Психологические барьеры и психологическая защита

Семинар№1.

Основы педагогической инноватики.

1. Педагогическая инноватика отрасль научного знания. Основные неологические понятия: новое, новшество, нововведение, инновация. Новое и традиционное.

2. Характер новизны (абсолютная и относительная, объективная и субъективная), уровни (усовершенствование, изобретение, открытие) и области действия новшеств (обучение, воспитание, организация жизнедеятельности и управление образовательным учреждением, совместная деятельность образовательного учреждения и внешней среды).

3. Инновационные процессы в сфере образования: сущность, структура, типология. Отличительные особенности педагогических инновационных процессов, жизненный цикл и динамика развития.

4. Системы классификаций нововведений в образовании. Классификация инноваций в образовании: Р.Н. Юсуфбековой, К. Ангеловски, В.И. Андреева, В.И. Загвязинского, Г.П. Щедровицкого, А.Н. Тубельского, О.Г. Прикота, О.Г. Хомерики, М.М. Паташника, А.В. Лоренсова.

5. Законы протекания инновационных процессов необратимой дестабилизации педагогического процесса; финальной реализации инновационного процесса; стереотипизации педагогических инноваций; цикловой повторяемости.

Рекомендуемая литература:

1. Дука Н.А., Дука Т.О., Дроботенко Ю.Б., Чекалева Н.В Инновационные процессы в образовании: практикум для студентов магистратуры: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Н.В. Чекалевой. – Изд-во ОмГПУ, 2012.

2. Епишева О.В. «Инновационные процессы в образовании». Тюмень, 2009.

3. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М.: Изд-воМосковского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.

4. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ В.А. Сластенин и др. – М., 2010.

5. Краевский, Хуторской Основы обучения. Дидактика и методика:учеб. Пособие для студ.высш.учеб.заведений- М.: Издательский центр «Академия», 2008.

6. Хомерики О.Г. Развитие школы как инновационный процесс : Метод. пособие для руководителей образоват. учреждений / О. Г. Хомерики, М. М. Поташник, А. В. Лоренсов ; Под ред. М. М. Поташника ; Рос. акад. образования, Ин-т управления образованием. - М. : Новая шк., 1994.

7. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 224 с

Семинар №2.

Инновационная деятельность педагога:

структура, характеристика и содержание.

1. Педагогическое творчество и инновации в исследованиях Н.В. Кузьминой, А.И. Щербакова, В.А. Кан-Калика, А.Д. Никандрова, В.И. Загвязинского, К.А. Абульхановой-Славской, Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской и др.

2. Соотношение инновационной деятельности и творческой деятельности педагога. Сущностные характеристики инновационной деятельности в образовании.

3. Модель инновационной деятельности педагога. Концепция инновационной деятельности педагога В.А.Сластенина, Л.Д.Подымовой.

4. Структура, характеристика и содержание мотивационного, креативного, технологического и рефлексивного компонентов инновационной деятельности педагога.

Источники и литература:

1. Дука Н.А., Дука Т.О., Дроботенко Ю.Б., Чекалева Н.В Инновационные процессы в образовании: практикум для студентов магистратуры: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Н.В. Чекалевой. – Изд-во ОмГПУ, 2012.

2. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.

3. Гуманитарные образовательные технологии в вузе: методическое пособие под ред. С.А. Гончарова.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007;

4. Подымова Л.С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. – М., 1995.

5. Инновационная педагогическая деятельность [Электронный ресурс] http://elenasadigova.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_rabota/stati_uchiteljam/innovacionnaja_pedagogicheskaja_dejatelnost/51-1-0-17

6. Инновационная деятельность учителя [Электронный ресурс] http://www.in-exp.ru/arhive/54-in-dejat-taecher.html
Инновационная деятельность педагога [Электронный ресурс] http://www.bestreferat.ru/referat-187973.html

Семинар №3

Психологические барьеры и психологическая защита

1. Понятие психологических барьеров и психологический защиты. Факторы, обусловленные психологическими барьерами.

2. Виды психологической защиты: отрицание, подавление, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, отчуждение, замещение, катарсис и др.

3. Характеристика субъектов инновационной деятельности (по В. И. Загвязинскому: новаторы, изобретатели, модернизаторы, мастера педагогического труда; по Э. Роджерсу: новаторы, ранние реализаторы, раннее большинство, позднее большинство, колеблющиеся).

4. Антиинновационный барьер в деятельности педагога. Причины, вызывающие сопротивление педагогов новшествам. Барьеры творчества педагога.

Рекомендуемая литература:

1. Гуманитарные образовательные технологии в вузе: методическое пособие под ред. С.А. Гончарова.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.

2. Инновационная деятельность педагога [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-187973.html

3. Инновационная деятельность учителя [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.in-exp.ru/arhive/54-in-dejat-taecher.html
Инновационная педагогическая деятельность [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://elenasadigova.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_rabota/stati_uchiteljam/innovacionnaja_pedagogicheskaja_dejatelnost/51-1-0-17

4. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.prometeus.nsc.ru/contents/books/slasten.ssi

5. ЯголковскийС. Р. Психология инноваций:подходы, модели, процессы научная монография - М. 2010. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://psy.hse.ru/data/2010/05/20/1217328104 _7.pdf

Семинар№4

Наши рекомендации