Сценарии разворачивания опытной части педагогического исследования чрезвычайно разнообразны
Классический способ проверки гипотез предполагает работу с двумя объектами: экспериментальным и контрольным. Следует отметить, что такой сценарий по-прежнему остается наиболее популярным и наиболее часто используется в исследованиях. Другой сценарий проведения эксперимента строится на том, что выбирается экспериментальная группа, и на ней по ходу эксперимента делаются контрольные срезы, позволяющие судить о динамике исследуемого явления и, соответственно, получить результаты, подтверждающие или опровергающие исходную гипотезу.
Третий сценарий – это так называемый сценарий «выращивания» нового теоретического знания, когда трудно зафиксировать четкие границы начала и завершения эксперимента, и динамика видна по изменениям, происходящим с субъектами экспериментальной деятельности в изменяющейся образовательной среде.
Еще один сценарий – это методика локальных экспериментов, используемая в тех случаях, когда исследуемая проблема достаточно широка и масштабна, чтобы можно проверить эффективность выдвинутой гипотезы в условиях локальной практики.
После проведения этапа опытной проверки гипотезы и сравнения экспериментально установленных результатов с данными, имеющимися до проведения эксперимента исследования начинается этап доказательства истинности полученного знания. На завершающем этапе определяется новизна и значимость для науки и практики полученного нового знания.
Подчеркнем, что полученные результаты должны быть представлены в научно-профессиональной среде путем выступлений на конференциях и семинарах, публикации статей, подготовки методических рекомендаций и т.п.
ЗАДАНИЕ
Ознакомьтесь с программой опытно-экспериментальной работы любой школы. Такую программу можно найти на сайте школы.
Определите, какая проблема решалась в ходе экспериментальной работы. В чем заключалась гипотеза? Какие получены результаты?
Аргументируйте свои ответы.
Обратите внимание на то, что Вы утверждаете; какие доводы поддерживают Ваше утверждение; какие факты поддерживают Ваши доводы; какие возражения Вы признаете и как отвечаете на них.
Логика и интуиция в профессиональной деятельности учителя
Профессиональная деятельность учителя без сомнений относится к творческой деятельности, в которой тесно взаимодействуют логика и интуиция. Ю.Н. Кулюткин и Г.С. Сухобская подчеркивали, что теоретическое педагогическое мышление направлено на открытие новых законов, принципов, правил обучения и воспитания; практическое педагогическое мышление как способность использовать педагогические идеи в конкретных ситуациях деятельности, умение видеть в конкретном явлении его общую педагогическую суть функционирует в процессе деятельности; его основная задача - преобразование действительности[29]. При этом следует учитывать, что академическая успешность не всегда коррелирует с практической успешностью профессиональной деятельности; практический интеллект человека не ниже теоретического академического интеллекта, а качественно иной.
Другими словами, более объективную информацию о становлении профессиональной компетентности можно получить анализируя процесс решения не академических, а практических задач, имеющих ряд принципиальных отличий. Академические задачи обычно сформулированы кем-то (учителем, преподавателем, автором учебника, задачника), жестко определены, относительно их имеется полная информация, необходимая для решения; практические задачи неопределенны, нуждаются в самостоятельной формулировке, имеют несколько решений. Группа исследователей под руководством Р. Стенберга выделила следующие особенности решения практических задач:
· развивающиеся контексты,
· изменяющееся содержание практической задачи,
· развивающееся многообразие целей решения практической задачи,
· развивающиеся вариации в объяснении и определении задачи[30].
Анализ опыта лучших учителей свидетельствует о том, что для развития способности решать педагогические задачи помимо овладения научными знаниями важно развивать педагогическую интуицию. Действенным средством развития интуиции является приобщение к художественной культуре. «Много читать из разных областей знания, обязательно читать произведения художественной литературы. Это вызывает много неожиданных ассоциаций, связей, мыслей, идей, импульсов[31]» - такое пожелание можно высказать каждому идущему по нелегкому пути профессиональной педагогической деятельности.
ЗАДАНИЕ
Познакомьтесь с некоторыми из перечисленных книг. Названные произведения раскрывают особенности детского возраста в жизни человека, мир отдельного ребенка и детства в целом, представляют противоречивые ситуации его развития, помогают понять особенности отношения ребенка к миру и к окружающим.
«Читать и перечитывать»:
· Корчак Я. Как любить ребенка. М. 2007
«Неумирающая классика»:
· Гессе Г.Игра в бисер. М.2005
· Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз. М.2010
«Не проходите мимо»
§ Гавальда А. 35 кило надежды. М.2009
§ Пеннак Д. Как роман: эссе. М.2005
§ Пеннак Д. Школьные страдания: эссе. М. 2009
§ Иванов А. Географ глобус пропил. М. 2009
§ Старобинец А. Переходный возраст. М.2011
§ Санаев П. Похороните меня за плинтусом. М.2008
§ Герасимов А. Нежный возраст. М. 2002
§ Герасимов А. Фокс Малдер похож на свинью. М.2002
§ Улицкая Л. Девочки. М. 2008