Введение понятия «слогослияние»
(ход урока)
Цель: Познакомить детей со слогослиянием.
Задачи: Дать детям (представление) понятие слогослияния, закрепить знания о звуках, гласных и согласных, ударении и слогах. Закрепление умения работать с символами (подбор слов и предложений) к схемам.
Развивать речь детей, составляя рассказы по картинкам; мышление, память. Воспитывать потребность в соблюдении правил дорожного движения, уважение к окружающим. Формировать правильное поведение в школе, классе, на уроке.
Оборудование: Букварь, схемы (предложений, слогослияний), предметные картинки, слоговые схемы слов.
План урока:
- Орг. момент
- Актуализация опорных знаний
- Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. Откройте букварь на стр. 9. Посмотрите, что изображено на картинке?
- Как вы догадались, что семья отдыхает?
- Кто может составить рассказ по этой картинке?
- Как можно назвать этот рассказ?
- Вы составили рассказ, из чего он состоит? (предложений)
- Назовите какое-нибудь предложение из этого текста.
- Схема слов в этом предложении? (составление схемы)
- Послушайте предложение: «Маша готовит чай». Какая из этих схем подходит? Выберите.
- А какое предложение можно подобрать к этой схеме? (Семья отдыхает.)
- Сколько слов в этом предложении?
- Так из чего же состоят предложения?
- Составьте предложение из 3-х слов (Карточка) Кто это? (что это?)
- Сколько слогов в этом слове?
- Назовите 1(2) слог.
- Какой слог ударный?
III. Подготовка к восприятию Стр. 10
А) Работа по развитию речи
- Что изображено на этой картинке?
- Как вы догадались, что это город, а не село?
- Как вы думаете, какое это время дня?
- Почему так решили?
- Как вы думаете, куда идут люди?
- Как называют людей, идущих по улице? (пешеходы)
- Как пешеходы переходят улицу?
- Давайте попробуем составить рассказ.
- Как его можно назвать? (На улице большого города)
Б) Беседа о правилах дорожного движения
- Сколько сигналов у светофора?
- Что обозначает каждый из них?
- Как называют часть улицы, по которой ходят только пешеходы (тротуар)?
- А место, по которому ездят машины? (проезжая часть)
- Для того, чтобы на улицах было безопасно, надо соблюдать особые правила, которые должны знать и водители, и пешеходы.
- Какие правила дорожного движения вы знаете?
- Как надо переходить улицу?
- Молодцы, я вижу, что вы хорошо знаете, как вести себя на улице и надеюсь, будете всегда внимательны и осторожны.
В) Введение нового материала
- Отгадайте загадку:
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
С хозяином дружит, дом сторожит.
Живет под крыльцом, хвост кольцом.
(собака) – картинка
- Сколько слогов в слове собака?
Как определить?
- На какой слог падает ударение?
- Почему? (тянется дольше всех)
Мы изобразили слоговую схему слова?
- Что мы так обозначаем □ ?
- А что мы обозначаем красным квадратиком? (гласный звук)
- Чем отличаются гласные и согласные звуки?
- А чем характерны согласные звуки? (При их произношении выдыхаемый воздух встречает препятствие: зубы или губы. Они могут произносится с голосом (напр.,Г) и с шумом (К)
- Какой же 1-ый слог в слове «собака»?
- Сколько звуков в этом слоге?
- Какие они?
- Давай произнесем отдельно эти два звука. С О
- Произнесем звук (с), округляем рот, готовимся произнести звук (о), (со). Здесь два звука: согласный (с) и гласный (о), но они сливаются и произносится слитно (со)
Слияние согласного и гласного звуков называется слогослиянием. Будем показывать слогослияние на звуковой схеме так: (прямоугольник поделен по диагонали)
- Назовите второй слог (ба)
- Сколько в нем звуков?
- Какие это звуки? Давайте назовем их отдельно (Согласный - (б) и гласный (а))
- Здесь 2 звука, но как они произносятся?
- Совершенно верно, они сливаются и произносятся вместе (ба), Дополняем звуковую схему еще одним слогослиянием.
- Давайте назовем 3 слог. Сколько в нем звуков? Назовите их отдельно.
- Как эти 2 звука произносятся? Показываем на схеме 3-е слогослияние.
- Итак, мы составили звуковую схему слова «собака».
- Посмотрите на схемы слов в нижней части страницы
- Сколько слогов в первой схеме?
- Почему так решили?
- На какой слог падает ударение?
- Какой слог называемся ударным? (который тянется дольше других)
- Сколько звуков в 1-ом слоге?
- Какие это звуки?
- Почему прямоугольник, изображающий 1-ый слог разделен на 2 треугольника: белый и красный?
- Сколько звуков во втором слоге?
- Давайте попробуем подобрать слово к этой схеме (Люди, дети).
- Сколько слогов во второй схеме? Почему так решили? Какой слог ударный? Сколько звуков в 1-ом слоге? Какие это звуки? Сколько звуков во 2-ом слоге? Сколько звуков в 3-ем слоге?
-Подберем слова к этой схеме (Дорога, машина)
-Сколько слогов в 3-ей схеме?
Один слог составляет целое слово.
-Сколько звуков в этом слоге?
-Что мы можем сказать о первых двух звуках?
Первые два звука сливаются ,а третий слышится отдельно.
-Давайте попробуем подобрать слово к этой схеме. (Шар, дом)
IV. Подведение итогов
- Так как же мы называем случай, когда два звука- согласный и гласный- сливаются и произносятся вместе?
V. Орг.окончание урока.