Тема: Педагогический поиск в России в кон. XIX – нач. ХХ вв
Вопросы для обсуждения
1. Русская классическая педагогика (П. Ф. Каптерев, Н. Ф. Бунаков и др.)
2. Религиозно-нравственное направление в педагогике (В.П. Вахтеров, Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, В.В. Розанов, С.А. Рачинский и др.).
3. Реформаторская педагогика («новое воспитание») (П.Ф. Лесгафт, К.Н. Вентцель и др.).
4. Педология и ее влияние на развитие образования (А.П. Нечаев, А.Ф. Лазурский, П.П. Блонский и др.).
Методические рекомендации
Обратите внимание на то, в чем состояли главные изменения, происходившие в школе и педагогической науке России на рубеже ХIХ-ХХ вв.; в чем проявилась политизация школьного вопроса в России в конце XIX – начале XX в.; как решался вопрос об обязательном начальном обучении в России в это время. Покажите какие изменения произошли в профессиональном и высшем образовании на рубеже столетий. Остановитесь на главных тенденциях развития педагогической мысли в России в конце XIX – начале XX вв.
Задание
Подготовить небольшое сообщение об одной из альтернативных школ начала ХХ в.
Литература:
1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995.
2. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. - М., 1991.
3. Фрадкин Ф.А. Педология: Мифы и действительность. - М., 1991.
4. Каптерев П.Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее основные периоды. - М., 1992.
5. Каптерев П.Ф. О семейном воспитании / Сост. И. Н. Андреева. - М., 2000.
6. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. - М., 1982.
7. Вентцель / Сост. Г.Б. Корнетов, М.В. Богуславский. - М., 1999.
8. Стеклов М.Е. Русские педагоги. Смоленск, 1997.
9. Вентцель К.Н. Избранные труды /Сост. и авт. предисловия М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - М., 1999.
10. Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. - нач. ХХ вв. - М., 1990.
11. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. - М., 1993, 1999.
Занятие 50.
Тема: Педагогическая мысль в советской России (1917-1941 гг.)
Вопросы для обсуждения:
1. Разработка и реализация идеи трудовой школы в советской России.
2. Проблемы воспитания в советской педагогике.
3. Содержание школьного образования и учебно-методические вопросы в 1917-1941 гг.
4. Социальная педагогика С.Т. Шацкого.
5. Вклад П.П. Блонского в создание и развитие отечественной педагогической науки.
Методические рекомендации
Обратите особое внимание на роль первых декретов и других документов Советского правительства по народному образованию в перестройке системы образования. Рассмотрите изменения в содержании методов воспитания и обучения: введение самоуправления учащихся; создание опытно-показательных учреждений Наркомпроса; детские и юношеские политические организации. Покажите новую роль учителя в школе.
Обратите внимание на 1920-ые годы, как период подъема отечественной педагогики (создание рабфаков, новые типы учебных заведений ФЗУ, школы ФЗС). Обратите внимание на роль С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, Н.К. Крупской и др. в деле подготовки и повышения квалификации учителей. Остановитесь на рассмотрении педагогических дискуссий и развитии педологии.
В ходе занятия первостепенное внимание следует уделить взглядам С.Т.Шацкого, В.Н.Сороки-Росинского и А.С.Макаренко, внесших наиболее заметный вклад в разработку теоретических и практических аспектов проблемы воспитания в детском коллективе. Познакомьтесь с деятельностью созданных и руководимых ими воспитательных учреждений (колония «Бодрая жизнь», школа им. Ф.М.Достоевского, колония им. М.Горького и коммуна им. Ф.Э.Дзержинского).
Рассмотрите основные различия и противоречия в развитии отечественной школы и педагогики в 1920-х и 1930-х гг. Определите влияние постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936 г.) на развитие педагогики и школы.
Задания
1. Подготовьте сообщение об одной из опытно-экспериментальных школ этого времени.
2. Законспектировать:
а) С. Т. Шацкий. Предисловие к книге «Годы исканий» (Хрестоматия по истории советской школы и педагогике. -М., 1972, с. 211-218.).
б) С. Т. Шацкий. О том, как мы учим (Хрестоматия по истории советской школы и педагогике. -М., 1972, с. 223-232).
в) П. П. Блонский. Задачи и методы новой народной школы (Хрестоматия по истории советской школы и педагогике. -М., 1972, с. 233-251).
г) П. П. Блонский. Основы педагогики (Хрестоматия по истории советской школы и педагогике. -М., 1972, с. 251-253).
Литература:
1. Шацкий С.Т. Педсочинения. -М., 1984.
2. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. -М., 1991.
3. Беляев В.И. Становление и развитие инновационной концепции С.Т. Шацкого: (В контексте эволюции отечественной педагогики конца ХIХ - первой трети ХХ в.). -М., 1999.
4. Беляев В.И. С.Т. Шацкий. Эволюция представлений о целях воспитания // Педагогика, 1995, № 4, с. 75-79.
5. Беляев В.И. Теоретические основы педагогической концепции С.Т. Шацкого / Педагогика, 1998, № 6, с. 76-83.
6. Степунина О.А. Педагогическая концепция П.П. Блонского и современность // Педагогика, 1995, № 3, с. 108-111.
7. Шацкий С.Т. Работа для будущего /Сост. В.И.Малинин, Ф.А.Фрадкин. -М., 1989.
8. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. -М., 1991.
Занятие 51
Тема: Педагогическая теория и практика А.С. Макаренко
Вопросы для обсуждения
1. Разработка теории воспитания в коллективе и ее реализация в практике советской школы.
2. Учение А.С. Макаренко о воспитании в коллективе:
а) определение понятия «коллектив»;
б) стадии развития коллектива;
в) признаки коллектива;
г) закон жизни коллектива.
3. Современные подходы к воспитанию в коллективе.