В таблице в ячейку, под номером задания впишите числа, соответствующие правильным ответам задания
1. … - это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
1. Педагогический процесс
2. Образовательный процесс
3. Методы педагогического исследования
4. Суждение
2. Какие задачи решает наука с помощью методов исследования? Выделите правильные ответы.
1. Добывает информацию об изучаемом предмете.
2. Внедряет в практику результаты научных исследований.
3. Планирует проведение исследований.
4. Анализирует и обрабатывает полученные данные.
5. Выявляет закономерные связи и отношения.
3. Мысленное проникновение в сущность процессов, выявление внутренних связей, структур, движущих сил и факторов, тенденций и динамики развития относится к ... методам исследования.
1. Теоретическим
2. Эмпирическим
3. Математическим
4. Статистическим
4. Обработка полученных данных, установление количественных зависимостей между изучаемыми явлениями к ... методам исследования.
1. Теоретическим
2. Эмпирическим
3. Математическим и статистическим
5. О каком методе исследования идет речь: выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений, выявление в них общего и особенного, установление общего принципа или правила?
1. Анализ.
2. Синтез.
3. Индукция.
4. Дедукция.
6. О каком методе исследования идет речь: выделение в явлениях общих черт, т.е. подытоживание исследования, установление общих признаков явлений, позволяющие объединить их в одну смысловую группу?
1. Сравнение.
2. Обобщение.
3. Абстрагирование.
4. Моделирование.
7. Метод … предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу.
1. Анализ.
2. Синтез.
3. Индукция.
4. Дедукция.
8. Под … как методом исследования понимается выделение предмета изучения в «чистом» виде, отбрасывание всех побочных влияний, многочисленных связей и отношений, которые мешают увидеть наиболее существенные связи и характеристики, интересующие исследователя.
1. Сравнением
2. Обобщением
3. Абстрагированием
4. Моделированием
9. Какой метод исследования целесообразно применить в данной ситуации? Исследователю необходимо изучит динамику процесса, результаты нововведений, изменение объекта в течение определенного периода времени.
1. Наблюдение.
2. Изучение литературы.
3. Опрос.
4. Беседа.
10. Какой вид наблюдения используется, когда педагог наблюдает за учебной деятельностью учеников в процессе обучения – во время уроков, экскурсий, походов, дискуссий?
1. Широкое
2. Узкоспециальное
3. Невключенное
4. Включенное
11. В каких формах может использоваться метод опроса? Выберите несколько вариантов.
1. Устная форма (интервью).
2. Устная форма (беседа).
3. Письменная форма (анкетирование).
4. Письменная форма (тестирование).
12. Вместо многоточия укажите пропущенное слово. … - это выяснение мнения и оценки события, явления, процесса конкретного лица путем постановки ему соответствующих вопросов.
1. Беседа.
2. Наблюдение.
3. Интервью
4. Анкетирование
13. Под … понимается исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий.
1. Беседа.
2. Наблюдение.
3. Анкетирование
4. Интервью
14. … применяется, когда исследователю необходимо выявить уровень развития некоторого свойства в объекте исследования и сравнить его с эталоном или с развитием этого качества у испытуемого в более ранний период.
1. Наблюдение
2. Беседа
3. Тестирование
4. Эксперимент
15. Когда нужно выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов, проводить диагностику познавательной сферы личности, особенностей мышления применяются ...
1. Тесты способностей.
2. Тесты достижений.
3. Личностные тесты.
4. Проективные тесты.
16. ... теста определяется тем, насколько получаемые показатели являются стабильными и насколько они не зависят от случайных факторов.
1. Надежность
2. Эффективность
3. Оптимальность
4. Валидность
17. … - это исследовательский метод, который заключается в том, чтобы создать исследовательскую ситуацию, получить возможность ее изменять, варьировать ее условия, сделав возможным и доступным изучение процессов или явлений.
1. Анализ результатов деятельности
2. Экспертных оценок
3. Эксперимент
4. Наблюдение
18. К какому методу исследования относится данная характеристика? Исследователь изучает ситуацию, явление или психические процессы, возникающие в ходе естественной жизнедеятельности человека.
1. Анализ результатов деятельности
2. Экспертных оценок
3. Эксперимент
4. Наблюдение
19. К какому методу исследования относится данная характеристика? Исследователь сам создает условия, которые вызывают возникновение изучаемого явления, ситуации или психических процессов, не ожидая их возникновения в ходе естественной жизнедеятельности человека.
1. Анализ результатов деятельности
2. Экспертных оценок
3. Эксперимент
4. Наблюдение
20. ... эксперимент проводится в специальных помещениях, где имеется необходимое оборудование и регистрационные приборы.
1. Лабораторный
2. Естественный
3. Констатирующий
4. Формирующий
21. При ... экспериментеисследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра.
1. Лабораторном
2. Естественном
3. Констатирующем
4. Формирующем
22. Какой вид комплексного педагогического эксперимента отражает данная характеристика? Проверка предположений, частных гипотез, для чего необходимо получение или уточнение отдельных фактов.
1. Зондирующий (проверочный).
2. Созидательный (преобразующий).
3. Абсолютный.
4. Сравнительный.
23. Какой вид комплексного педагогического эксперимента отражает данная характеристика? Проведение исследования явления вне его сравнения с другими явлениями.
1. Зондирующий (проверочный).
2. Созидательный (преобразующий).
3. Абсолютный.
4. Сравнительный.
24. При … эксперименте экспериментальная и контрольная группы меняются местами в каждой последующей серии опытов.
1. Зондирующем (проверочном)
2. Созидательном (преобразующем)
3. Абсолютном
4. Перекрестном
25. Какому принципу организации сравнительного эксперимента соответствует приведенная характеристика, когда в эксперименте стремятся уравнять все условия процесса в экспериментальной и контрольных группах или в группах, реализующих различные варианты экспериментальной работы, кроме одного, варьируемого, проверяемого? Тогда разница в результатах может быть отнесена именно за счет этого варьируемого условия или фактора.
1. Принципу единственного различия.
2. Принципу единственного сходства.
3. Принципу сопутствующих изменений.
26. ... эксперименториентирован на изучение динамики развития изучаемого психологического свойства или педагогических явлений в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятельности.
1. Лабораторный
2. Естественный
3. Констатирующий
4. Формирующий
ВАРИАНТ 1
ЗАДАНИЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ
В таблице в ячейку, под номером задания впишите правильные ответы (соответствующие буквенные обозначения)
1. Под … понимается результат первоначального ознакомления с проблемой исследования и с той частью педагогической действительности, которую предполагается изучить. Содержит конкретное знание об изучаемом объекте.
1. Моделированием
2. Моделью
3. Теоретической моделью
4. Эмпирическим описанием
2. Какое понятие раскрывает данное определение?
Выделите правильный ответ.
Под … понимается мысленное, идеальное представление об изучаемых объектах. Главный признак … - наличие четкой фиксированной связи элементов, определенной структуры, отражающей внутренние, существенные отношения реальности.
1. Нормативной моделью.
2. Проектом.
3. Теоретическая моделью.
4. Эмпирическим описанием.
3. Под … понимается целесообразно обусловленная последовательность решения задач исследования, обеспечивающая достижение промежуточных и конечных целей исследования.
1. Нормативной моделью.
2. Проектом.
3. Теоретической моделью.
4. Логикой исследования.
4. В какой этап психолого-педагогического исследования включаются перечисленные задачи? Отбор методов, проверка гипотезы, конструирование предварительных выводов, их опробование и уточнение, построение заключительного вывода.
1. Постановочный.
2. Собственно-исследовательский.
3. Оформительско-внедренческий.
5. К методологическому разделу программы исследования относятся следующие мероприятия (укажите несколько вариантов):
1. Обоснование актуальности темы, формулировка проблемы.
2. Определение объекта и предмета, целей и задач исследования.
3. Формулировка основных понятий (категориального аппарата).
4. Предварительный системный анализ объекта исследования.
5. Выдвижение рабочей гипотезы.
6. Стратегический план исследования.
7. План и основные процедуры сбора и анализа первичных данных.
6. Критерий индивидуально-личностного развития характеризуют следующие показатели (укажите несколько вариантов):
1. Широта и устойчивость интересов, общекультурный кругозор, проявляющийся в оценках, отношениях, поступках;
2. Характеристика уровня мышления, воли, эмоциональной сферы;
3. Выраженность индивидуального стиля деятельности и черт характера;
4. Количество учащихся, вовлеченных в творческую и исследовательскую деятельность;
5. Правонарушения и отклоняющееся (девиантное) поведение школьников;
6. Уровень тревожности;
7. Межличностные отношения, социальное благополучие
7. Образовательный критерий успешности исследовательского поиска характеризуют следующие показатели (укажите несколько вариантов):
1. Качество подготовки по ведущим предметам и направлениям, определяемое по количеству медалистов, победителей олимпиад, конкурсов, числу поступивших в вузы на госбюджетные места, по успеваемости;
2. Количество учащихся, вовлеченных в творческую и исследовательскую деятельность;
3. Глубина, систематичность и действенность знаний, уровень овладения деятельностью;
4. Выраженность индивидуального стиля деятельности и черт характера;
5. Развитость восприятия, воображения, образной памяти, эстетического вкуса, художественной интуиции, творческих способностей (креативность, «творческость»), стремление к гармонии.
6. Правонарушения и отклоняющееся (девиантное) поведение школьников;
8. Социологический критерий успешности исследовательского поиска характеризуют следующие показатели (укажите несколько вариантов):
1. Адаптация школьника к микросреде (школьной, по месту жительства, семейной);
2. Приспособление к условиям социальной среды (конкурентоспособность, социальная устойчивость, овладение профессией и др.);
3. Престиж школы в глазах родителей, руководителей производства, конкурс при поступлении в школу;
4. Правонарушения и отклоняющееся (девиантное) поведение школьников;
5. Широта и устойчивость интересов, общекультурный кругозор, проявляющийся в оценках, отношениях, поступках;
6. Характеристика уровня мышления, воли, эмоциональной сферы;
7. Выраженность индивидуального стиля деятельности и черт характера;
8. Количество учащихся, вовлеченных в творческую и исследовательскую деятельность;
9. … - комплекс диагностических процедур, необходимых для достаточно полной первоначальной ориентировки относительно объекта изучения, его структуры, уровня развития, гармоничности, соответствия предъявляемым требованиям, характера внутренних и внешних связей. Предполагает целенаправленное и планомерное изучение личности, коллектива, образовательного учреждения согласно принятой программе.
1. Комплексная проверка.
2. Психолого-педагогическое обследование.
3. Опыт.
4. Эксперимент.
10. На какой этап исследования указывают перечисленные задачи психолого-педагогического обследования: всестороннее выявление полученных запланированных и побочных результатов, сведение их воедино, установление влияния проведенной работы на всю включенную в эксперимент или поисковую работу социально-педагогическую сферу.
1. Первоначальный.
2. Основной.
3. Заключительный.
11. О каком виде обследования идет речь, когда проводится изучение объекта во всей его полноте на основе предварительных представлений о необходимом объеме работы и последовательного (систематического) изучения компонентов объекта.
1. Разведывательное.
2. Частичное.
3. Комплексное.
4. Системное.
12. … обследование связано с опробованием подобранных методик, предварительной ориентацией в ситуации, получением исходных данных для разработки всего комплекса процедур изучения.
1. Разведывательное
2. Частичное
3. Комплексное
4. Системное
13. Какой вид исследования в учреждениях образования раскрывается, когда исследование связано с разработкой группой участников работы общей темы, когда каждый из исследователей выполняет какую-то часть общей работы.
1. Коллективное.
2. Комплексное.
3. Индивидуальное.
14. В какой этап коллективного комплексного исследования входят определение исходных теоретических позиций, целей и задач поиска, проектирование модели будущего, преобразованного состояния исследуемого процесса, учреждения, системы, их новое «лицо».
1. Ориентировочный.
2. Диагностический.
3. Постановочный.
4. Преобразующий.
5. Заключительный.
15. В какой этап коллективного комплексного исследования входят итоговая диагностика, обобщение, интерпретация и оценка результатов, представление итогового аналитического отчета о проделанной работе, публикации в педагогической печати, внедренческие документы (учебные планы, программы, рекомендации, положения и т. д.).
1. Ориентировочный.
2. Диагностический.
3. Постановочный.
4. Преобразующий.
5. Заключительный.
16. Какие из перечисленных документов определяют содержание, направленность и методику исследовательского поиска?
1. Педагогическая концепция.
2. Исследовательский проект.
3. Исследовательская программа.
4. Устав учреждения нового типа.
5. Учебные планы и программы.
6. Штатное расписание.
7. Смета необходимых расходов.
17. … - это частное от деления численных значений выбранного показателя на их число.
1. Средняя арифметическая.
2. Среднее квадратическое отклонение.
3. Дисперсия.
4. Медиана.
5. Корреляция.
18. ... – это мера среднего положения, характеризующая значение параметра на упорядоченной шкале, построенной по признаку возрастания или убывания. Соответствует середине исследуемой совокупности.
1. Средняя арифметическая.
2. Среднее квадратическое отклонение.
3. Дисперсия.
4. Медиана.
5. Корреляция.
19. …- это мера разброса для различных характеристик. Подтверждает типичность и показательность средней арифметической, отражает меру колебания численных значений признаков, из которых выводится средняя величина.
1. Средняя арифметическая.
2. Среднее квадратическое отклонение.
3. Дисперсия.
4. Медиана.
5. Корреляция.
20. … позволяет выявить количественную зависимость среднего значения изменений результативного (объясняемого) признака от изменений одного или нескольких объясняющих признаков. Применяется в том случае, когда требуется выяснить насколько изменяется средняя величина одного признака при изменении на единицу другого признака.
1. Факторный анализ.
2. Кластерный анализ.
3. Дисперсионный анализ.
4. Регрессионный анализ.
5. Латентно-структурный анализ.
6. Многомерное шкалирование
21. ... заключается в выявлении и интерпретации факторов как обобщенных переменных, которые позволяют свернуть часть информации, т.е. представить ее в удобообозримом виде.
1. Факторный анализ.
2. Кластерный анализ.
3. Дисперсионный анализ.
4. Регрессионный анализ.
5. Латентно-структурный анализ.
6. Многомерное шкалирование
22. ... позволяет выделить ведущий признак и иерархию взаимосвязей признаков
1. Факторный анализ.
2. Кластерный анализ.
3. Дисперсионный анализ.
4. Регрессионный анализ.
5. Латентно-структурный анализ.
6. Многомерное шкалирование
23. В какой этап коллективного комплексного исследования входят анализ и оценка образовательной ситуации в стране, регионе, микрорайоне, изучение социального заказа образованию, запросов населения, насыщенности и запросов рынка образовательных услуг, поиск возможных «социальных ниш» для предложения образовательных услуг.
1. Ориентировочный.
2. Диагностический.
3. Постановочный.
4. Преобразующий.
5. Заключительный.
24. О какой характеристике полученных результатов исследования идет речь, когда используется характеристика рассеивания значений случайной величины, измеряемая квадратом их отклонений от среднего значения
1. Средняя арифметическая.
2. Среднее квадратическое отклонение.
3. Дисперсия.
25. …- это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения.
1. Моделирование
2. Модель
3. Теоретическая модель
4. Эмпирическое описание
26. Под … понимается система элементов, воспроизводящую некоторые стороны, связи, функции объекта исследования.
1. Моделированием.
2. Моделью.
3. Проектом.
4. Эмпирическим описанием.
ВАРИАНТ 2
ЗАДАНИЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ
В таблице в ячейку, под номером задания впишите правильные ответы (соответствующие буквенные обозначения)
1. …- это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения.
1. Моделирование
2. Модель
3. Теоретическая модель
4. Эмпирическое описание
2. Под … понимается система элементов, воспроизводящую некоторые стороны, связи, функции объекта исследования.
1. Моделированием.
2. Моделью.
3. Проектом.
4. Эмпирическим описанием.
3. Под … понимается общее представление о том, что нужно делать с объектом, чтобы максимально приблизить его к научно обоснованному представлению о нем, как изменить педагогическую действительность, чтобы она оказалась максимально приближенной к теоретически обоснованному, а значит, к мысленно-конкретному представлению о ней.
1. Нормативной моделью.
2. Проектом.
3. Теоретической моделью.
4. Логикой исследования.
4. В какой этап психолого-педагогического исследования включаются перечисленные задачи? Выделение проблемы, выбор темы, определение объекта, предмета, подбор и изучение научных фактов, разработка исходной концепции, ведущей идеи и замысла исследования, определение цели, задач и гипотезы исследования.
1. Постановочный.
2. Собственно-исследовательский.
3. Оформительско-внедренческий.
5. В какой этап психолого-педагогического исследования включаются перечисленные задачи? Апробация (обсуждение выводов, их представление общественности), оформление работы (отчеты, доклады, книги, диссертации, рекомендации, проекты и т. д.) и внедрение результатов в практику.
1. Постановочный.
2. Собственно-исследовательский.
3. Оформительско-внедренческий.
6. К процедурному разделу программы исследования относятся следующие мероприятия (укажите несколько вариантов):
1. Обоснование актуальности темы, формулировка проблемы.
2. Определение объекта и предмета, целей и задач исследования.
3. Формулировка основных понятий (категориального аппарата).
4. Предварительный системный анализ объекта исследования.
5. Выдвижение рабочей гипотезы.
6. Стратегический план исследования.
7. План и основные процедуры сбора и анализа первичных данных.
7. Критерий психологического комфорта характеризуют следующие показатели (укажите несколько вариантов):
1. Степень оптимизма, защищенности, уверенности в завтрашнем дне, положительного или отрицательного отношения к школе, окружающим, образованию вообще, эмоциональное состояние;
2. Уровень тревожности;
3. Межличностные отношения, социальное благополучие.
4. Количество учащихся, вовлеченных в творческую и исследовательскую деятельность;
5. Глубина, систематичность и действенность знаний, уровень овладения деятельностью;
6. Развитость восприятия, воображения, образной памяти, эстетического вкуса, художественной интуиции, творческих способностей (креативность, «творческость»), стремление к гармонии.
8. Критерий воспитанности характеризуют следующие показатели (укажите несколько вариантов):
1. Сформированное гражданского правосознания, патриотизма, планетарного мышления, социальной ответственности и активности;
2. Степень сформированности нравственных идеалов и нравственного поведения;
3. Развитие толерантности, стремления помогать другим людям;
4. Наличие или отсутствие вредных привычек;
5. Приспособление к условиям социальной среды;
6. Престиж школы в глазах родителей, руководителей производства, конкурс при поступлении в школу;
7. Уровень психического и физического здоровья, развития основных функций и систем организма;
9. Валеологический критерий успешности исследовательского поиска характеризуют следующие показатели (укажите несколько вариантов):
1. Заболеваемость (степень резистентности и общие показатели по школе);
2. Распределение учащихся по группам здоровья;
3. Количество и качество услуг, способствующих здоровъесбережению и лечению.
4. Уровень тревожности;
5. Приспособление к условиям социальной среды;
6. Престиж школы в глазах родителей, руководителей производства, конкурс при поступлении в школу;
10. … - это определение качественных и количественных параметров изучаемых объектов на основе принятых критериев и показателей с помощью известных или разработанных новых методик.
1. Исследование.
2. Эксперимент.
3. Диагностика.
4. Опытная работа.
11. О каком виде обследования идет речь, когда акцентируется внимание на ведущих факторах, на связи и взаимовлиянии целого и его элементов, на выявлении основных, исходных и производных факторов динамики развития.
1. Разведывательное.
2. Частичное.
3. Комплексное.
4. Системное.
12. … обследование имеет целью изучение отдельных сфер, звеньев, блоков объекта или же выяснение отдельных сквозных, проблемных вопросов.
1. Разведывательное.
2. Частичное.
3. Комплексное.
4. Системное.
13. Какой вид исследования в учреждениях образования раскрывается, когда исследование проводится одним исследователем, и его организация представляет собой самоорганизацию деятельности?
1. Коллективное.
2. Комплексное.
3. Индивидуальное.
14. Какой вид исследования в учреждениях образования раскрывается, когда исследование отличается многопредметностью и многоаспектностью, результаты его интегрируются и выражаются в виде педагогических или организационно педагогических выводов, моделей и рекомендаций.
1. Коллективное.
2. Комплексное.
3. Индивидуальное.
15. В какой этап коллективного комплексного исследования входит изучение уровня развития интересующих исследователей педагогических процессов и явлений, исторический и современный опыт решения аналогичных (или близких) проблем.
1. Ориентировочный.
2. Диагностический.
3. Постановочный.
4. Преобразующий.
5. Заключительный.
16. В какой этап коллективного комплексного исследования входят анализ и оценка образовательной ситуации в стране, регионе, микрорайоне, изучение социального заказа образованию, запросов населения, насыщенности и запросов рынка образовательных услуг, поиск возможных «социальных ниш» для предложения образовательных услуг.
1. Ориентировочный.
2. Диагностический.
3. Постановочный.
4. Преобразующий.
5. Заключительный.
17. О какой характеристике полученных результатов исследования идет речь, когда используется характеристика рассеивания значений случайной величины, измеряемая квадратом их отклонений от среднего значения
1. Средняя арифметическая.
2. Среднее квадратическое отклонение.
3. Дисперсия.
4. Медиана.
5. Корреляция.
18. – это величина, характеризующая взаимную зависимость двух случайных величин, безразлично, определяется ли она некоторой причинной связью или просто случайным совпадением
1. Средняя арифметическая.
2. Среднее квадратическое отклонение.
3. Дисперсия.
4. Медиана.
5. Корреляция.
19. Какие методы математической статистики применяются с целью обнаружения скрытых закономерностей, выявления наиболее существенных связей между переменными путем анализа взаимосвязи между большим количеством этих переменных?
1. Многомерные методы анализа данных.
2. Эмпирические методы.
3. Теоретические методы.
20. … представляет собой совокупность аналитико-статистических процедур выявления скрытых переменных (признаков), а также внутренней структуры связей между ними. Он дает возможность исследовать проявления сложных взаимосвязей непосредственно наблюдаемых характеристик социально-психологических и педагогических феноменов.
1. Факторный анализ.
2. Кластерный анализ.
3. Дисперсионный анализ.
4. Регрессионный анализ.
5. Латентно-структурный анализ.
6. Многомерное шкалирование
21. ... обеспечивает наглядную оценку сходства или различия между некоторыми объектами, описываемыми большим количеством разнообразных переменных. Эти различия представляются в виде расстояния между оцениваемыми объектами в многомерном пространстве.
1. Факторный анализ.
2. Кластерный анализ.
3. Дисперсионный анализ.
4. Регрессионный анализ.
5. Латентно-структурный анализ.
6. Многомерное шкалирование
22. … - это статистический метод, используемый для изучения одной или нескольких одновременно действующих и независимых переменных на изменчивость наблюдаемого признака. При этом наблюдаемый признак может быть только количественным, в то же время объясняющие признаки могут быть как количественными, так и качественными.
1. Факторный анализ.
2. Кластерный анализ.
3. Дисперсионный анализ.
4. Регрессионный анализ.
5. Латентно-структурный анализ.
6. Многомерное шкалирование
23. В какой этап коллективного комплексного исследования входят итоговая диагностика, обобщение, интерпретация и оценка результатов, представление итогового аналитического отчета о проделанной работе, публикации в педагогической печати, внедренческие документы (учебные планы, программы, рекомендации, положения и т. д.).
1. Ориентировочный.
2. Диагностический.
3. Постановочный.
4. Преобразующий.
5. Заключительный.
24. Какие из перечисленных документов определяют содержание, направленность и методику исследовательского поиска?
1. Педагогическая концепция.
2. Исследовательский проект.
3. Исследовательская программа.
4. Устав учреждения нового типа.
5. Учебные планы и программы.
6. Штатное расписание.
7. Смета необходимых расходов.
25. О каком виде обследования идет речь, когда проводится изучение объекта во всей его полноте на основе предварительных представлений о необходимом объеме работы и последовательного (систематического) изучения компонентов объекта.
1. Разведывательное.
2. Частичное.
3. Комплексное.
4. Системное.
26. … обследование связано с опробованием подобранных методик, предварительной ориентацией в ситуации, получением исходных данных для разработки всего комплекса процедур изучения.
1. Разведывательное
2. Частичное
3. Комплексное
4. Системное
Глоссарий
Анализ документов – метод исследования, при котором источником информации служат текстовые сообщения, содержащиеся в любых документах: протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюстрациях.
Анкетирование– вопросно-ответная форма организации текста.
Анкетные вопросы– все адресованные респондентам речевые сообщения в вопросительной, утвердительной и (или) отрицательной формулировках, а также предлагаемые варианты ответов.
Абстрагирование– мыслительная операция (процесс), состоящая в способности отвлекаться от конкретных фактов, ситуаций, некоторых характеристик (свойств, отношений) изучаемых предметов и одновременно выделять, вычленять интересующие свойства и отношения. Студент пользуется изолирующим абстрагированием (анализ и синтез) и обобщающим абстрагированием (категориальный синтез, обобщение, выработка заключения и получение выводов). Роль абстрагирования в выполнении исследовательских работ растёт от курса к курсу, значимость этого процесса также зависит от степени теоретичности проблемы (темы).
Автор– создатель книги, статьи, тезисов и т. д. как письменного продукта, описывающего какую-либо деятельность. Это, как правило, учёный-теоретик, или экспериментатор, или практик, описывающий свой опыт.
Автореферат– предельно сжатое изложение текста своей собственной работы, представленной к защите. Для студента – это текст выступления (доклада) на защите курсовой или дипломной работы. В автореферате студент проводит самоанализ работы, кратко описывает научный аппарат, пути решения поставленной проблемы и полученный результат. Автореферат (доклад) для защиты курсовой работы делается, как правило, объёмом не более трёх страниц, для дипломной – не более шести.
Актуальность темы исследования– это свойство информации, которую студент собирается изложить в своём исследовании, быть значимой и востребованной в каких-либо сферах деятельности в настоящее время. Определить актуальность темы исследования – значит показать соответствие темы общественным потребностям, изложенным в государственных документах; раскрыть состояние её практического воплощения; определить заинтересованность науки в её разработке. С раскрытия актуальности темы начинается Введение к тематическому реферату, курсовой и дипломной работам.
Анализ– мыслительная операция, состоящая в разложении, расчленении предмета познания на составные части и рассмотрение их как самостоятельных. Это также метод познания при изучении теоретических и эмпирических источников исследования. Как мыслительная операция анализ выступает начальным этапом познания проблемы. Как метод познания – это сложное действие, сочетающееся с другими, поэтому выделяют виды анализа: системный, структурный, критический, проблемный, сравнительный и др.
Аналогия– метод построения и получения теоретического знания, состоящий в установлении некоторого сходства между известным объектом познания или описания и новым и построении нового на основе этого сходства, т. е. по образцу.
Анкетирование– метод и действие по сбору эмпирической информации посредством опросного листа с серией определённых вопросов. Полученный путём анкетирования материал затем должен подвергаться статистической и качественной обработке, а также теоретической интерпретации.
Аннотация– это краткое библиографическо описание книги или статьи, сделанное в виде краткого изложения их особенностей, к которым относятся содержание, научный жанр, целевое и читательское назначение, сведения об авторе. Аннотации помещаются в книгах, брошюрах, перед статьями в журналах и газетах. Они служат основанием ускоренного выбора источника для специального чтения.
База исследования– это учреждение, группа людей, которые включены в данное исследование и составляют источник исследовательского (эмпирического) материала.
Биографический метод– один из методов исследования, предназначенный для изучения личности и её жизнедеятельности. Он предполагает восстановление биографии индивида по дневникам, переписке, документам, его собственным высказываниям (воспоминаниям), аудиовизуальным материалам, высказываниям знающих его людей. Возможно использование автобиографии (личного жизнеописания) и анамнеза как ответов на поставленные вопросы по истории развития личности.
"Бритва Оккама"– методологический принцип, согласно которому в научных текстах запрещается использовать те термины-понятия, которые не ясны самому пишущему, а также не являются очевидными и понятными возможному читателю, в которых нет крайней необходимости при описании предмета исследования. Этот принцип назван в честь английского учёного У. Оккама, ещё в Средние века выдвинувшего требование простоты письменных текстов, по возможности наименьшего использования независимых теорий и идей для объяснения явлений действительности. Считается, что этот принцип оберегает от излишеств, повышает надёжность исследования.
Валидность метода исследования– соответствие метода цели его использования: выявлять именно то, что необходимо исследователю. Метод исследования выбирается в соответствии с конкретной исследовательской целью и задачами, поставленными перед определённым этапом работы.
Верификация– подтверждение научной теории всем множествам эмпирических фактов, которые к ней относятся.
Вероятностное знание– предположительное знание, требующее эмпирического подтверждения, обращения к фактам.
Виды исследования– различают три вида студенческих исследований: теоретические, эмпирические и смешанные. В свою очередь, в каждом из перечисленных видов есть свои виды. Виды теоретических работ – это исторические и методологические исследования; виды эмпирических исследований – экспериментальные и опытно-практические (обобщение опыта работы). Смешанный тип исследований включает в себя самые разнообразные сочетания видов исследований: историко-методологический, теоретико-экспериментальный и др. Студенту следует определить, какой вид исследования он проводит, поскольку от этого зависит разработка научного аппарата исследования и интерпретация фактов.
<