И феномен социального ипринтинга

Ранее уже было сказано, что в современных условиях главная задача системы образования заключается не в том, чтобы дать больше знаний, а в том, чтобы подготовить выпускников к принятию оптимальных решений в предстоящих непрогнозируемых ситуациях, в ситуациях, которые будут изменяться все быстрее и все неожиданнее. Это значит, что им самим предстоит обнаруживать проблему, выбирать контекст, в котором рассматривать данную проблему, выбирать точку зрения и использовать научно-теоретический аппарат для мысленного моделирования, используя объем информации, практически необозримый на эмпирическом уровне. Это связано с углублением общего социального кризиса.

Как частный случай первого условия эффективности любой системы - выполнения требования соответствия между элементами, из которых будут создаваться система, и тем, что нужно получить в итоге для системы образования это становится задачей обеспечивать соответствие между развиваемой личностью и теми социальными системами, в которых эта личность будет жить. Если это соответствие оказывается неполным, то или система старается уничтожить (как минимум изолировать) не соответствующего ее требованиям индивида, или индивид пытается переделать, а то и разрушить систему, не соответствующую его требованиям. Именно поэтому сегодня действия, приводящие к катастрофам различных систем, совершаются членами этих систем.

Еще в прошлом веке Ф.М. Достоевский сформулировал главную проблему человеческого общества: как обеспечить братство людей. Именно недостаток или даже полное отсутствие братства приводит к тому, что все, создаваемое людьми, оборачивается затем против людей. Проблема в том, что в природе человека братства нет, а братству невозможно. Можно дать знания по математике и научить пользоваться ими, можно это же самое по физике. Можно и знания о братстве дать, можно научить пользоваться ими, а братства не будет - это качество взаимоотношений между индивидом и обществом, отношений, которые являются проявлением глубинной сущности человеческой личности. Это глубинное сущностное качество личности, задающее такие отношения между индивидом и обществом, когда каждая их взаимодействующих сторон стремится отдать все имеющееся у нее, ничего не желая получить взамен кроме удовлетворения от того, что другой стороне благодаря твоей самоотдаче надежно обеспечены устойчивость, прогресс и возможности для счастья. Это сущностное качество личности обозначается термином духовность.

Любые действия человека - это проявление его качеств, способностей, сути. И вот тут можно в предельном обобщении выделить три типа людей как социальных субъектов. Используя ставшие распространенными литературные образы, типы эти можно обозначить так:

«раковая клетка»; «премудрый пескарь»;«Данко».

Раковая клетка выходит из подчинения законам жизнедеятельности организма за счет окружающих ее клеток, разрастается, губит вырастивший ее организм и погибает вместе с ним сама, поскольку вне организма жить не может. Это относится и ко всем людям-паразитам, не только к преступникам, но и к тем, кто формально не нарушает уголовного кодекса.

«Премудрый пескарь» сидит в своей норке, старается не высовываться, ни во что не вмешиваться, ни на что не влиять, ничем не рисковать - окружение может не заметить ни жизни его, ни смерти - зачем он жил?

Но человек в одиночку не может из человеческого детеныша ни в человека превратиться, ни даже человеком остаться, не может свою личность сохранить на уже достигнутом уровне развития. Позиция «Премудрого Пескаря» - далеко не мудрая позиция. Это бесполезная, а то и вредная для окружающих и опасная для самого индивида позиция, причем опасность эта ничем не оправдана.

Третья позиция - «Данко». Это противоположный полюс по отношению к позиции «раковой клетки».

В реальной жизни почти каждый человека оказывается в промежутке между позицией «Премудрого Пескаря» и одним из полюсов, которые здесь обозначены как «позиция раковой клетки» и «позиция Данко». В какую сторону от «нейтрали» и на какой дистанции от нее – каждый выбирает сам.

Откуда берутся «раковые клетки», «Премудрые Пескари» и «Данко», если генами это не задано, а призывать той или иной к постоянной жизненной позиции - бесполезно? Из всех слов современного русского языка слово «духовность» точнее всего, на наш взгляд, обозначает то качество субъекта, которое задает ту или иную жизненную позицию.

Именно проявление духовности обеспечивает максимальную устойчивость личности в самых критических ситуациях и выражается, в частности, в братстве, как общей характеристике отношения данного субъекта к другим людям.

Понимание личности как социально обусловленного и общественно значимого феномена, проведенный на базе системного подхода анализ сущности образования и его составных частей позволяют в качестве центральной части той воспитанности и социальной ориентированности, которые объективно необходимы сегодня и еще более необходимыми становятся в перспективе, позволяет выделить духовность как наиважнейшую характеристику субъекта любого уровня: от личности до цивилизации в целом.

Духовность - это категория для обозначения системы присущих конкретному субъекту основ самоуправления, надежно обеспечивающих приоритетность направления его активности на обеспечение устойчивости, прогресса и счастья субъективно необходимых ему систем в условиях недостатка или отсутствия внешнего контроля и стимулирования.

Это выбор приоритетности между «я» и «мы»: я и моя семья, я и мои друзья, я и мой народ, государство, человечество. На предельно доступном человеку уровне обобщения это проявляется в соотнесении самого себя с миром, сотворенным Богом. Эгоизм задает приоритетность «я», духовность задает приоритетность «мы». Духовность- это эффект сложнейшей системы, в которую входит сознательное и подсознательное, чувственно-эмоциональное и рассудительное, входят специфические способности, а также самые глубинные интеллектуальные и культурные основания, объединяющие жизнедеятельность субъекта в единое целое. Духовность не существует вне субъекта - ее носителя. При этом в качестве субъекта может выступать единая социальная система любого уровня: индивид, семья, нация, народ, человечество в целом.

Ф.М. Достоевский прав: духовности как основанию братства невозможно научить, ее невозможно непосредственно сделать. Как на любой эффект системы, которым не обладает ни один из составляющих данную систему компонентов, на духовность невозможно воздействовать непосредственно. Системность самих компонентов, образующих духовность (способности, интеллект, культура) еще больше усложняет общую проблематику духовности.

Но решение этой проблематики принципиально возможно: духовность можно и нужно целенаправленно формировать, поддерживать и развивать через целенаправленное использования знаний о закономерностях феномена социального импринтинга по принципам системного подхода. Сущность и алгоритм системного подхода уже изложены ранее. О феномене социального импринтинга будет отдельный рассказ несколько ниже.

Пока же вернемся к уточнению сущности самой духовности. Хотя она и не существует вне того или иного конкретного субъекта, на уровне абстрактно-теоретического обобщения сущность ее как феномена можно и нужно анализировать. При этом обнаруживается ряд трудно уловимых, но от этого не становящихся менее реальными и значимыми составляющих. Духовность начинается со способности глубоко, бескорыстно и беззаветно любить - именно любить, а не быть в состоянии влюбленности. Наличие высоко развитой способности порождает, как известно, и соответствующую объективную потребность ее проявления, которая, в свою очередь, может так или иначе отражаться в субъективных желаниях и устремлениях.

Формирование духовности продолжается через формирование и развитие способностей, умений и навыков субъекта ориентировать все свои отдельные действия на единый общий смысл вплоть до смысла собственной жизни.

Любое устремление требует соответствующих действий - интеллектуальных и предметно-практических. Здесь требуется следующая ступень формирования духовности - формирование и развитие глубинных оснований для устойчивости пребывания в состоянии истинного труда. (Как и о сущностном различии между любовью и влюбленностью, о различии между истинным и «ложным» трудовым действием рассказ будет в разделе «социальный импринтинг».)

Начинающееся в младенчестве формирование духовности субъекта должно быть дополнено последующим развитием сформированного соответственно вхождению его во все больше количество все более сложных систем. Происходит это на основе способности и потребности получать удовлетворение и радость от процесса учебы как от такового, а также от способности и потребности переживать и выражать свое почитание того или иного человека или группы.

К этому необходимо добавить уточнения, без которых изложенный подход к пониманию сути феномена духовности трудно использовать - выделить три важнейших параметра духовности.

Первый - уровень системы, в отношении которой имеется духовность или, иными словами, уровень общности системы, приоритетной для данного субъекта системы - что такое его «мы», стоящее для него на первом месте. Этим «мы» может быть его семья, ради обеспечения которой он изыскивает дополнительный заработок, его фирма, ради которой он ночей не спит в поисках новых возможностей ее укрепления и развития. Это может быть его народ, ради которого он рискует своей жизнью. Это может быть человечество, ради которого Пастер вводил себе смертоносные бациллы для проверки изобретенных средств борьбы с ними. Это может быть создатель мира - Бог, заповеди которого подавляют не только личные желания, но и некоторые проявления инстинктов.

Хотя каждый человек одновременно является составной частью различных систем, далеко не каждую из них он воспринимает как свое приоритетное «мы». На каком уровне проявляется духовность данного субъекта?

И сразу же становится очевидной необходимость учета еще двух других критериев, единство которых невозможно разорвать.

Второй общий критерий - степень развития духовности на том или ином конкретном уровне. Это показатель надежности, с которой обеспечивается на этом уровне приоритетность направленности активности субъекта на соответствующее «мы" в различных ситуациях при различной величине помех.

Третий параметр духовности - гармония между ее уровнями. Человек не может ориентироваться только на одну из систем, будучи объективно включен во множество. Но соотношение духовности в отношении круга друзей, семьи, государства, мира в целом может быть очень разным и образовывать очень разные сочетания. Эти сочетания могут обладать той или иной степенью гармоничности, а могут быть и «перекошены» самым различным образом. Человек может ради компанейства заглушить голос совести, позывы к сочувствию тем, кто находится за пределами его приятельской компании, может ради семьи пойти на преступление перед государством, ради продвижения в научной среде пренебречь заботами о семье. Точно так же он может пренебречь семьей в стремлении реализовать свою устремленность к Богу, пренебречь всем миром людей, уединившись в келье схимника.

Во всех этих случаях речь идет о духовности, но духовности дисгармоничной, «перекошенной», если брать личность в целом. Это может даже разрушать какой-то уровень духовности, ранее имевшийся в отношении тех или иных систем, вытесняя восприятие их ценности из личностного мира.

Именно на основе эффективной заботы о гармонии различных уровней духовности можно и нужно повышать гармонию многосторонней личности и ее разноуровневой духовности, повышая адекватность осознания органичной включенности данного индивида в во все более широкий комплекс различных систем.

Но, так или иначе, гармонизировать можно только соотношение и взаимодействия между уже реально имеющимися компонентами единого. В данном случае - между уровнями духовности, которых от рождения у человека практически нет, которые еще нужно предварительно сформировать применительно ко всем системам, в которые данный индивид будет объективно включен на протяжении своей жизни.

Сотрудничество это может быть только результатом соответствующей оптимизации информационного взаимодействия. Само по себе информационное взаимодействие между самыми различными субъектами, составляющими современное человечество, по объему и по интенсивности давно уже переросло все разумные пределы. Речь должна идти именно об оптимизации.

Но она немыслима безотносительно к критериям. Критерии эти тоже нужно предварительно выбрать из ряда возможных, уточняя их затем по ходу дела.

Все многообразие подходов можно обобщить как выбор места в одном из секторов, образованных пересечением двух «взаимно перпендикулярных линий», соединяющих противоположности.

БУДУЩЕЕ

 
  и феномен социального ипринтинга - student2.ru

настоящее

и феномен социального ипринтинга - student2.ru «Я» «МЫ»

ПРОШЛОЕ

Одна линия соединяет противоположности по сфере охвата: «Я или МЫ?». Эту линию еще можно обозначить как выбор по ширине охвата системности.

Вторая соединяет противоположности по охвату времени: «СЕЙЧАС или В ПРОТЯЖЕННОМ ВРЕМЕНИ ОТ ПРОШЛОГО К БУДУЩЕМУ?».

На одном полюсе первой линии предельный эгоизм, на другом - предельная самоотверженность на основе того или иного уровня присущей данному субъекту духовности.

На одном полюсе второй линии сиюминутность настоящего, на другом - подчинение требованиям выбранного варианта будущего, начатого в прошлом.

Диапазон между парными полюсами в каждом конкретном случае разный. Реальный выбор всегда устремлен к одному из полюсов, но не может полностью игнорировать и противоположность избранного.

В интеллекте как в потенциальной способности субъекта не содержится ни линий выбора критериев оптимизации, ни выбранных в тот или иной момент точек на этих линиях. Эти критерии выбора составляют важнейшую часть присущей тому или иному субъекту культуры.

О культуре как о втором после интеллекта основании, на котором может и должно строиться обеспечение соответствия самоуправляемой деятельности субъекта заданным требованиям, мы уже говорили. Теперь речь идет о своего рода «общем знаменателе» по отношению к носителям различных культур, о таком «общем знаменателе», который в должной мере и в нужном направлении согласовал бы их информационную и практическую деятельность.

В качестве критериев выбора выступают потребности, интересы, желания самого человека или на первое место выходит его субъективные желания (отражающие, фактически, даже более глубинные объективные его потребности во времени) сохранить и улучшить среду своего обитания - как природную, так и социальную.

Если исходным, ведущим критерием оптимизации становится «Я», то с некоторым упрощением - это эгоистическая позиция.

Если ведущим, не единственным, а именно ведущим, исходным, становится «МЫ» - будь это компания друзей, семья, «я и мой участок», «я и мой народ», «я и моя страна», «я и человечество», «я и вселенная во главе с Богом» - но именно единое «МЫ» - тогда говорят, что ведущим критерием оптимизации информационного взаимодействия становится духовность.

Второе - по времени: или выбор делается на основе текущего и самой близкой перспективы (жизнь только сегодняшним днем: единожды живем, лови мгновенье, бери, что можешь - а поле нас хоть потоп) - или человек начинает в качестве критерия ведущим ставить будущее время, не тратя деньги «впритык» к получке, а оставляя и в запас, рассчитывая свою жизнедеятельность с учетом будущего своих детей и еще не родившихся внуков, задумываясь о своем будущем после смерти - это другой критерий.

Итак: я и мы, сейчас и в будущем.

Вот это те критерии, по которым человек выбирает: на что обращать внимание, а от чего отказываться, в чем детально разбираться, что пробегать поверхностно, что запоминать и по использовании забывать, а что стараться усвоить и повторять, чтобы сохранить пожизненно.

И в этом вторая, «глобальная» сторона подлинного значения духовности. Это объясняет, почему без решения проблематики духовности в системном ее понимании невозможно ни прогрессивное объединение человечества, ни, тем самым, преодоление общего кризиса цивилизации.

После ознакомления с научной концепцией духовности, с системными концепциями интеллекта, культуры можно показать пирамиду перехода от того, что в человеке закладывается при рождении по законам генетики к тому, что получается в субъекте жизни взрослого.

В основе лежит генетика. Генетическая база человека за последние 10 000 лет практически осталась прежней, но кардинально изменилось ее развитие по ходу жизни индивида. И процесс этого развития принципиально управляем.

Следующий фактор - среда обитания. Она дает возможности для развития только части генетического потенциала новорожденного, обрекая остальную часть этого изначального потенциала на атрофию.

Следующее сужение в реализации природного потенциала происходит по закономерностям феномена социального импринтинга, о котором несколько ниже будет рассказано подробно.

Социальный импринтинг - это феномен, заключающий в том, что в строго определенные периоды жизни формируется четко определенные базовые свойства личности и исходные программы жизнедеятельности, формируются на уровне подсознания, а затем, в столь же определенные периоды, включается реализация этих программ даже помимо сознания и воли человека.

В зависимости от того, как реальные условия жизни растущего индивида будут соотноситься с требованиями социального импринтинга, будет происходить формирование его личности. При этом тот потенциал, который вовремя не был задействован, практически атрофируется, отмирает, становится недоступен для последующего востребования.

Следующая ступень - формирование и развитие интеллекта в ходе специально организованного образования и реально осуществляемой практической деятельности.

Затем - среда обитания и реально доступное данному индивиду культурное наследие. Какие книги ему доступны, какие музеи, с какими людьми он может встретиться - из какого культурного наследия он может выбирать основы формирования и развития собственной культуры.

Каждый индивид из потенциально доступного ему выбирает и осваивает только относительно небольшую часть и в очень разной мере осваивает различные ее компоненты. Это и определяет его личную культуру. На этой ступени «пирамиды» происходит дальнейшее сужение индивидуального потенциала.

Последующая среда обитания дает возможности реализовать ту или иную часть индивидуальной культуры, задействовать персональный интеллект в той или иной его части в той или иной мере, но, опять же, всегда только часть. Индивид переехал в город, поступил на работу, которая позволяет реализовать ту или иную часть его потенциала. При этом происходит и приобретение нового культурного наследия, и дальнейшее развитие соответствующих компонентов интеллекта, но только в той мере, какую допускает уже имеющееся основание.

Следующий фактор «сужения» - состояние в данное время. Это и состояние здоровья, его отношение к работе, взаимоотношения с коллегами, домашняя ситуация. На выходе же и проявляется реальная жизнедеятельность индивида, как узкая вершина пирамиды с широчайшим основанием.

Попытка выйти на последующем этапе пирамиды за рамки, заданные предыдущим, неизбежно кончается крахом. Каждый предыдущий этап задает пределы последующего. Но насколько последующий окажется меньше, насколько полно он реализует возможности, заданные предшествующим - это зависит от управления и от самоуправления, от того, насколько полно это управление и самоуправление согласовано с закономерностями формирования и развития личности, важнейшие из которых – закономерности феномена «социальный импринтинг».

Импринтинг - это феномен возникновения, развития и проявления способностей и программ жизнедеятельности животных, заключающийся в том, что в определенные периоды их существования активизируются способности к формированию определенных свойств и программ жизнедеятельности, закрываясь по истечении этих периодов, а в другие, столь же определенные периоды, активизируется их проявление.

Это общее определение импринтинга как феномена формирования и проявления программ самоуправления сложных живых организмов.

Социальный импринтинг - это то же самое применительно к социальным качествам и программам жизнедеятельности человека.

Закономерности социального импринтинга проявляются прежде всего на уровне подсознания и с основным акцентом на чувственно-эмоциональное. Человек умом может знать и понимать, что так поступать не полагается, не надо бы, но ему уж очень хочется, так хочется, что и не удержаться. Во многих случаях он просто не отдает себе отчет в том, почему именно ему этого так хочется - “душа горит, просит, и ничего с ней не поделать”.

В зависимости от того, как реальные условия жизни растущего индивида будут соотноситься с требованиями социального импринтинга, будет происходить формирование его личности. При этом тот потенциал, который вовремя не был задействован, практически атрофируется, отмирает, становится недоступен для последующего востребования.

Этот феномен действует в различных проявлениях на протяжении всей человеческой жизни волнами по 24 года (рождение - 24 - 48 - 72 - 96...) или, если смотреть глубже, - спирали - с полуволной в 12 лет. В течение полуволны сменяется 5 основных этапов по 2 - 3 года каждый, повторяясь после прохождения пика в обратной последовательности.

Импринтинг проявляется и в этапности запечатления важнейших программ жизнедеятельности, и в этапности их актуализации. В первой полуволне идет преимущественно запись, формирование базовых свойств или пополнение ранее записанного на новом витке спирального восхождения. В течение второй полуволны формируются, развиваются и закрепляются программы проявления усвоенного ранее.

Есть и связь от начала к концу полуволны - она-то и связывает период от рождения до 3 лет с «загадочным подростковым периодом». И есть связь «по вертикали»: запечатленное в первый период волны актуализируется в своих проявлениях в последнем периоде этой же волны, запечатленное во втором от начала актуализируется во втором от конца и т.д.

На протяжении последних 6 месяцев до рождения происходит формирование общей установки на эмоциональное восприятие мира и взаимоотношений с ним.

От рождения до 3 лет - запечатление программ эмоционального реагирования на изменения в окружающем мире и уточнение, детализация программ обобщенного восприятия этого мира. В это время формируются и развиваются способности и особенности восприятия добра и зла, благодарности и обиды, признательности и равнодушия, нежности и грубости, сопереживания, сочувствия и брезгливой отстраненности. До 3 лет на эмоциональном уровне начинает прорастать или отмирать, если не получит развития, способность любить - специфически человеческая способность любить, а не влюбляться (способность влюбляться идет от биологии, от животного мира, способность любить - от социального, от сугубо человеческого мира).

С 3 до 5 лет через игру формируется и развивается воображение, фантазия, и через них формируется способность различать форму и смысл. Игра - это всего лишь форма. В это время формируется и развивается способность индивида видеть “сверхзадачу по Станиславскому”. В этом периоде во время игр развивается или отмирает зародыш ориентации жизнедеятельности индивида на главный смысл жизни: зачем я живу? Вот тут и записываются программы: “жить, чтобы есть” или “есть, чтобы жить” - что ради чего? где основной акцент? Людям, которые в этом возрасте не задумывались над смыслом жизни пока еще в форме игры, впоследствии трудно понять, что это такое. Пустым и никчемным покажется им вопрос: зачем ты живешь? чего ради добиваешься достижения конкретных целей? А мы пытаемся некоторое время спустя вести с ними запоздалые разговоры о смысле жизни, удивляясь низкой эффективности своих внушений.

С 5 до 7 лет формируются внутренние силы для устойчивого нахождения в истинном трудовом процессе, осваивается восприятие труда как основной формы жизни, формы проживания настоящего и как средства, пути продвижения к только что освоенным смыслам деятельности. В это же время формируется способность и потребность послушания как одного из моментов распределения ролей ведомого и ведущего для совместной деятельности.

Главную ценность для формирования и развития личности в этом периоде представляет сам процесс труда. Главный результат труда ребенка в это время невидим, он формируется и закрепляется в подсознании. Легче увидеть промежуточный результат - изменение отношений между близкими людьми по ходу и в итоге трудового процесса, и самый простой - предметный результат труда. Но они лишь дополнения к основному.

Для этого периода педагогу особенно важно различать истинное и ложное трудовое действие ребенка.

Для взрослых труд – основной способ добывать нужные блага. Им важен денежный или вещественный результат. А для ребенка в это время труд имеет совершенно другой смысл.

Ложное трудовое действие состоит из трех этапов.

1. Задумка. Намечается заранее какой-то результат труда для демонстрации каких-то своих качеств или способностей. Затем эта цель расписывается в красках для эмоционального возбуждения. С нею связывается то или иное будущее вознаграждение, также долженствующее дать значительный эмоциональный эффект.

2. Непосредственное исполнение действий по осуществлению задуманного. Действие это по причине недостатка внутренних сил устойчиво находиться в состоянии труда скоро надоедает. Возникает желание заняться чем-нибудь другим. В качестве стимула для возвращения в продолжение труда используется оценка промежуточных результатов и получение предварительного поощрения хотя бы в виде похвалы взрослых. Снова напоминается ожидаемый результат в виде большого удовольствия от удивления других людей проявленными тобой способностями. Это предвосхищение приводит к продолжению труда и к достижению намеченного результата.

3. Награда. Не плата, а именно награда. В это время словесная награда (нередко и лакомство!) в большинстве случаев с лихвой перекрывает величину трудовых усилий ребенка. И раздувается ребенок, как пузырь, от чванства

Когда ребенок вырастет, это пребывание в ложном трудовом действии с большой вероятностью даст следующие два “плода”.

1. Убеждение, что “важен результат, а не процесс его создания”. Соответственно это выражается фразой: “Где бы ни работать - лишь бы не работать... но обязательно с наградой!” Платят ли за труд, за имитацию ли труда, или же просто за присутствие в положенное время на положенном месте - для такого человека будет не важно. Ему важно деньги “добыть”, а не ценности создать. Конкретный способ добывания определяется доступной и видимой данному индивиду эффективностью: заиметь побольше при минимуме затрат и риска.

2. Резко избирательная устремленность к труду по своим способностям. Значимость проявления своих способностей индивид считает выше объективных требований конкретной ситуации - лишь бы ситуация позволяла эти имеющиеся способности проявить и требовать за это награду. Человек стремится делать то, к чему у него больше способностей, поскольку уже само по себе проявление личных способностей доставляет удовольствие, особенно если эти способности превосходят способности других. Так удовлетворяется потребность самоутверждения. При этом все, что лежит вне русла проявления этих личных способностей, воспринимается как помеха, как вынужденность, как ущемление свободы самовыражения. И любой труд вне демонстрации превосходства по способностям становится в тягость.

Даже тогда, когда человек понимает необходимость труда, не требующего особых способностей, но нужного по ситуации, нет у него никаких сил его долго, устойчиво выполнять, разве что ценой столь тяжелых волевых усилий, что сам источник необходимости этого труда начинает вызывать все более резкую неприязнь.

Если же его все-таки принудить выполнять требуемое (хотя бы и он сам себя принудит усилием воли), то в нем быстро нарастает раздражение, напряженность, которая при малейшей зацепке даст срыв. А все участники так и не поймут истинных причин возникшей ссоры...

Так отзывается неправильность давнего уже проживания периода 5 - 7 лет.

Истинное трудовое действие - это тоже три этапа.

Первый - заметить нужду близкого и эмоционально самому войти в ощущение этой нуждаемости. Кошка мяукает - голодная. Листочки у цветка опустились - воды ему нужно. Мама пришла усталая. Она озабочена, что к обеду в доме хлеба нет, не успела купить. Важно не просто узнать, заметить - важно эмоционально самому войти в состояние нуждаемости.

Второй этап - исполнение действий по удовлетворению нужды другого как своей собственной и переживание удовлетворения, радости от того, что нужда эта уменьшается. Именно осознание хотя бы частичного уменьшения нуждаемости другого в результате затраченных тобой усилий дает удовлетворение на основе сочувствия. Кошка ест с таким удовольствием! Вода так быстро впиталась землей вокруг цветка! Мама успокоилась и занялась другими делами, когда ты вызвался сходить в булочную...

При таком подходе ребенку важно не способности свои продемонстрировать, а удовлетворить нужду другого. И когда истощаются силы для сохранения устойчивости в труде, стимулом возвращения к труду служит ощущение неполноты удовлетворенности нужды другого.

Третий этап - удовлетворенность от того, что благодаря твоему упорному труду удовлетворена нужда другого, близкого тебе существа. Ребенок испытывает благодарность к тому, кто ранее научил такому труду, кто дал силы это исполнить. Особо ценна благодарность к тому, кто настолько к тебе хорошо относится, настолько верит в тебя, что доверил тебе удовлетворение своей нужды.

Человек, оказывающий внимание любимому, должен получать удовольствие от того, что тот именно к нему за этим обратился, что тому это приятно. Это будет потом, но только при условии, что в возрасте 5 - 7 лет накоплен опыт получения радости от удовлетворения нужды другого.

Пребывание в истинном трудовом действии ребенку 5 - 7 лет также дает два основных результата.

1. Развивается способность самостоятельно замечать реальную нуждаемость окружающих и переживать ее как свою собственную. Внешне это проявляется в развитой способности взрослого человека самого находить себе занятие, нужное для окружающих, находить без просьб и подсказок со стороны.

2. Результатом пребывания в истинном трудовом действии становится также выполнение мужчиной роли защитника, покровителя, заботника, выполнение в виде части реализации главного смысла его жизни. Для женщины результатом правильного проживания этого периода станет в дальнейшем естественное переживание чувства благодарности к тем, кто заботится о ней и позволяет ей заботиться о них, потребность оберегать то, что уже создано - дом, уют, здоровье близких. Это не профессиональное, а глубоко личностное системное качество, объединяющее в действенную систему целый ряд разнообразных свойств и способностей данного индивида.

В это же время формируется и развивается программа послушания.

В повседневной жизни очень часто возникает объективная необходимость делать не то, что нравится и хочется - а то, чего требует ситуация для данной общности. Умений и сил при этом недостаточно - требуется доверие к тому из участников совместной деятельности, кто больше понимает, кто более компетентен в данной ситуации, кто берет на себя роль своего рода диспетчера, распределителя: кому и что именно в данной ситуации целесообразнее делать в общих интересах.

Принципиально важно не смешивать послушание с покорностью, подчинением. В основе покорности может лежать признание вынужденности своих уступок. В основе послушания лежит признание большей компетентности старшего, компетентности, обеспечивающей более эффективное проявление твоей сути.

Самый лучший оркестр для полноты проявления своего мастерства нуждается в дирижере, который отнюдь не господствует над оркестрантами. В реальной жизни людей очень важна сформированная и развитая на уровне подсознания программа установления и сохранения отношений послушания, в основе которой должна лежать духовность и понимание значимости согласования в проявлениях разной компетентности. Именно духовность задает необходимую ориентацию на общий успех. Зная из прежнего опыта, что в реальных делах даже при всего лишь двух участниках в каждый конкретный момент равенства не должно быть, один должен играть роль ведущего, другой - ведомого. Ведущим должен быть более компетентный, и более компетентный не вообще, а именно в этой ситуации применительно именно к этому делу с этой целью. При изменении ситуации, общей цели, конкретной деятельности по достижению данной цели может измениться и соотношение компетентности. Именно это соотношение компетентности и задает распределение ролей. Именно по изменению соотношения компетентности оперативно должны меняться ролями ведущий и ведомый. Способность и потребность послушания предполагает не только готовность к осознанному, добровольному выполнению роли ведомого. Предполагается и готовность в любой момент перейти к выполнению роли ведущего с принятием на себя соответствующей ответственности за успех общего дела.

Послушание не тождественно и добровольному подчинению. Добровольное подчинение - это подчинение по собственной доброй воле. А воля как психический феномен требуется тогда, когда необходимо какое-то преодоление другой устремленности. Если ситуация требует одно, а хочется другого - для действия соответственно ситуации требуется воля. Однако деятельность, контролируемая волей, требует значительно большего расхода психической энергии. Человек быстрее устает, раньше появляются отрицательные эмоции, меньше при этом системность проявления интеллекта. Воля - это “наперекор”. Послушание - “в соответствии”. Разница принципиальная.

При сформированной и развитой программе послушания человек принимает на себя роль ведомого без обращения к собственной воле. Он принимает эту роль на основе собственной духовности. Ведь в проявлениях духовности приоритетность ориентации на удовлетворение потребностей “мы” не волевая. Эта приоритетность возникает и устойчиво сохраняется как бы “сама собой”, подсознательно, не нагружая сознание. Соответственно, более экономно расходуются ресурсы психики, в большей гармонии функционируют различные компоненты интеллекта. Послушание следует рассматривать в самой тесной связи с духовностью. В дальнейшем это оказывается необходимым условием нормального распределения ролей в семейных делах. Вместо вопроса о главе семьи, вопроса, не имеющего в общей постановке удовлетворительного ответа применительно к семье нового типа, создается возможность оптимально меняться ролями ведущего и ведомого применительно к конкретным ситуациям.

Соответственно нужно в период от 5 до 7 лет целенаправленно тренировать ребенка в проявлении способностей ощущать личный интерес как часть стремления к достижению общих целей, тренировать ребенка в выполнении и роли ведущего, и роли ведомого, быстро меняя роли соответственно изменению ситуаций и целей.

Наши рекомендации