КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2
Контрольная работа № 2 выполняется в полном соответствии с требованиями предложенных вариантов заданий. Выбор варианта контрольной работы осуществляется согласно последней цифре номера зачетной книжки.
Методические указания для выполнения заданий
Контрольной работы № 2
На начальном этапе выполнения контрольной работы осуществляется подбор литературы и ее систематизация по каждому вопросу. Намечается план ответа на вопрос. Структура ответа на вопрос должна включать в себя:
· введение, в котором обосновывается актуальность рассматриваемой проблемы;
· основную часть, в которой отражается содержание вопроса в соответствии с подобранной литературы по выбранной проблеме;
· заключение – это обобщение, вывод о предложенных способах решения проблемы.
Вариант 1
1. Современные требования к подготовке рабочих. Изменения в профессионально-квалификационной структуре рабочих кадров.
2. Принципы и методы гуманистического воспитания в системе профессионального образования.
Вариант 2
1. Основные тенденции развития системы профессионального образования.
2. Системно-синергетическая теория воспитания.
Вариант 3
1. Сущность и особенности профессионального модуля.
2. Сущность и развитие ученического самоуправления в среднем профессиональном образовании.
Вариант 4
1. ФГОС профессионального образования третьего поколения: компетентностный подход.
2. Особенности организации воспитательного процесса в организации среднего профессионального образования.
Вариант 5
1. Системы производственного обучения.
2. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение учащейся молодежи.
Вариант 6
1. Страницы истории профессиональной педагогики.
2. Преемственность в профессиональной подготовке молодежи.
Вариант 7
1. Личностно ориентированное профессиональное образование.
2. Проблемы и перспективы подготовки мастеров производственного обучения.
Вариант 8
1. Принципы профессионального обучения.
2. Педагогические основы изучения, обобщения и внедрения передового опыта.
Вариант 9
1. Теория стадийного обучения в системе профессионального образования.
2. Критерии эффективности профессиональной подготовки.
Вариант 10
1. Инновационные подходы к организации обучения в профессиональной педагогике.
2. Высшее рабочее образование – содержание и основные этапы подготовки специалистов.
Вопросы для подготовки к зачету
1. Педагогика как наука. Объект и предмет педагогики. Место педагогики в системе наук о человеке.
2. Функции и задачи педагогической науки. Отрасли педагогических знаний.
3. Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение. Их взаимосвязь.
4. Характеристика методов исследования в педагогике.
5. Педагогическое взаимодействие как вид деятельности: мотивы, цели, средства, результаты.
6. Понятие о педагогическом процессе. Структура педагогического процесса.
7. Предмет и функции дидактики. Становление и развитие дидактики.
8. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.
9. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Современные концепции содержания образования.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт, основные положения.
11. Сущность и движущие силы образовательного процесса.
12. Закономерности педагогического процесса.
13. Педагогическое целеполагание.
14. Классификация видов воспитания.
15. Понятие технологии воспитательной работы. Проектирование технологий воспитательной работы.
16. Диагностика и мониторинг в образовательном процессе. Цель и предмет мониторинга.
17. Общепедагогические принципы: природосообразности, культуросообразности, гуманизации, демократизации, целостности педагогического процесса.
18. Назначение и функции методов воспитания. Условия и факторы, определяющие выбор методов воспитания. Классификации методов воспитания.
19. Дидактические принципы: наглядность, систематичность и последовательность, активность и самостоятельность в обучении, доступность, взаимосвязь теории и практики.
20. Методы обучения. Классификации методов обучения.
21. Критерии и этапы выбора методов обучения.
22. Методы самостоятельного приобретения знаний.
23. Педагогические средства. Их функции и варианты классификаций.
24. Организационные формы обучения. Классификации организационных форм обучения. Формы организации учебных занятий общие, внутренние и внешние.
25. Классно-урочная система: история, цели, условия эффективности, преимущества и ограничения.
26. Проектирование урока. Традиционная структура урока. Структура современного урока.
27. Инновационные образовательные процессы. Основные направления инноваций. Классификации нововведений.
28. Понятие «педагогическая задача». Типы и виды педагогических задач. Классификация педагогических задач.
29. Понятие «педагогическая ситуация». Моделирование образовательных и педагогических ситуаций.
30. Педагогические средства. Их функции и варианты классификаций.
31. Цели и результат воспитания. Критерии воспитанности.
32. Сущность, классификация и направления педагогических инноваций.
33. Базовые теории воспитания и развития личности.
34. Характеристика содержания основных направлений воспитательной работы.
35. Основные модели воспитания.
36. Современные дидактические концепции.
37. Проблемы контроля и оценивания учебных достижений обучающихся.
38. Методика целеполагания в педагогической деятельности.
39. Педагогические цели, их особенности и функции.
40. Коллектив как объект и субъект воспитания. Функции коллектива. Этапы, приемы и методы создания коллектива учебной группы.
41. Закономерности процесса обучения.
42. Методы воспитания, их классификации. Характеристика методов воспитания.
43. Воспитательное значение народных игр.
44. Значение этнопедагогического подхода в современной России (Г.Н. Волков, И.С. Кон, М.Н. Кузьмин).
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Педагогика как наука. Предмет и задачи педагогики. Место педагогики в системе наук о человеке.
2. Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение.
3. Профессиональная педагогика как область педагогического знания. Объект и предмет профессиональной педагогики. Функции и задачи профессиональной педагогики.
4. Основные категории профессиональной педагогики
5. Методы педагогического исследования.
6. Система профессионального образования России. Уровневая структура квалификаций.
7. Современные тенденции развития системы профессионального образования. Непрерывное профессиональное образование.
8. История и этапы развития профессионального образования в России.
9. Среднее профессиональное образование как социально-педагогическая система.
10. Профессиональная подготовка рабочих в системе среднего профессионального образования.
11. Педагогический процесс как целостная динамическая система.
12. Закономерности педагогического процесса. Движущие силы развития педагогического процесса.
13. Сущность, функции и принципы профессионального обучения.
14. Педагогический процесс в профессиональном образовании.
15. Общие и профессиональные компетенции как цели и результат подготовки будущих рабочих и специалистов.
16. Общекультурные компетенции как базис для формирования профессиональных компетенций.
17. Нормативные документы, регламентирующие содержание профессионального образования. Федеральный государственный образовательный стандарт в профессиональной подготовке рабочих.
18. Учебно-технологическая среда образовательной организации среднего профессионального образования как основа для реализации педагогического процесса.
19. Педагог как субъект педагогического взаимодействия. Структура деятельности педагога профессионального обучения.
20. Компетентностная модель личности педагога профессиональной школы
21. Сущность и основные функции процесса обучения.
22. Педагогические цели. Структура цели. Основные группы целей. Современные цели профессионального обучения.
23. Методы обучения. Классификации методов обучения.
24. Методы организации познавательной деятельности обучаемых.
25. Методы теоретического обучения
26. Методы производственного обучения.
27. Диагностика профессиональных компетенций.
28. Организационные формы обучения. Классификации организационных форм обучения. Разнообразие форм организации учебных занятий.
29. Организационные формы профессиональной подготовки.
30. Урок производственного обучения.
31. Развитие классно-урочной формы в профессиональном образовании.
32. Проектирование педагогической ситуации. Типология педагогической ситуации. Особенности реализации в педагогическом процессе.
33. Принципы профессионального обучения: профессиональной направленности, политехнизма, межпредметных связей, мотивации учения и труда и др.
34. Особенности воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования. Основные принципы воспитания.
35. Методы воспитания обучаемых.
36. Формы организации профессионального обучения.
37. Модуль профессии как основа проектирования основных образовательных программ.
38. Социальный портрет современного учащегося среднего профессионального образования – социальный статус, мотивы выбора и отношения к будущей профессии, общественная активность, идеологические ориентации, жизненные ценности.
39. Механизмы управления в педагогическом взаимодействии. Педагогика сотрудничества.
40. Мониторинг образовательного процесса.
41. Средства народной педагогики.
42. Влияние традиционных праздников на процесс социализации детей.