Тема 4. Основы дидактики высшей школы. Организация учебного процесса в высшей школе
1.Систематическое изложение преподавателем материала по трем-четырем выделенным ключевых вопросам, раскрывающих суть темы называется…
2.Соотнесите виды лекции с их определением
а) проблемная лекция | 1) предусматривает изложение материала в форме диалога двух преподавателей, например, ученого и практика, представителей двух научных направлений и т.д. |
б) лекция - конференция | 2) изложение материала через проблемность вопросов, задач или ситуаций |
в) бинарная лекция | 3) проводится как научно-практическое занятие с заслушиванием докладов и выступлений студентов и слушателей по заранее поставленной проблеме в рамках учебной программы |
г) лекция-провокация | 4) предполагает изложение материала по типу «вопрос-ответ» или вопрос-ответ-дискуссия» |
Рассчитана на стимулирование обучающихся к постоянному контролю предлагаемой информации и поиску ошибок. |
3. Соотнесите виды семинаров с их определением
а) семинар-коллоквиум | 1) форма занятий, проводимая в группе или на курсе, по дискуссионным вопросам, затрагиваемым в научной литературе |
б) семинары на материалах конкретных социологических исследований | 2) форма занятий, проводимая с целью выяснения глубины знаний студентов по дополнительным темам, которые не предусмотрены программой, но вызывают интерес той или иной части студентов; |
в) семинар-диспут | 3) предусматривает изложение материала в форме диалога двух преподавателей, например, ученого и практика, представителей двух научных направлений и т.д. |
г) семинар в виде пресс-конференции | 4) форма занятий с вынесением на обсуждение результатов конкретных социологических исследований, осуществленных самими студентами под руководством преподавателя. |
5) форма занятий, состоящая из серии студенческих докладов по каждому пункту плана семинара, после выступления докладчику задают вопросы. |
4. Обозначьте важные функции семинара, которые невозможно реализовать в ходе лекционной работы (возможно несколько вариантов):
а) Обучение студентов правилам ведения дискуссии и умению слушать партнера.
б) Сообщение преподавателем новых знаний.
в) Выявление личностных особенностей студентов.
г) Выявление индивидуальных трудностей в обучении отдельных студентов.
д) Наиболее экономичный способ передачи информации.
5. Соотнесите названия и определения учебных пособий
а) хрестоматия | 1) учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета |
б) рабочая тетрадь | 2) учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию. |
в)учебно-наглядное пособие | 3) учебное пособие, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения дисциплины. |
4) учебное пособие для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя |
6.Соотнесите отметку успеваемости студентов и ее содержание
а) «5» | 1) Студент знает весь изученный материал; умеет применять полученные знания на практике, устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя. |
б) «4» | 2)Когда у студента имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть материала не усвоена |
в) «3» | 3)Студент освоил весь объем программного материала, выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется при ответе на видоизмененные вопросы. |
г) «2» | 4)Студент усвоил основной материал, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов преподавателя, предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы. |
д) «1» | 5)Студент демонстрирует полное отсутствие знаний по изучаемому предмету. |
7. Содержание образования как общественного явления определяется:
а) социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его
материально-технического и культурного развития
б) уровнем развития педагогической науки и педагогической практики
в) совокупностью знаний, навыков и умений, составляющих госстандарт образования
г) уровнем развития гуманитарных наук
8.Нормативный документ, определяющий соответствие целей предметов и порядок их изучения по годам обучения, называется:
а) учебным планом
б) учебной программой
в) тематическим планом
г) государственным образовательным стандартом
9.Государственный образовательный стандарт устанавливает:
а) обязательный минимум содержания образовательной программы
б) максимум наполнения содержания образовательной программы
в) средний уровень знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть обучаемые
г) федеральный и региональный компоненты учебной программы
10.Дидактика – это:
а) самостоятельная наука о закономерностях процесса преподавания
б) самостоятельная наука о закономерностях процесса учения
в) педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм
г) раздел педагогики, посвященный закономерностям формирования личности ребенка
11.Нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса называются:
а) принципами обучения
б) закономерностями обучения
в) правилами обучения
г) педагогическими законами
12. Цели обучения определяются:
а) потребностями и возможностями общества
б) мастерством педагог
в) индивидуальными особенностями обучаемых
г) средствами обучения
13.Сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности называется:
а) целеполаганием
б) проектированием
в) конструированием
г) анализом
14. Главным систематизирующим фактором в процессе обучения выступают:
а) метод обучения
б) содержание обучения
в) форма обучения
г) принцип обучения
15.Закон ассоциаций, согласно которому повторение и запоминание материала считаются важнейшими условиями, составляют суть обучения:
а) проблемного
б) традиционного
в) программированного
г) развивающего.
16. Назовите характерные особенности проблемного метода обучения:
а) преподаватель сообщает новую информацию;
б)преподаватель указывает путь практического использования учебного материала
в) обучаемые сами ищут пути получения недостающих знаний
г) преподаватель применяет приемы учебной деятельности, направленные на развитие у обучаемых творческого мышления
17. Целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности называется:
а) образовательным процессом
б) воспитанием процессом
в) развивающим процессом
г) процессом самореализации
18. Для развития мышления наиболее эффективен такой метод обучения, как:
а) лекция
б) дискуссия
в) иллюстрация
г) лабораторный
19. Умение выявлять, систематизировать и применять знания наиболее эффективно формирует такой метод обучения как:
а) демонстрация
б) познавательная игра
в) упражнение
г) ситуационный
20. Для проблемного обучения характерно то, что:
а) учащиеся усваивают знания в готовом виде
б) учебный материал изучается поэлементно в логической последовательности
в) обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых понятий и способов действий
г) оно позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся знаниями основ наук
21. Объяснительно-иллюстративный метод обучения обеспечивает:
а) высокий уровень мыслительной деятельности обучаемых
б) возможность передачи значительного объема знаний за минимально короткое время
в) творческое усвоение знаний
г) самостоятельность учебной деятельности обучаемых
22. Какая форма обучения в большей степени углубляет знания обучающихся, развивает у них научное и творческое мышление:
а) лекция
б) семинар
в) экскурсия
г) экзамен
23. Какое из понятий характеризует общий процесс становления человека как личности:
а) воспитание
б) обучение
в) развитие
г) социализация