Введение понятия «слогослияние»

(ход урока)

Цель: Познакомить детей со слогослиянием.

Задачи: Дать детям (представление) понятие слогослияния, закрепить знания о звуках, гласных и согласных, ударении и слогах. Закрепление умения работать с символами (подбор слов и предложений) к схемам.

Развивать речь детей, составляя рассказы по картинкам; мышление, память. Воспитывать потребность в соблюдении правил дорожного движения, уважение к окружающим. Формировать правильное поведение в школе, классе, на уроке.

Оборудование: Букварь, схемы (предложений, слогослияний), предметные картинки, слоговые схемы слов.

План урока:

  1. Орг. момент
  2. Актуализация опорных знаний

- Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. Откройте букварь на стр. 9. Посмотрите, что изображено на картинке?

- Как вы догадались, что семья отдыхает?

- Кто может составить рассказ по этой картинке?

- Как можно назвать этот рассказ?

- Вы составили рассказ, из чего он состоит? (предложений)

- Назовите какое-нибудь предложение из этого текста.

- Схема слов в этом предложении? (составление схемы)

- Послушайте предложение: «Маша готовит чай». Какая из этих схем подходит? Выберите.

- А какое предложение можно подобрать к этой схеме? (Семья отдыхает.)

- Сколько слов в этом предложении?

- Так из чего же состоят предложения?

- Составьте предложение из 3-х слов (Карточка) Кто это? (что это?)

- Сколько слогов в этом слове?

- Назовите 1(2) слог.

- Какой слог ударный?

III. Подготовка к восприятию Стр. 10

А) Работа по развитию речи

- Что изображено на этой картинке?

- Как вы догадались, что это город, а не село?

- Как вы думаете, какое это время дня?

- Почему так решили?

- Как вы думаете, куда идут люди?

- Как называют людей, идущих по улице? (пешеходы)

- Как пешеходы переходят улицу?

- Давайте попробуем составить рассказ.

- Как его можно назвать? (На улице большого города)

Б) Беседа о правилах дорожного движения

- Сколько сигналов у светофора?

- Что обозначает каждый из них?

- Как называют часть улицы, по которой ходят только пешеходы (тротуар)?

- А место, по которому ездят машины? (проезжая часть)

- Для того, чтобы на улицах было безопасно, надо соблюдать особые правила, которые должны знать и водители, и пешеходы.

- Какие правила дорожного движения вы знаете?

- Как надо переходить улицу?

- Молодцы, я вижу, что вы хорошо знаете, как вести себя на улице и надеюсь, будете всегда внимательны и осторожны.

В) Введение нового материала

- Отгадайте загадку:

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

С хозяином дружит, дом сторожит.

Живет под крыльцом, хвост кольцом.

(собака) – картинка

- Сколько слогов в слове собака?

Как определить?

- На какой слог падает ударение?

- Почему? (тянется дольше всех)

Мы изобразили слоговую схему слова?

- Что мы так обозначаем □ ?

- А что мы обозначаем красным квадратиком? (гласный звук)

- Чем отличаются гласные и согласные звуки?

- А чем характерны согласные звуки? (При их произношении выдыхаемый воздух встречает препятствие: зубы или губы. Они могут произносится с голосом (напр.,Г) и с шумом (К)

- Какой же 1-ый слог в слове «собака»?

- Сколько звуков в этом слоге?

- Какие они?

- Давай произнесем отдельно эти два звука. С О

- Произнесем звук (с), округляем рот, готовимся произнести звук (о), (со). Здесь два звука: согласный (с) и гласный (о), но они сливаются и произносится слитно (со)

Слияние согласного и гласного звуков называется слогослиянием. Будем показывать слогослияние на звуковой схеме так: (прямоугольник поделен по диагонали)

- Назовите второй слог (ба)

- Сколько в нем звуков?

- Какие это звуки? Давайте назовем их отдельно (Согласный - (б) и гласный (а))

- Здесь 2 звука, но как они произносятся?

- Совершенно верно, они сливаются и произносятся вместе (ба), Дополняем звуковую схему еще одним слогослиянием.

- Давайте назовем 3 слог. Сколько в нем звуков? Назовите их отдельно.

- Как эти 2 звука произносятся? Показываем на схеме 3-е слогослияние.

- Итак, мы составили звуковую схему слова «собака».

- Посмотрите на схемы слов в нижней части страницы

- Сколько слогов в первой схеме?

- Почему так решили?

- На какой слог падает ударение?

- Какой слог называемся ударным? (который тянется дольше других)

- Сколько звуков в 1-ом слоге?

- Какие это звуки?

- Почему прямоугольник, изображающий 1-ый слог разделен на 2 треугольника: белый и красный?

- Сколько звуков во втором слоге?

- Давайте попробуем подобрать слово к этой схеме (Люди, дети).

- Сколько слогов во второй схеме? Почему так решили? Какой слог ударный? Сколько звуков в 1-ом слоге? Какие это звуки? Сколько звуков во 2-ом слоге? Сколько звуков в 3-ем слоге?

-Подберем слова к этой схеме (Дорога, машина)

-Сколько слогов в 3-ей схеме?

Один слог составляет целое слово.

-Сколько звуков в этом слоге?

-Что мы можем сказать о первых двух звуках?

Первые два звука сливаются ,а третий слышится отдельно.

-Давайте попробуем подобрать слово к этой схеме. (Шар, дом)

IV. Подведение итогов

- Так как же мы называем случай, когда два звука- согласный и гласный- сливаются и произносятся вместе?

V. Орг.окончание урока.

Наши рекомендации