Реформаторская педагогика зарубежных стран конца XIX-XX века
В конце XIX века. в ведущих западноевропейских странах обострилась несоответствие традиционной педагогики новым общественно-экономическим условиям. Для оснащенных новейшей техникой предприятий нужны были рабочие нового типа. Традиционная школа, которая в целом была школой учения, ориентировалась на воспитание послушных и исполнительных работников. Общеобразовательные знания, которые она давала, были крайне ограниченными и догматическими, методы обучения не побуждали учащихся к самостоятельному мышлению. Необходимы были новые подходы к теории и практики образования и воспитания, которые отвечали бы стремительному развитию производства, обусловленным прогрессом науки и культуры.
Среди разнообразия современных педагогических концепций много сторонников получила обоснованная шведской писательницей, общественной деятельницей Эллен-Каролиной Кей (1849-1926) концепция "педагогики свободного воспитания", которая имела в своей основе идею самообучения и самовоспитания детей. По ее мнению, детей не надо воспитывать специально, а следует предоставить им возможность спокойно и постепенно воспитываться и развивать свои способности самим. Главная задача воспитателя - помогать ребенку в этом, не навязывая своих мнений и требований. Основой обучения и воспитания должны быть только интересы, самостоятельность ребенка.
Немецкий сторонник теории свободного воспитания Генрих Шаррельман (1871-1940), доказывал, что школа должна развивать творческие силы ребенка, давать выход детской фантазии через самостоятельное развитие. Ведущую роль в обучении он отводил "переживанием" детей, получению ими собственного опыта.
Сторонник теории свободного воспитания, итальянский педагог Мария Монтессори (1870-1952) в произведениях "Метод научной педагогики, применяемый к воспитанию в "домах детей", "Самовоспитание и самообучение в начальной школе" и в других пропагандировала теорию свободного воспитания. Будучи убежденной, что ребенок от природы способен к самостоятельному, спонтанного развития, главным в воспитании детей она считала создание такого окружения, которое бы давало им "пищу" для самовоспитания. Учитывая это, она выступала за изучение сущности ребенка, которого нужно воспитывать, ввела в практику школ систематические антропологические обследования детей. По ее мнению, школы должны быть лабораториями изучения психической деятельности детей. Провозглашенные идеи самовоспитания и самообучения Мария Монтессори стремилась реализовать в создаваемых ею школах по собственной системе.
На рубеже XIX-XX вв. в некоторых европейских странах (Германия, Англия, Франция и др.) и США создаются лаборатории - специальные центры психологических и педагогических исследований, что обусловило возникновение экспериментальной педагогики, которая пыталась через искусственные педагогические факторы определить точные методы и создать объективные основания для педагогических средств и способов педагогического воздействия. Она пользовалась анкетированием, тестами, беседами, экспериментами, статистическими данными, сбором и анализом разнообразных фактов.
Немецкий педагог и психолог Эрнст Мейман (1862 - 1915) в своем трехтомном труде "Лекции по экспериментальной педагогике" объясняет появление экспериментальной педагогики тем, что предыдущая имела абстрактный и нормативный характер, в ней не было научного обоснования процесса обучения и воспитания. Он считал педагогику экспериментальной наукой, сферой деятельности которой является исследование: физического и психического развития учащейся молодежи, ее мышления, восприятия, ощущения и проч.; учебно-воспитательного процесса школы; индивидуальных особенностей учащихся. их интеллектуальных способностей, дарований; исследования труда учителя во время обучения, а также анализ труда учащихся по отдельным предметам.
Заслугой экспериментальной педагогики было прежде всего точность и определенность ее результатов, представленных в точных числах или мерах, хотя не все педагогические акты, действия или проявления можно охватить в рамках эксперимента. Экспериментальная педагогика требовала всестороннего исследования ребенка, используя достижения биологических наук и знаний о ребенке, стадии ее развития, психику и тому подобное. Как направление экспериментальной педагогики в конце XIX века. в США сформировалась педология - наука о целостном изучении ребенка.
В то время в США и Англии получила распространение педагогика прагматизма - педагогика действия, основоположником которой был американский философ и педагог Джон Дьюи (1859-1952). Сущность прагматизма заключается в признании истинным все, что дает пользу. Согласно этой концепции, человек оценивает значимость пользы чувством собственного удовлетворения. А сам Дж. Дьюи считал идеалом "хорошая жизнь".
Исповедуя идею "врожденных способностей", он был убежден, что воспитание должно опираться на наследственные данные, учитывать инстинкты и практический опыт ребенка, а сущность воспитания сводил к непрерывному расширению этого опыта. Дж. Дьюи был сторонником труда в школе не только потому, что она готовит детей к техническим профессиям, но и потому, что признал ее главным фактором общественной жизни. По его мнению, необходимого опыта учащиеся приобретают прежде всего в процессе ручного труда, трудового обучения, которое он рассматривал как элемент общего образования.
Дж. Дьюи игнорировал необходимость систематического изучения учебных предметов. В его школах учебный процесс строился как сообщение детям отдельных знаний (в комплексе) для "обслуживание" вузькопрактичних и утилитарных целей. Считал, что систематические знания рассеивают внимание детей, он сосредоточивался на отдельных темах, взятых из жизни, дети стремятся воспроизвести. Реализуя это стремление, они начинают с изображения в деятельности, игре, рисунках того, что видят в домашнем жизни, затем обнаруживают его связи с окружающей действительностью. Эти представления постепенно развиваются в отдельных частях темы, что выходят на передний план в разное время.
Главной задачей нравственного воспитания, Дж. Дьюи считал помощь учащимся в выработке нравственного поведения, обучении их правильно выбирать способ решения проблем, при любой ситуации извлекать для себя наибольшую пользу. Нравственное воспитание, на его взгляд, должно быть направлено на формирование людей, которые умеют направить свою социальную энергию на службу социальным интересам.
Педагогические идеи Дж. Дьюи - важный этап в истории педагогической мысли. Однако, переоценивая значение практического действия, он недооценивал теоретические знания. Его теория обучения односторонняя, поскольку, требуя применения ко всем предметам методов "активного опыта", он не видел границ использования этого метода в познании мира культуры, недооценивал воспитательных ценностей гуманитарных наук, не уделял им должного внимания в программе обучения.
В начале XX века. в Германии и в других странах приобрела популярность педагогика "гражданского воспитания" и "трудовой школы". ее представлял немецкий педагог Георг Кершенштейнер (1854-1932), который некоторое время руководил делом образования в Мюнхене. Свои педагогические взгляды он изложил в произведениях "Профессиональное воспитание немецкого юношества", "Основная аксиома образовательного процесса", "Государственно-общественное воспитание немецкой молодежи", "Что такое трудовая школа?" и проч.
Главной задачей школы Г. Кершенштейнер считал "гражданское воспитание", то есть воспитание людей в духе безоговорочного послушания, преданности существующем государстве. Полезный гражданин, по его словам, должен стремиться и уметь служить государству, отдавать ей все, что имеет. Для этого он должен обладать разными умениями. Школа призвана вооружить его профессией и "предоставить профессии морального характера", чтобы "полезный гражданин" рассматривал свою профессию как средство служения государству и в этом видел цель своей жизни. Поэтому она должна завладеть душой ребенка, вооружить ее ремеслом или по крайней мере подготовить к овладению им. Легче всего достичь этого в процессе трудовой деятельности, поэтому народная школа должна быть школой труда, трудовой школой.
Реформируя народную школу, Г. Кершенштейнер на видное место поставил введения творческого труда учащихся в соответствии их возраста и специфики школы. В соответствии тогдашнюю так называемую книжную (вербальную) школу должна была заменить деятельная трудовая школа. Он был сторонником двойной системы народного образования. Его "народная школа" не заторкувала средней школы (гимназий, реальных училищ). На среднюю школу "трудовой принцип" почти не распространялся. По его мнению, в реальных училищах труд может осуществляться в лабораториях, в гимназиях она ограничивается работой с книгой. Такая двойственность обусловлена его взглядами на общественную потребность в работниках для различных отраслей деятельности: земледельцев, рабочих фабрик, представителей интеллектуального труда.
Популярным направлением тогдашней реформистской педагогики была теория "нового" воспитания "новых" школ. До "новых" школ причисляли средние школы-интернаты, которые открывали и содержали на средства частных педагогов или педагогических организаций. Первая такая школа была основана доктором Редди в 1889 г. в Англии (Аботсхольм). Впоследствии они появились во Франции, Германии, Швейцарии, других странах. В 1899 г. А. Ферьер создал "Международное бюро новых школ ", которое обобщило требования к ним.
Школы "нового" воспитание располагали в живописных уголках, преимущественно в сельской местности, на берегах рек или озер. У них было хорошо поставлено физическое воспитание (ежедневные физические упражнения, бег, игры, плавание, гимнастика, экскурсии). Этому способствовали и физический труд в мастерских, на стройках, в саду, в лесу, в поле и на лугу, соблюдение гигиенического порядка, здоровое питание и тому подобное. С целью нравственно-эстетического воспитания учащихся активно использовали ежедневные упражнения из разных искусств, утренние, вечерние молитвенные часы и тому подобное. Содержание обучения в них был направлен не на энциклопедичность знаний, а на развитие у учащихся мислительних способностей, умение использовать полученные знания на практике. В обучении предпочтение отдавалось методам, которые пробуждают у детей интерес к науке, развивают мышление, учат обобщать и делать выводы, самостоятельно проводить исследования, сочетают индивидуальную и коллективную формы работы. В школах "нового" воспитание царили строгая дисциплина, детское самоуправление. Они имели надлежащее материальное оснащение, были обеспеченными высококвалифицированными педагогическими кадрами.
Такие частные школы и до сих пор существуют во многих странах. Поскольку плата за обучение в них достаточно высока, они доступны только детям из богатых семей.