В области физического воспитания
Педагогические идеи в России после Петра I тесно связаны с возвышением дворянского класса и его стремлением не только к приобретению материальных благ, но и к получению образования. Дворянство стремилось получить соответствующее его значению, как привилегированного класса, воспитание. Поскольку русская педагогика того времени находилась еще в зачаточном состоянии и не соответствовала тем требованиям, которые предъявляло русское дворянство, приходилось опять обращаться к накопленным веками педагогическим идеям Запада. Теория физического воспитания стояла далеко не на втором плане. Это понимал уже младший современник Петра I, Василий Никитич Татищев (1686 – 1750), пытавшийся обосновать в своем “Разговоре о пользе наук и училищ” (1733) значение его для дворянского класса. Татищев был одним из образованнейших людей своего времени. Он был хорошо знаком с западноевропейской философией и политической литературой. Татищев понимал, интересы своего класса и знал, что именно внешний лоск, “щегольские науки” дадут русскому дворянству полное равноправие с западноевропейским дворянством. Характерно также, что Татищев в своей классификации наук (полезные, нужные, вредительские, щегольские, любопытные) – фехтование и верховую езду, стрельбу из пистолета относил к “нужные наукам”. Изучение этих наук, по мысли Татищева, дворянину нужно не только для обороны отечества, но и “для отвращения общего вреда”, т.е. для защиты своих классовых интересов.
При Екатерине II вопросы физического воспитания стали ставиться совершенно по-новому и серьезнее, на практике этим занимался Иван Иванович Бецкой (1704 – 1795). Прекрасный знаток французской просветительной философии, Бецкой занимал посты президента Академии художеств и директора сухопутного шляхетского корпуса. Именно в этих учебных заведениях, а также в московском коммерческом училище, в воспитательном обществе для благородных девиц и воспитательных домах стал проводить Бецкой новые идеи физического воспитания. Им были написаны уставы для этих заведений, составившие два обширных тома “Учреждений и уставов, касающихся до воспитания и обучения в России юношества обоего пола” (1774 г.). Кроме того, Бецкой составил “Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества”, в котором впервые на русском языке подробно и систематически излагались правила физического воспитания.
Основное, к чему стремился Бецкой, – это к созданию новой “породы” людей путем воспитания, т.е. “новых отцов и матерей, кои бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить могли, какие получили они сами, и от них де передали бы паки своим детям; и так следуя из родов в роды в будущие века”. Поэтому основной задачей является изолирование детей от “звероподобных и неистовых в словах и поступках” людей и создании воспитательных домов и училищ, в которых должна проводиться новая система воспитания. Для него было важно, чтобы дети были крепкого сложения, которое достигается закаливанием и суровым физическим воспитание уже с младенческих лет. “Для порядочного воспитания и обучения” Бецкой определил пять возрастов, причем для каждого полагались определенные физические упражнения. Основное для физического развития – это движения, и чем они разнообразнее, тем здоровее ребенок. Вот почему Бецкой придает большое значение подвижным играм на открытом воздухе. Он решительно высказывается против тех игр, в которых нет или мало движения, а рекомендовал: чистый воздух, увеселение забавами, играми.
Стремясь к тому, чтобы ребенок получил “крепкое сложение”, Бецкой не заботился о том, чтобы обеспечить это на практике.
Таким образом, с одной стороны, сказалась малоподготовленность и необоснованность применения западноевропейской теории физического воспитания в условиях русской действительности, вследствие чего реформы Бецкого потерпели неудачу; с другой стороны, классовый характер теории физического воспитания Бецкого нашел достаточно яркое подтверждение в системе организации воспитательных домов, так как дворянство было равнодушно к интересам малоимущих классов населения.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) признавал, что особое значение для сохранения здоровья и физического развития имеет движение. Он планировал поднять вопрос о государственных мероприятиях по развитию физического воспитания в России, а одну из статей собирался назвать “Олимпийские игры”.
Возможно, под влиянием идей М.И. Ломоносова Екатерина II учредила в 1766 г. “Петербургские олимпийские игры” – праздник, в программе которого, помимо аттракционов и разнообразных развлечений, были состязания всадников, борцов и кулачных бойцов. Победителям вручали золотые медали с подписью “С Алфеевых на Невские берега”. Образец такой медали хранится среди экспонатов Эрмитажа.
Академик А.П. Протасов в 1765 г. выступил с докладами о “Физическом воспитании детей” и “О необходимости движения для сохранения здоровья”, где утверждал, что физические упражнения являются средством сохранения здоровья, укрепления организма, закаливания.
Решительно выступал против дворянской системы воспитания того времени великий русский просветитель и философ Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802). Он считал, что она рассчитана на подготовку “высокомерных щеголей”, а главным, по его мнению, должно быть воспитание “истинных сынов отечества, активных борцов за счастье народа”. Этой цели должно подчиняться и физическое воспитание, которому А.Н. Радищев отводил важную роль. Лучшими средствами физического воспитания он считал закаливание, естественные упражнения, широко применяемые в народном быту, физический труд. В своем знаменитом произведении “Путешествие из Петербурга в Москву” Радищев пишет: “Прежде всего, необходимо закалять физическими упражнениями свое тело. Не надо огорчаться, если юноша не получил “светского” воспитания, но “вспомните, что вы бегаете быстро, что плаваете не утомляясь, что подымаете тяжести без натуги, что умеете водить соху, вскопать гряду, владеете косою и топором, стругом и долотом, умеете ездить верхом, стрелять”. То есть все указанные автором навыки он считает гораздо более полезными, чем “светское” воспитание. На страницах повести отведено место рекомендациям и по физическому воспитанию девушек.
Взгляды А.Н. Радищева на физическое воспитание вытекали из его философского понимания человека как существа социального. Поэтому он считал, что оно должно носить общественный характер и одним из первых в России провозглашал идею государственной организации системы воспитания для детей всех сословий, а не только дворян.
Виссарион Григорьевич Белинский (1811 – 1848), Александр Иванович Герцен (1812 – 1870) критиковали официальную педагогику, считали, что в содержание воспитания в равной степени должны входить умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие.