Тема 1. Современное развитие высшего образования в России и за рубежом
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И. КАНТА
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ
«Согласовано» | «Утверждаю» |
Декан факультета филологии и журналистики | Начальник Управления образовательных программ |
__________к.ф.н. доц. Н.Е. Лихина | ___________к.ю.н. Д.Г.Житиневич |
«____»___________ 2012 г. | «____»_____________ 2012 г. |
Учебно-методический комплекс
По дисциплине «ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»
для магистрантов 1 года очной формы обучения
Направление подготовки: 034700.68 «Документоведение и архивоведение»
Профиль подготовки: «Документная коммуникация в России и за рубежом»
Квалификация (степень) выпускника: магистр
Калининград 2012
Лист согласования
Составитель: доцент кафедры педагогики и психологии, к.п.н., доцент Даниленкова Г.Г.
УМК обсужден и утвержденна заседании кафедры истории русского языка и сравнительного языкознания
Протокол № ____ от «____»__________ 2012 г.
Зав. кафедрой: ___________ д.ф.н., профессор С.С. Ваулина
УМК одобрен методическим советом факультета филологии и журналистики, реализующим ООП по указанному направлению (профилю).
Протокол № ____ от «____»__________ 2012 г.
Председатель методического совета: ___________/А.И. Трофимова/
УМК пересмотрен на заседании кафедры истории русского языка и сравнительного языкознания
Внесены следующие изменения: изменений не внесено.
Протокол № ____ от «____»__________ 2012 г.
Зав. кафедрой: ___________ д.ф.н., профессор С.С. Ваулина.
Менеджер ООП ________________ (С.Н. Бабулевич)
Содержание учебно-методического комплекса дисциплины
«Педагогика высшей школы»
1. Программно-планирующий блок (рабочая программа учебной дисциплины).
2. Учебно-методический блок.
3. Диагностико-контролирующий блок.
4. Блок наглядно-дидактического материала.
ПРОГРАММНО-ПЛАНИРУЮЩИЙ БЛОК
Пояснительная записка
1.1 Статус дисциплины. Дисциплина «Педагогика высшей школы» входит в базовую часть общенаучного цикла и является обязательной к изучению студентами направления «Документоведение и архивоведение».
Место и роль дисциплины. Изучение дисциплины направлено на формирование профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлению «Документоведение и архивоведение» (магистратура): формирование теоретических знаний и практических навыков для педагогической работы в вузах; умения грамотно осуществлять учебно-методическую деятельность по планированию (ОК-5). «Педагогика высшей школы» опирается на принципы и достижения таких наук, как психология, педагогика, социология, философия и др. В то же время, сама служит практике научного планирования и организации учебного процесса как на уровне преподавания отдельной дисциплины, так и на уровне целой педагогической системы, обеспечивая его надежность и устойчивость в различных условиях. Дисциплина «Педагогика высшей школы» базируется на системе знаний, умений и универсальных компетентностей, полученных студентами при изучении комплекса гуманитарных, социальных и общепрофессиональных дисциплин в рамках бакалавриата по направлению «Документоведение».
1.2 Цели изучения дисциплины
Цель: формирование профессиональных компетенций, предусмотренных стандартом (ОК-5) – способность владеть культурой мышления, обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
1.3 Задачи изучения дисциплины:
-формирование представлений о достижениях, проблемах и тенденциях развития высшего образования в России и за рубежом;
- ознакомить студентов с принципами разработки учебных планов и основных образовательных программ, выбора оптимальных дидактических систем, организационных форм и методов обучения, разработки педагогических испытательных материалов и методического обеспечения учебного процесса в высшей школе;
- ознакомить студентов с психологическими основами организации обучения в вузе;
- формирование педагогического мышления студентов-магистрантов;
- формирование умений, необходимых для профессиональной педагогической деятельности.
1.4-1.5 Требования к начальной подготовке. Дисциплина «Педагогика высшей школы» базируется на системе знаний, умений и универсальных компетентностей, полученных студентами при изучении комплекса гуманитарных, социальных и общепрофессиональных дисциплин в рамках бакалавриата по направлению «Документоведение».
1.6-1.7 Перечислим основные компетенции по дисциплине «Педагогика высшей школы».
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
ОК-1 – способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;
ОК-2 – способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества;
ОК-3 – способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно
ОК-5 – способностью владеть культурой мышления, обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
ОК-6 – способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
ОК-7 – способностью использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом;
ОК-8 – способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности;
ОК-9 – способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
общепрофессиональными:
ПК-5 – анализировать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, способен использовать их в решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
научно-исследовательскими:
ПК-13 – владеть навыками реферирования и аннотирования научной литературы, навыками редакторской работы;
ПК-16 – вести научно-методическую базу в государственных, муниципальных архивах и архивных организаций.
Студент также должен обладать теоретическими знаниями и практическими навыками для педагогической работы в вузах; уметь грамотно осуществлять учебно-методическую деятельность по планированию образования. В том числе:
Иметь представление о:
- о достижениях, проблемах и тенденциях развития высшего образования в России и за рубежом;
Знать:
- цели и задачи, принципы дидактики высшей школы;
- организационные формы образовательного процесса в высшей школе;
- основные формы контроля и оценки учебной деятельности и ее результатов;
- сущность, принципы, формы и методы организации различных направлений воспитания и самовоспитания;
- основные категории педагогики, способствующие реализации педагогических задач;
- закономерности становления личности студента;
- основы деятельности преподавателя;
Уметь:
- анализировать учебно-воспитательные ситуации;
- применять основные принципы организации обучения и воспитания;
-выбирать и применять адекватные образовательной ситуации способы построения взаимодействия преподаватель-студент
- использовать знания в профессиональной деятельности, профессиональной коммуникации и межличностном общении.
Владеть:
- методами диагностики личностных качеств студента и его обученности;
- современными методами педагогического исследования
- навыками и умениями в управлении коллективом
- методами оценки качества результатов деятельности
- способностью работать в коллективе
- способами планирования и организации образовательного процесса;
- развитием собственной профессиональной компетентности.
2. Тематический план
Темы | Количество часов | ||||
Аудиторные занятия | Самос-тоят. работа | ||||
Всего аудитор ных | в том числе | ||||
Лекции | Практ. занятия | Лаборат. занятия | |||
Введение. | в т.ч. интерактив 2 | - | |||
Тема 1.Современное развитие высшего образования в России и за рубежом | в т.ч. инте-рактив 2 | - | |||
Тема 2.Проблемы обучения в высшей школе. Научное творчество в процессе обучения. | в т.ч. интерактив 2 | - | |||
Тема 3.Личность студента. | в т.ч. интерактив 4 | - | |||
Тема 4.Основы дидактики высшей школы. Организация учебного процесса в высшей школе. | в т.ч. интерактив 4 | - | |||
Тема 5.Профессиональная деятельность преподавателя высшей школы | в т.ч. интерактив 2 | - | |||
Тема 6.Педагогическая диагностика в высшей школе | в т.ч. интерактив | - | |||
Итого часов | 18 в т.ч. интерактив 18 | - | |||
КСР | |||||
Экзамен | |||||
Итого по дисциплине | |||||
ЗЕТ |
Содержание дисциплины
Введение.
Предмет, цели и задачи психологии и педагогики высшей школы. Его место и роль в системе профессиональной подготовки специалистов (магистров) для высших и средних специальных учебных заведений. Структура предмета. Основные научные направления в высшем профессиональном образовании. Связь курса «Психология и педагогика высшей школы» с другими научными дисциплинами. Законодательная база высшего образования в России.
Тема 1. Современное развитие высшего образования в России и за рубежом
История и современное состояние высшего образования в России и за рубежом. Виды высших учебных заведений. Место классического университета в российском образовательном пространстве. Интеграционные процессы в современном образовании. Информатизация образовательного процесса.