Л. Проблемы целеполагания в теории и практике преподавания предмета «Физическая культура»
Цель деятельности, будучи начальным моментом в управлении дидактическими процессами, выполняет в технологии реализации дидактических процессов по школьной физической культуре чрезвычайно важную функцию. Отсюда большое значение приобретает целеполагание, под которым понимается процедура, ориентированная на определение конечных, промежуточных и текущих результатов функционирования процесса обучения по данной дисциплине. Сложность и многоаспектность предмета «Физическая культура», где во взаимосвязи должны быть выделены ожи; даемые результаты образовательно-инструктивного, воспитательно-развивающего, оздоровительно-рекреационного характера, вызывают серьезные затруднения в деятельности учителя физической культуры именно в целеполагании. Это обстоятельство усугубляется еще и отсутствием четкости в целевой ориентации по предмету в нормативных документах и рекомендаций в методической литературе. В связи с этим необходима всесторонняя научная разработка проблем цели, особенно в педагогике. Эти проблемы отражены в разной степени полноты и глубины в трудах специалистов по теории и методике физического воспитания.
Для исследования этих частнодидактических затруднений были проведены анкетный опрос и беседы с 687 учителями физической культуры со стажем работы от одного года до 30 лет и более, окончивших 27 средних и высших учебных заведений и работавших в общеобразовательных школах различных регионов России. Выявлены разноречивые толкования ими цели преподаваемой дисциплины: укрепление здоровья школьников — 29,83 % ответивших; подготовка к сдаче норм комплекса ГТО — 28,23; воспитание всесторонне развитых людей — 17,61; физическое совершенствование учащихся — 15,57 и затруднялись с ее определением 8,87%.
Аналогичные результаты получены в исследованиях целевой ориентации преподавателей физического воспитания. На первое
место учителя выдвинули цели, направленные на органическое развитие индивида (укрепление здоровья, повышение уровня физической готовности, силы, мышечной и циркуляторно-респира-торной выносливости, нервно-мышечное развитие). На следующих позициях расположились цели, связанные с социальным, психологическим и интеллектуальным развитием учащихся.
Разноаспектность в толковании цели предмета «Физическая культура» может быть рассмотрена с различных сторон. Из возможного множества вариантов мы акцентируем внимание на двух противоположных позициях. Первое, как уже отмечалось, — широта возможностей данной учебной дисциплины воздействовать на развитие личности учащегося, что в принципе общепризнано. Второе — серьезные пробелы в формировании целеполагающего компонента педагогической деятельности, что подтверждается такими затруднениями учителей физической культуры, как формулировка цели школьного звена национальной (тогда советской) системы физического воспитания и неумение дифференцировать ее по формам организации физического воспитания учащихся образовательных школ. Есть основание полагать, что последнее и есть один из основных субъективных факторов, обусловливающих недостаточную эффективность учебно-воспитательного процесса по физической культуре в школе. Если нет ответа на вопрос: «Что является целью уроков физической культуры?», все остальные разговоры так и останутся разговорами1. Об этом говорилось в главе 4. Оперативные планы (семестр, триместр, четверть) не содержат конкретно сформулированных целей учебно-воспитательного процесса по физической культуре. Установлена также достаточная преемственность учебного материала, содержащегося в документах перспективного, оперативного и текущего планирования, вместе с тем обнаружены значительные, в большинстве случаев несовпадающие с плановыми расхождения между мнимой целью учебной деятельности педагога, на которую он якобы ориентировался в учебном году или его периодах, и реальными результатами, достигнутыми в конце соответствующих циклов. Содержание, средства, методы обучения, формы его организации слабо взаимосвязаны с теми целями предмета, на которые указывали учителя в ходе анкетного опроса и бесед. Все это свидетельствует о несформированности у учителей умения оперировать целями преподаваемой дисциплины, разрабатывать их таксономию.
Поиски причин, обусловивших негативные тенденции в це-леполагающем компоненте технологии учебного процесса по физической культуре, побудили изучить научно-теоретическую разработанность проблемы цели в теории и методике физического
1 См.: Физическая культура в школе. — 1995. — № 1.
воспитания. Для этого было проанализировано более 80 формулировок целей национальной системы физического воспитания в нашей и многих других странах. Оказалось, что очень мало конкретной информации содержится в учебниках и учебных пособиях, адресованных студентам учреждений профессионального физкультурного образования, учителям физической культуры, а также в нормативных документах органов управления образованием в сфере физической культуры и спорта. Информация представлена в основном о формировании и закреплении знаний, о значимости физической культуры для реализации идеологических установок государства в деле подготовки подрастающего поколения к трудовой и оборонной деятельности. Соглашаясь с важностью социального заказа государства в области образования и физического воспитания для будущих специалистов физической культуры, следует указать на необходимость формирования у них умения описать общественные цели обучения и воспитания в терминах педагогики, т.е. умения перевести социальный заказ общества в педагогическую цель по конкретному учебному предмету. Формулировка целей национальной системы физического воспитания в качестве конечного результата ее функционирования указывает на различные параметры структуры личности: формирование гармонически развитых людей, развитие у них отдельных сторон этой гармонии, обеспечение вида воспитанно-* сти, подготовка населения к трудовой и оборонной деятельности, развитие комплекса показателей психофизического состояния и др.
Данное обстоятельство в совокупности с многоцелием и многозвенностью выражения конечных результатов существенно затрудняет представление параметров конечного результата функционирования учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» учителем, администрацией учреждения общего образования и местными органами исполнительной власти в сфере образования, создает основу для пренебрежительного, поверхностного отношения к целеполагающему компоненту педагогической деятельности. Поэтому многие учителя физической культуры не указывают целей на учебный год или его периоды в документах планирования учебного процесса и формально фиксируют цель конкретных уроков в своих планах.