Методологические подходы и принципы в системе образования
Для более полного концептуального определения основ развития воспитания, обоснован комплекс подходов и принципов обеспечивающий качественное развитие региональной системы воспитания, реализацию процессов воспитания на основе учета возрастных особенностей детей и молодежи, взаимодействия со всеми ведомственными и общественными организациями в воспитательном пространстве московского региона.
Характеристика представленных подходов в развитии воспитания в системе образования условна. На практике все подходы дополняют друг друга и реализуются в комплексе:
· Системный подход в развитии учебно-воспитательных систем образовательных учреждений разного типа, предполагает совершенствование содержания всех компонентов воспитательной деятельности, развитие всех субъектов процесса (детей, молодежи, педагогов, воспитательной среды и пространства в целом);
· Деятельностный подход связан с включением детей и молодежи в определенные виды деятельности (игру, общение, исследовательскую, проектную, учебную, трудовую и др.). Деятельность тесно связана с индивидуальными и личностными качествами субъектов, которые осуществляют её (дошкольники, младшие школьники, подростки, дети-инвалиды, юноши, девушки или педагоги). В процессе деятельности субъектами усваиваются действия (принятие решений, реализация их, контроль и коррекция), они познают себя и находят ту сферу, в которой могут проявить свои способности и интересы;
· Синергетический подход, рассматривается как самоорганизующаяся система воспитания, достигающая позитивного эффекта в результате интеграции отдельных ее компонентов на основе открытости, нелинейности и неравномерности развития.
· Культурологический подход осуществляется посредством присвоения культуры, или овладение культурой (языком, ценностями, понятиями, традициями, обычаями, обрядами, методами, техниками, идеями, правилами). Все это составляет совокупность средств, присущих той или иной деятельности, которые сложились исторически, культивируются и воспроизводятся в совместной, общественной деятельности, когда дети и молодежь включены в нее, то есть производят действия соответствующие данной культуре (рам).
· Аксиологический подход рассматривается как философская категория определяющая ценности в образовании в целом и его инновационных компонентов. В образовании функционирует три вида ценностей: Человек как высшая ценность, а в образовательной среде это педагоги, учащиеся, родители (уровень их образованности, развития, состояния здоровья); общественно-культурные ценности (искусство, наука, религия, традиции идр.); ценности выработанные самим процессом образования (принципы, инновационные средства, формы, способы, содержание образования, процесс обучения,воспитания).
· Технологический подход состоит в управляемости образовательным процессом любого учреждения, направленности на достижение фиксированной цели, установление обратной связи, оценки результатов, на основе которых осуществляется коррекция образовательного процесса. Признаками технологического подхода является: алгоритмичность, проектируемость и управляемость на основе: диагностики, определения цели, воспроизводимости педагогического процесса и его результата..
· - Компетентностный подход– это попытка построить образовательный процесс, обеспечивающий становление собственной системы работы, компетентности, которую нельзя «сложить» из набора знаний и умений. Компетентность (В.В. Сериков) рассматривается, как интеграция изученных понятий, опыта проявления личностной позиции на основе собственной разнообразной деятельности, сотрудничества, коммуникативной способности к работе в группе, творчество, что в свою очередь становится предметом рефлексии.
· Интегративный подход не предполагает простое объединение (дополнение) элементов (компонентов) образовательной системы, а направлен на разрешение противоречий, через решение проблем. Интеграцию как область научной и практической воспитательной деятельности следует рассматривать с позиции двух направлений, как принципа развития педагогической теории и практики, и как связи между объектами созданной новой целостной системы. В силу этого происходит непрерывное творческое совершенствование целостного воспитательного процесса. Непременным атрибутом интеграции является решение научных, организационных, методических, технологических, культурологических и других проблем связанных с развитием и воспитанием личности.
Обоснованные подходы в развитии воспитания, обучения, социализации в системе образования обеспечивают его реализацию на основе ряда принципов.
· Социализации предполагает направленность воспитательной деятельности на формирование у детей и молодежи готовности и способности активно участвовать в жизни общества;
· Направленность воспитания на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения, что особенно актуально для России сегодня. Человек становится человеком только тогда, когда в процессе освоения всего того, что называется культурой, делает акцент на ценности.
· Воспитание в деятельности – это значит, что педагоги занимающиеся воспитанием должны знать все виды организации деятельности: игры, искусство, спорт, труд, природу, общественную жизнь.
· Учет возрастных и индивидуальных особенностей в деятельности педагогов на разных ступенях организации воспитания имеет ряд особенностей; если для дошкольников и младших школьников воспитание больше как воздействие, то в основной школе с учащимися, детьми инвалидами, педагогически запущенными детьми – это взаимодействие, а со старшеклассниками, студентами - это диалог.
· Принцип сквозной разработки перспективного, прогнозируемого развития воспитания, на основе определения ведущих направлений воспитательного инновационного процесса на основе проектирования отдельных идей (комплекса идей), на уровне отдельного образовательного учреждения, муниципального, окружного объединения или регионального пространства.
· Принцип многовариативности предполагает рассмотрение различных вариантов развития воспитательного процесса в зависимости от типа и уровня образовательного учреждения или объединения, профессиональной компетентности педагогов, воспитательной среды и взаимодействия с госдарственно-общественными организациями в воспитательном пространстве города..
· Принцип технологичности направлен на повышение качества профессионального роста педагогов, предусматривающий овладение ими исследовательскими и проектными методами по созданию моделей, схем, типологий, инновационных процессов, систем, средств, форм и способов оптимизации воспитательного процесса.
· Принцип соответствия конечных результатов заданным целям. Основой содержания контроля является система диагностики и мониторинга развития воспитания на основе анализа, разработанных критериев, показателей и индикаторов.
· Принцип государственно-общественного управления образованием.
Указанные подходы и принципы должны стать основой создания исследовательской работы в виде курсовой или дипломной работы