Семинар 6. Приемы смыслового свертывания текста
Методика работы с текстом
Цель: формировать знания студентов о методики работы с текстом.
Самостоятельная работа:
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Основные приемы свертывания текста.
2. Методика представления текста в виде графа.
3. Основы конспектирования и реферирования текста.
4. Методика составления аннотаций.
Задания для подготовки к занятию:
Для выполнения представленных заданий студентам необходимо выбрать в начале изучения курса «Методология и методы психолого-педагогических исследований» тему курсовой работы, которую согласно учебным планам необходимо выполнить по следующим предметам: «Сравнительная педагогика», «Имиджеология в практической деятельности педагога», «Проектирование и диагностика учебного процесса». Изучение теоретического материала должно сопровождаться выполнением ниже перечисленных заданий.
Результаты должны быть отражены в тексте (черновой вариант курсовой работы) в форме методологического аппарата исследования: проблема, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи; обзор литературы, конспектирование и пр.
§ Составление библиографии.
§ Составление и решение практических задач.
§ Рецензирование статей, книг и т.п.
§ Составление плана исследования.
§ Выявление и определение проблемы и цели исследования.
§ Постановка вопросов и формулировка задач исследования.
§ Разработка гипотезы исследования.
§ Выбор методов исследования на основе проблемы и цели исследования.
§ Отбор содержания материала для исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация, абстрагирование).
§ Проведение количественного и качественного анализа результатов исследования.
§ Нахождение противоречий между известным и искомым, посредством промежуточных операций, через анализ условий происхождения теоретических знаний.
§ Интерпретация, разъяснение смысла, значения, обоснование основных понятий изучаемой темы.
§ Конспектирование первоисточников.
§ Разработка обзоров научной литературы.
§ Написание доклада.
§ Решение проблемных задач и ситуаций.
§ Организация и проведение констатирующего (формирующего и контрольного) эксперимента.
§ Сбор и обработка данных эксперимента.
§ Фиксирование (оформление) результатов исследования.
§ Прогнозирование развития науки (педагогики, психологии),
§ Самостоятельная разработка методики решения исследовательской задачи.
Вопросы для обсуждения:
1. Приемы смыслового анализа текста.
2. Выявление логической структуры текста.
3. Методика выявления связей внутри текста.
4. Выявление проблемных ситуаций в тексте.
5. Типы текста и его композиционная структура.
6. Библиографический поиск.
7. Процедура подготовки и защита диссертации.
8. Основные направления научных исследований в области профессиональной педагогики.
Список литературы:
1. Кайнова Э.Б. Методология и методика научного исследования в педагогике: Курс лекций. Метод. пособ. для работников системы проф. образования. –Нижний Новгород: ТАЛАМ, 1999.
2. Кузин Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. -2-е изд., доп. – М.: Ось-89, 2001.
Тест к зачету
1. Наука – это:
а) форма общественного сознания
б) сфера исследовательской деятельности
в) форма бытия
2. Объектом научно-педагогической деятельности является:
а) воспитанник
б) взаимодействие
в) процесс воспитания
г) педагогический факт
3. Цель научно-педагогической деятельности:
а) обученный и воспитанный человек
б) новое научное знание
4. Субъектом научно-педагогической деятельности является:
а) учитель
б) педагог-исследователь
5. Вставьте пропущенное слово в цепочке понятий: проблема – объект – предмет – цель - ... – задачи
6. Объект педагогического исследования всегда лежит в области:
а) целенаправленного учебно-воспитательного процесса
б) теории и методики организации образовательного процесса
в) изучения сложившихся и создания новых форм, методов, приемов деятельности педагогов
7. Определите: предмет исследования уже (шире) чем объект.
8. Вставьте пропущенное слово: Формулировка цели исследования позволяет осуществить построение ...........
9. Объяснительная гипотеза обладает свойствами:
а) утверждения
б) предвидения
10. К теоретическим методам исследования относятся:
а) абстрагирование
б) конкретизация
в) моделирование
г) беседа
11. Эмпирические методы делятся на:
а) сложные
б) комплексные
в) рабочие
12. Какие методы можно проводить в письменной форме?
а) беседа
б) опрос
в) анкета
г) интервью
13. Укажите соответствие методов длительного исследования, используемых в психологии и педагогике
педагогика | лонгитюдный |
психология | мониторинг |
14. Какие из перечисленных форм литературной продукции являются научными?
а) статья
б) монография
в) стихотворение
г) проза
д) эссе
е) реферат
ж) дипломная работа
15. На каком научном форуме обсуждается узкий, специальный вопрос ____ (напишите)
16. Определите, что из ниже перечисленных понятий является объектом, а что предметом:
а) Формирование исследовательских умений как средство повышения качества подготовки специалиста __________________
б) Основы исследовательской деятельности __________________
17. Наблюдение, беседа, обобщение педагогического опыта это:
а) теоретические методы исследования
б) эмпирические методы исследования
18. Определение исходных данных для дальнейшего исследования это:
а) сравнительный эксперимент
б) констатирующий эксперимент
в) обучающий эксперимент
19. Определите название математического метода исследования
«Выявление наличия определенного качества у каждого члена группы и общий подсчет тех, у кого данное качество отсутствует»________________
20. Что означает слово «библиография» ________________________
21. К какому виду библиографии относится данное описание книги:
Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении.- М.,1996. ________________________________
22. Вставьте пропущенные знаки библиографического описания источника:
Огурев В.В. Знание сила Начальная школа 1996 № 1 с.5.
23. Определите лишний этап в проведении психологического эксперимента:
а) подготовительный
б) собственно исследовательский
в) обработка данных исследования
г) интерпретация данных
д) оформление результатов
24. Найдите допущенные ошибки в словах:
гипотеза, эмперический, теоритическая часть, вирификация, констатирующий, мониторинк, экспиримент, концепция, ранжирование, квалиметрия.
25. Назовите основные части дипломной работы_______________________
26. Проблема превращается в
а) цель исследования б) предмет в) гипотезу
27. Определите название научного издания, в котором рассматривается какая-то одна проблема _______________________
28. Исследовательская работа может рассматриваться:
а) как процесс усвоения и углубления знаний
б) как процесс активного взаимодействия субъекта с объектами реального мира.
29. Проблема исследования определяется на основании ___________
30. Сколько в данном тесте:
а) закрытых вопросов _________ б) открытых вопросов _________
Приложение 4.
ЗАДАНИЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ