетентности учащихся и учителей, воспитания толерантности позволили разработать практические рекомендации для учителя : · по созданию условий равного доступа к получению образования детьми-мигрантами наряду с учащимися – представителями титульной нации; · по адаптации детей-мигрантов к условиям новой социокультурной среды в соответствии с выбранной в регионе моделью интеграции мигрантов (полное принятие условий среды, частичное принятие условий среды, обособление от условий среды); · по расширению поликультурной деятельности общеобразовательных учреждений в социуме с целью развития толерантного отношения представителей титульной нации к мигрантам.

Ø Надеемся, что Вам будет интересно узнать, что….

От слова «педагогика» (paidagogike - буквально: «детовождение») возник термин «педагог» от - греч. Paidagogos от pais (paidos) – «дитя» + «ago» - веду, воспитываю – воспитатель.

Одним из существенных вопросов является вопрос о научности, теоретичности педагогики. До сих пор не утихают споры о сущности педагогики: искусство она или наука. Для ответа на этот вопрос необходимо разделить две области педагогической деятельности: научно-теоретическую, исследовательскую педагогическую деятельность, как основной источник научных знаний, и практическую педагогическую деятельность, связанную с реализацией образования в реальном процессе, которая строится на основе существующих научных знаний

«В русской педагогической литературе конца прошлого — начала нынешнего веков (имеются в виду конец XIX - начало XX веков – прим. авторов) стали употребляться как взаимодополнительные два термина — «педагогика» и «педагогия». Один из них использовался для наименования во всем ее объеме педагогической практики, другой — в качестве синонима педагогической теории. В этом факте терминологической дифференциации обнаружилась тенденция разграничения аспектов и задач, конструирования их в особые области исследования, характерная для многих отраслей знания, в том числе для тех, которые, казалось бы, являются сугубо теоретическими. Наряду с математикой существует метаматематика, наряду с этикой — метаэтика, в физике помимо экспериментальной и прикладной имеет место теоретическая, существует теоретическая биология, и т. д. Может быть, подобные аналоги не вполне-правомерны, но они, по крайней мере, характеризуют культурно-исторический контекст, в котором развивается педагогика. Явление же, о котором мы упомянули в начале, не было результатом копирования, оно выражало имманентные тенденции развития педагогического знания. И хотя указанная терминологическая новация не закрепилась, сама проблема дифференциации разделов педагогического знания осталась[16]».

Педагогика – одна из наук, результаты исследований которой являются мощным фундаментом практической деятельности педагогов. В настоящее время педагогика понимается как наука об образовании человека.

Педагогика, как и любая научная дисциплина, имеет свой объект и предмет исследования. Именно предмет и объект очерчивают тот круг проблем, которые изучает эта наука, определяют средства и методы исследования, теоретический строй знания и одновременно статус дисциплины, ее место и роль в системе других наук. Объект педагогики - это определенная сфера объективной действи­тельности, которую могут изучать многие науки. Таким объектом современной педагогики является педагогическая действительность.

Под педагогической действительностью подразумевается вся совокупность явлений, событий, процессов, состояний, переживаний, стихийно и целенаправленно влияющих на процесс развития личности. Педагогическую действительность изучают не только педагоги, но и представители других наук. Существует философия образования, педагогическая психология, социология образования. На педагогическую действи­тельность как на объект изучения одинаково внимательно смотрят философы, психологи, социологи, антропологи, педагоги и другие специалисты, и каждый - под своим углом зрения. А угол зрения определяется предметом исследования. Иначе говоря, предмет - это определенный аспект, сторона объекта, взятая данной наукой в качестве главной. Каждая наука будет считаться состоятельной, если она имеет такой предмет, если его исследует только она и не исследуют другие.

Наши рекомендации