Тема: Педагогический поиск в России в кон. XIX – нач. ХХ вв

Вопросы для обсуждения

1. Русская классическая педагогика (П. Ф. Каптерев, Н. Ф. Бунаков и др.)

2. Религиозно-нравственное направление в педагогике (В.П. Вахтеров, Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, В.В. Розанов, С.А. Рачинский и др.).

3. Реформаторская педагогика («новое воспитание») (П.Ф. Лесгафт, К.Н. Вентцель и др.).

4. Педология и ее влияние на развитие образования (А.П. Нечаев, А.Ф. Лазурский, П.П. Блонский и др.).

Методические рекомендации

Обратите внимание на то, в чем состояли главные изменения, происходившие в школе и педагогической науке России на рубеже ХIХ-ХХ вв.; в чем проявилась политизация школьного вопроса в России в конце XIX – начале XX в.; как решался вопрос об обязательном начальном обучении в России в это время. Покажите какие изменения произошли в профессиональном и высшем образовании на рубеже столетий. Остановитесь на главных тенденциях развития педагогической мысли в России в конце XIX – начале XX вв.

Задание

Подготовить небольшое сообщение об одной из альтернативных школ начала ХХ в.

Литература:

1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995.

2. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. - М., 1991.

3. Фрадкин Ф.А. Педология: Мифы и действительность. - М., 1991.

4. Каптерев П.Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее основные периоды. - М., 1992.

5. Каптерев П.Ф. О семейном воспитании / Сост. И. Н. Андреева. - М., 2000.

6. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. - М., 1982.

7. Вентцель / Сост. Г.Б. Корнетов, М.В. Богуславский. - М., 1999.

8. Стеклов М.Е. Русские педагоги. Смоленск, 1997.

9. Вентцель К.Н. Избранные труды /Сост. и авт. предисловия М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - М., 1999.

10. Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. - нач. ХХ вв. - М., 1990.

11. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. - М., 1993, 1999.

Занятие 50.

Тема: Педагогическая мысль в советской России (1917-1941 гг.)

Вопросы для обсуждения:

1. Разработка и реализация идеи трудовой школы в советской России.

2. Проблемы воспитания в советской педагогике.

3. Содержание школьного образования и учебно-методические вопросы в 1917-1941 гг.

4. Социальная педагогика С.Т. Шацкого.

5. Вклад П.П. Блонского в создание и развитие отечественной педагогической науки.

Методические рекомендации

Обратите особое внимание на роль первых декретов и других документов Советского правительства по народному образованию в перестройке системы образования. Рассмотрите изменения в содержании методов воспитания и обучения: введение самоуправления учащихся; создание опытно-показательных учреждений Наркомпроса; детские и юношеские политические организации. Покажите новую роль учителя в школе.

Обратите внимание на 1920-ые годы, как период подъема отечественной педагогики (создание рабфаков, новые типы учебных заведений ФЗУ, школы ФЗС). Обратите внимание на роль С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, Н.К. Крупской и др. в деле подготовки и повышения квалификации учителей. Остановитесь на рассмотрении педагогических дискуссий и развитии педологии.

В ходе занятия первостепенное внимание следует уделить взглядам С.Т.Шацкого, В.Н.Сороки-Росинского и А.С.Макаренко, внесших наиболее заметный вклад в разработку теоретических и практических аспектов проблемы воспитания в детском коллективе. Познакомьтесь с деятельностью созданных и руководимых ими воспитательных учреждений (колония «Бодрая жизнь», школа им. Ф.М.Достоевского, колония им. М.Горького и коммуна им. Ф.Э.Дзержинского).

Рассмотрите основные различия и противоречия в развитии отечественной школы и педагогики в 1920-х и 1930-х гг. Определите влияние постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936 г.) на развитие педагогики и школы.

Задания

1. Подготовьте сообщение об одной из опытно-экспериментальных школ этого времени.

2. Законспектировать:

а) С. Т. Шацкий. Предисловие к книге «Годы исканий» (Хрестоматия по истории советской школы и педагогике. -М., 1972, с. 211-218.).

б) С. Т. Шацкий. О том, как мы учим (Хрестоматия по истории советской школы и педагогике. -М., 1972, с. 223-232).

в) П. П. Блонский. Задачи и методы новой народной школы (Хрестоматия по истории советской школы и педагогике. -М., 1972, с. 233-251).

г) П. П. Блонский. Основы педагогики (Хрестоматия по истории советской школы и педагогике. -М., 1972, с. 251-253).

Литература:

1. Шацкий С.Т. Педсочинения. -М., 1984.

2. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. -М., 1991.

3. Беляев В.И. Становление и развитие инновационной концепции С.Т. Шацкого: (В контексте эволюции отечественной педагогики конца ХIХ - первой трети ХХ в.). -М., 1999.

4. Беляев В.И. С.Т. Шацкий. Эволюция представлений о целях воспитания // Педагогика, 1995, № 4, с. 75-79.

5. Беляев В.И. Теоретические основы педагогической концепции С.Т. Шацкого / Педагогика, 1998, № 6, с. 76-83.

6. Степунина О.А. Педагогическая концепция П.П. Блонского и современность // Педагогика, 1995, № 3, с. 108-111.

7. Шацкий С.Т. Работа для будущего /Сост. В.И.Малинин, Ф.А.Фрадкин. -М., 1989.

8. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. -М., 1991.

Занятие 51

Тема: Педагогическая теория и практика А.С. Макаренко

Вопросы для обсуждения

1. Разработка теории воспитания в коллективе и ее реализация в практике советской школы.

2. Учение А.С. Макаренко о воспитании в коллективе:

а) определение понятия «коллектив»;

б) стадии развития коллектива;

в) признаки коллектива;

г) закон жизни коллектива.

3. Современные подходы к воспитанию в коллективе.

Наши рекомендации