Сформулируйте причины, по которым мальчики плохо ведут себя на уроках
Какие принципы и закономерности педагогического процесса нарушены в этом классе, что в итоге привело к ухудшению дисциплины.
Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает взаимосвязь принципов и закономерностей педагогического процесса и причин нарушения дисциплины в данном классе.
Охарактеризуйте наиболее вероятный сценарий развития данной ситуации. Каковы последствия его реализации?
Изложите в форме эссе свое видение построения педагогического взаимодействия с этим учеником на уроках.
6. Обсудите свой вариант решения задачи в группе.
5. Контекст предложенной задачи в реальной жизни.
Кейс-ситуация «Кто в доме хозяин?»[51]
«Школу № 1001 города Санкт-Петербурга в какой-то степени можно назвать необычной. По крайней мере, отличающейся от других школ. Отличие ее заключается в том, что в этой школе учится много ребят из стран ближнего зарубежья. Как известно, у детей, приехавших в Россию из этих стран, другой менталитет, другое мышление и другие устои и привычки. Но в школе этих учеников стараются адаптировать к русской системе образования и русскому менталитету. Но некоторые дети плохо поддаются адаптации. Однажды в школе случился следующий случай. В школе учился мальчик двенадцати лет, который был родом из Туркменистана. Так на одном из уроков учитель объясняла тему, а некоторые из учеников шумели, в том числе и мальчик из Туркмении. Учительница не раз отчитала их за плохое поведение, но туркменский мальчик все никак не успокаивался. Тогда учительница начала отчитывать конкретно его одного. Мальчик долго сидел, насупившись, со злым выражением лица, после чего он резко вскочил с места, ударил кулаком по столу и закричал: «Молчи, женщина!».
Учительница опешила и, не зная, что делать побежала к директору в слезах. Директор школы Татьяна Андреевна попросила учительницу, чтобы та привела к ней в кабинет того ученика. Усадив туркменского мальчика за стол, директор школы строго сказала:
- Посмотри на меня. Скажи, у вас в семье есть ага (старшая женщина в семье, которую слушают и уважают даже мужчины – прим. автора)?
- Есть. – Ответил мальчик.
- Значит так, в этой школе ага – это я, поэтому ты должен уважать меня и слушать то, что я говорю. Теперь же пойди к учительнице и попроси у нее прощения. И больше никогда не позволяй себе такого в общении с учителями этой школы! Они учат тебя и поэтому к ним нужно относиться с уважением. – Сказала Татьяна Андреевна строго.
После этого мальчик перестал плохо себя вести и стал уважительно относиться ко всем взрослым женщинам в школе».
Объясните, каким образом директору удалось разрешить ситуацию?
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Определите, что нового вы узнали после изучения данного раздела?
Какие задания оказались для вас интересными и продуктивными для подготовки к профессиональной деятельности педагога?
Какие темы этого раздела побудили вас к самостоятельному поиску?
С какими трудностями вы столкнулись при изучении этого раздела?
Обсудите результаты освоения содержания этого раздела на семинаре по педагогике.
Дополнительная литература для чтения
Богуславский М.В. XX век российского образования. – М.: ПЭРСЭ, 2002.
В книге в увлекательной форме последовательно год за годом представлена история отечественного образования XX века. Содержится сто биографий великих подвижников образования, ярко отражающих их субъектность и судьбы, а также приведено описание сотни лучших образовательных учреждений России.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
Книга одного из ведущих английских ученых в области психологии и педагогики Р. Бернса посвящена формированию самосознания личности и влиянию представлений личности о себе на ее воспитание и обучение. Автор обстоятельно рассматривает процессы становления самосознания и самооценок ребенка. Важное место в книге занимают рекомендации, которые помогают педагогам и родителям учитывать в воспитании и обучении сложившиеся у детей представления о своих способностях, потребностях, интересах. Книга рассчитана на читателей, интересующихся вопросами личностного развития.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- СПб.: Питер, 2009.
В книге представлены наиболее значимые произведения выдающегося отечественного психолога Лидии Ивановны Божович. Книга дает целостное представление о становлении личности на разных этапах онтогенеза, условия и закономерности ее формирования.
Интересы и потребности современных детей и подростков: Методическое пособие для детей и подростков/ Под ред. Н.Ю.Синягиной.- СПб.: КАРО, 2007.
В книге проводится анализ ценностно-мотивационной сферы, описываются интересы и потребности современных детей и подростков на материалах анализа их опроса, содержатся диагностические методики.
Кон И.С. Открытие «Я». - М., 1978.
В своей книге профессор Игорь Семенович Кон рассматривает данные наук о человеке – психологии, социологии, истории, этнографии, которые посвящены следующим вопросам: Что такое человеческое «Я»? Как формируется и изменяется структура и содержание индивидуального самосознания в истории культуры и в процессе развития личности? Может ли человек объективно познавать и «сделать» самого себя? Саморегуляция или самообман?
Соловейчик С. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей.- М.: Дет. лит., 1989.
Книга о семейном воспитании детей и подростков, об одной из самых сокровенных тайн человечества – о том, как зарождаются и укрепляются в ребенке высшие нравственные и духовные начала, об отношениях с детьми в семье, о том, как вырастить самостоятельных, добрых и честных людей.
Начните собирать свою профессиональную педагогическую библиотеку. Какие книги должны быть, на ваш взгляд, у педагога под рукой? Подготовьте презентацию важной, с вашей точки зрения, книги для современного педагога и периодически обсуждайте ваш выбор на семинарах по педагогике.
Раздел 4.
ВОСПИТАНИЕ