Основные элементы и структура педагогической системы предмета «Физическая культура»
Для понимания системности явлений и процессов, протекающих в рамках дидактических оснований, обеспечивающих учебно-воспитательную работу по предмету «Физическая культура», велика роль знаний о составе и структуре дидактической системы, т. е. количественном составе элементов и форме их расположения в системе. И здесь на первый план выдвигается элемент дидактической системы предмета «Физическая культура». В общей теории системы элемент рассматривается как минимальный ее компонент или максимальный предел ее расчленения. Собственное строение элементов обычно не принимается во внимание. Более того, элемент не может быть описан вне его функциональных характеристик. Отсюда для системы важно в первую очередь установить не то, каков субстрат элемента, а то, что он делает.
Под элементом системы понимается минимальная единица, которая способна выполнить относительно самостоятельную функцию в ее структуре. По этой причине любой элемент должен быть востребован для реализации своей специфичной функции.
Выделение элементов структуры наиболее сложно для общественной системы. Чтобы определить место элемента в общественной системе, возможность его включения в ее структуру, необходимо найти ответы на такие вопросы, как кто действует? На что
направлено действие (деятельность)? Каким образом осуществляется интересующая нас деятельность? Каковы средства, формы организации и механизмы реализации этой деятельности?
В структуре элемент занимает строго определенное место. Поэтому, говоря о структуре системы, подразумевают форму расположения элементов и характер взаимодействия их сторон1.
В педагогической системе предмета «Физическая культура» термин «структура» содержит информацию о количестве элементов, которые объединены в целостность, об их характере (сущности), способах взаимосвязи и особенностях воздействия на объект управления, информационных процессах взаимодействия педагогов и учащихся и др.
Понятие «структура» обозначает переход на более сложный уровень объяснения того, почему качество целостной педагогической системы учебного предмета отличается от простой суммы свойств элементов. Элементы, которые до формирования системы служили научно-методической основой предмета «Физическая культура» (как и любой другой учебной дисциплины) — преподаватель (учитель), учащиеся, учебники, программы, уроки, методы обучения и воспитания, — выступают вне системы как участники одной общей деятельности. При этом они могут быть мало или недостаточно взаимосвязанными, без каких-либо закономерностей во взаимосвязи.
В структуре педагогической системы каждый элемент имеет свое место, свою функцию, обусловленную именно этим местом, свои связи с другими элементами, которые также определены позицией элемента относительно других элементов. Таким образом, понятие «структура» обладает более глубоким содержанием, чем понятия «состав элементов», или «сумма свойств элементов». Элементы обсуждаемой системы взаимодействуют друг с другом только своими определенными сторонами, свойствами, а не в целом. Отсюда качество рассматриваемой системы зависит от формы расположения ее элементов.
В педагогической системе выделяются структуры двух уровней: вертикальная и горизонтальная. Вертикальная структура отражает связи ее элементов с источником информации. В данном случае это социальный заказ государства в сфере образования и физической культуры. Системообразующий элемент педагогической системы учебного предмета получает информационную энергию от функций данной дисциплины. Такова вертикаль информационного обеспечения педагогической системы школьной физической культуры, которая обладает собственной внутренней вертикальной структурой.
1 См.: Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. - М., 1985.-С. 71.
Горизонтальная структура педагогической системы предмета «Физическая культура» отражает внутреннюю взаимосвязь элементов самой системы.
Упомянутые структуры во взаимосвязи и взаимодействии образуют ту целостность, которая именуется педагогической системой предмета «Физическая культура». Вне этой структуры системность не формируется, только в структуре элементы приобретают свойства и качества, способные обеспечить функционирование системы как целостного механизма.
Понятие «структура» — одна из категорий теории систем. Однако его определение пока не устоялось. В качестве ключевых используются слова «связь» или «совокупность связей».
Расходятся ученые и в вопросах выражения конечной цели связей элементов или объектов. Одни авторы не указывают на ориентированность отмеченных связей на что-либо. Другие подчеркивают предназначение связей элементов для сохранения основных свойств конкретного объекта при различных внешних и внутренних изменениях1 и обеспечение его целостности2. Третьи указывают на обеспечение воспроизводимости при изменяющихся условиях.
Понятие «структура» применительно к педагогической системе предмета «Физическая культура» может быть определено как совокупность устойчивых связей, которые обеспечивают сохранение основных свойств, целостность и устойчивость самой системы при изменении внешних и внутренних условий ее функционирования.
Таким образом, в структуре изучаемой системы отражаются:
- число и характер ее составляющих;
- способы их взаимосвязи в процессе функционирования;
- особенности воздействия субъектов на объекты их взаимодействия;
- основные свойства элементов и осуществляемых функций, своеобразие информационных процессов и связей.
Для понимания системности педагогических основ предмета «Физическая культура» важное значение имеет понятие «элемент». В философии в качестве доминирующей характерной особенности чего-либо, что возможно рассматривать как элемент системы, выдвигается его инвариантность, необходимость непосредственного участия в образовании системы настолько, что без него она не может существовать. Отсюда элемент системы определен как неразложимый компонент системы при данном способе ее рассмотрения.
В общей теории систем, отмечая возможность расчленения целого на части различными способами, не ограничиваются подоб-
1 Философский энциклопедический словарь. — М., 1989. — С. 629.
2 Философский энциклопедический словарь. — М., 1997. — С. 438.
ной констатацией при характеристике элемента. Считают, что говорить «элемент» можно лишь применительно к четко фиксированному способу деления. Иное расчленение конкретной системы может привести к выделению другого образования в качестве исходного элемента.
Элементный состав педагогических систем — одна из сложных научных проблем. В литературных источниках нет единства в отношении количества элементов педагогической (дидактической, воспитательной, образовательной) системы и их конкретных названий. В одних учебниках и пособиях по педагогике и научно-методических материалах количество элементов системы учебного предмета колеблется от 6 до 13 и более (педагоги, учащиеся, администрация школ, цели, задачи обучения, воспитания, развития; системы организации педагогических процессов; средства и методы реализации; результаты деятельности, условия и др.). В других — конкретная информация по данной проблеме отсутствует.
Основываясь на положениях общей теории систем и теории социальных систем предмета «Физическая культура», в структуре педагогической системы выделены:
- субъекты деятельности (в соответствии с вопросом, кто действует: учитель-педагог и учащиеся);
- предмет, на который направлена человеческая деятельность (цель и содержание образования по данной учебной дисциплине);
- механизм деятельности субъектов, направленной на предмет деятельности;
- обеспечение совокупного эффекта функционирования системы (дидактические процессы).
Последний содержит в себе такие весьма важные составляющие, как формы организации деятельности субъектов, методы и средства ее реализации и др.
Состав элементов, образующих структуру педагогической системы предмета «Физическая культура», определен с учетом их востребованности и инвариантности. Принята во внимание необходимость избегать чрезмерного усложнения структуры системы множеством, т.е. привлечения большого числа элементов. В инвариантных элементах рассматриваемой системы выделены:
- цель учебного предмета;
- содержание образования и дидактические процессы;
- последующее определение порядка их расположения и обоснование связей между ними (рис. 1).
Данная схема не совпадает по своей структуре, по количеству элементов, по наименованиям, способу расположения, характеру взаимосвязей, содержанию и форме со схемами педагогических систем, предложенных другими авторами, поскольку представляет иной ракурс исследования педагогических систем. В на-
стоящем пособии представлен частнодидактический подход и предметный уровень функционирования системы.
Между элементами структуры рассматриваемой системы существуют виды связей, взаимодействия, порождения, преобразования, строения, функционирования, развития, управления. Из многообразия связей, характерных для структуры системы, в даном случае выделяем связи строения, или структурные связи, связи взаимодействия и функционирования системы. Необходимо выявить силы или связи, которые дают импульс для возникновения (образования) системы.
Элемент «дидактические процессы», будучи сложным образованием, представляющим своеобразную подсистему, передает информацию элементам, которые обусловили его возникновение, через обратные связи о характере протекания процессов; обусловливает возникновение внутренних горизонтальных связей, отражающих связи взаимодействия педагога и учащихся путем использования средств, форм и методов взаимодействия.
Таким образом, в структуре дидактической системы возникли и функционируют горизонтальные и вертикальные связи, отражающие ее строение — структуру, взаимодействие и функциони-
рование. Последняя разновидность связей возникает в процессе специфического, в данном случае дидактического, взаимодействия элементов системы. Это взаимодействие опосредовано целями, которые реализуют каждая из сторон взаимодействия (учитель и учащиеся); оно адекватно отражает специфику дидактического подхода к обучению.
Связи между элементами структуры педагогической системы отражают основные виды связей, существующие в системных исследованиях: универсальные, закономерные, причинно-следственные и функциональные, а также характерные для педагогических систем.
Сформированность структуры исследуемой системы придает ей целостность и способность реализовать социальный заказ государства и общества адекватно цели и функциям предмета «Физическая культура» в содержании общего среднего образования.
Педагогическая система предмета «Физическая культура», которая описана в настоящей главе, составляет первооснову для разработки множества производных — дидактических, воспитательных, развивающих комбинированных (сочетающих в себе все три разновидности) — систем в соответствии с циклами технологии учебно-воспитательного процесса по этой дисциплине в любом из типов учреждений общего среднего образования, с учетом реальных условий их функционирования, своеобразия среды (город, село, рельеф местности, климат, особенности контингента учащихся, специфика направленности физкультурных интересов, этническое наследие населения и др.).