В) повышение степени взаимосоответствия всех факторов
Дальнейшее повышение эффекта системы требует перехода на качественно новый уровень ее состава, организации, структуры и функционирования.
В реальной жизни важен обычно бывает не сам по себе эффект системы, а его проявление в том или ином более общем контексте. Применительно к людям речь должна идти о влиянии этого эффекта системы на достижение поставленных ими целей.
Выше рассмотрен системный подход как общенаучный метод. В зависимости от той или иной области его применения могут потребоваться соответствующие дополнения с учетом общеметодологических требований и специфики конкретных систем.
Поскольку нам этот общенаучный метод потребовался для социальной педагогической проблематики, рассмотрим важнейшие из необходимых в этом случае дополнений.
Эффективность любого метода принципиально ограничивается корректностью его применения в каждом конкретном случае. Корректность, в свою очередь ограничивается уровнем понимания. А понимание, как результат осмысления, зависит от того, какое значение вкладывает субъект в те или иные термины и построенные на этих терминах формулировки, которые он использует при анализе. Поэтому для обеспечения адекватности понимания последующих материалов необходимо уточнить смысл, вкладываемый в ряд терминов, которые особенно широко будут использоваться в последующем изложении.
В ряде случаев эти пояснения не будут совпадать ни со словарями, ни с привычными обыденными представлениями. Это не означает, что отвергаются другие смыслы и выражающие их определения. Многие сущности многогранны и поворачиваются той или иной гранью в зависимости от контекста. Контекст же в каждом конкретном случае определяется исходя из целей субъекта.
Итак: дополнительные уточнения понятий для программирования действий по системному подходу и для оценки получаемых результатов.
Результат - проявление действия причинно-следственных связей.
Результативность - отношение результата к затратам на его достижение.
Эффект - это результат, соотнесенный с целью. Эффект при одной и той же величине результата может быть положительным, нулевым и даже отрицательным.
Цель - это представляющийся для данного субъекта возможным вариант будущего, выбранный им в качестве наиболее предпочтительного с учетом затрат, требуемых для его достижения, становящийся основой самопрограммирования, критерием оценки промежуточных результатов и внутренним стимулом активности субъекта.
Цель при всей сознательности, разумности ее выбора имеет значительную эмоциональную основу. Разумность сама по себе не только не означает прогрессивности, но даже и не обязательно обеспечивает соответствие объективным требованиям сохранения устойчивости. Разумность означает, что данный результат является итогом сознательной мыслительной обработки известной субъекту информации. При этом возможны как неполнота исходных данных, так и прямые ошибки в рассуждениях.
Уточнение термина «цель» сразу же позволяет увидеть принципиальную разницу между целью и задачей. Задачи перед человеком можно и поставить. Цели и их иерархию в той или иной ситуации человек может выбрать только сам. Но к любой поставленной извне задаче должна добавиться собственная цель исполнителя: решать или уклоняться, если решать - то по каким критериям, если уклоняться - то куда и как. И варианты при этом могут самыми разными, поскольку решающий задачу действует на достижение не своей цели, а кого-то другого, хотя бы заботящегося о благе исполнителя. Проблему можно сообщить или помочь увидеть, почувствовать. Но без задачи по ее решению и без соответствующих целей знание проблемы может не только не задать новой деятельности, но даже и на прежней деятельности субъекта не отразиться. В виде набора задач или перечня проблем, которые надо бы решить субъекту можно предоставить материал для выделения и выбора целей. Можно поставить человека в ситуацию, благоприятствующую выбору той или иной цели или заграждающую принятие определенных целей. Но сформулировать и принять цель в качестве основания собственной активности может только сам субъект. В зависимости от места и роли новой цели в субъективной картине мира, в зависимости от чувственно-эмоциональной основы данной цели у человека возникает то или иное состояние целеустремленности.
Целеустремленность субъекта выражается, прежде всего, в устойчивости направления соответствующей деятельности и в ее активности.
Активность деятельности - это обозначение относительной величины использования субъектом имеющихся в его распоряжении возможностей для данной деятельности при отсутствии или недостаточности внешнего контроля и стимулирования.
Как правило, в любой конкретной деятельности субъект использует большую или меньшую, но только часть имеющихся, доступных и известных ему возможностей осуществления данной деятельности. Отношение этой используемой части ко всем реально имеющимся возможностям и является показателем активности данного субъекта в данной деятельности для данного конкретного случая. Но утверждение это верно только в отношении субъекта с достаточной свободой воли: если деятельность протекает под действенным контролем и мера использования имеющихся возможностей задается соответствующими стимулами - уместно говорить об интенсивность деятельности объекта управления, а не об активности субъекта. В реальной жизни чаще всего наблюдается сочетание ролей объекта и субъекта в том или ином их соотношении. Но смешивать понимание этих ролей не следует. И если у нас слишком часто словом активность обозначают интенсивность деятельности или даже ее объем в заданном отрезке времени, то это нередко служит средством маскировки реальной манипуляции людьми, манипуляции, при которой объекты внешнего управления должны субъективно ощущать себя свободными субъектами.
Можно и нужно говорить и об активности субъекта в целом. В этом случае данное понятие будет обозначением системы присущих данному субъекту качеств, обеспечивающих активность соответствующих видов деятельности. Вне деятельности данная система качеств не может проявиться, хотя сами по себе эти качества в том или ином их соотношении и взаимосвязи присущи субъекту и в перерывах между внешними их проявлениями.
Но при этом важен оптимум обобщения. Вместо узкого рассмотрения всех частностей можно и нужно обратиться к устойчивым подсистемам присущих данному субъекту качеств, которые с относительной вариативностью позволяют прогнозировать характеристики широкого спектра различных видов его деятельности в еще не наступившей ситуации. Такая характеристика активности субъекта в значительной мере отражает специфику его направленности. Но можно, и нередко нужно бывает подняться еще на одну ступень обобщения, рассматривая способность и готовность к активной жизнедеятельности в целом. Здесь проходит разделение между теми, кто безвольно подчиняется даже случайным обстоятельствам, и теми, выбирает себе большие, высокие цели и стремится к их достижению наперекор даже очень трудным условиям своей жизни. В сочетании с компетентностью и духовностью это выводит человека на иные уровни свободы и субъектности.
Так же нужно различать эффект и эффективность.
Эффективность - это отношение эффекта к затратам по заданному критерию. Оценка эффективности должна предполагать и цель, и вид учитываемых при ее достижении используемых ресурсов.
Нужно ввести и постоянные критерии оценки эффективности системы, на которые мы будем ориентироваться в применение системного подхода для управления формированием и развитием всех феноменов, о которых в дальнейшем пойдет речь.
Критерии эффективности системы: