Физическое воспитание детей в семье
Всестороннее физическое воспитание детей нельзя осуществить только усилиями школы. Важное значение имеет воспитание в семье.
Семье принадлежит решающая роль в укреплении здоровья и закаливании организма, воспитании навыков личной гигиены в быту, формировании правильной осанки, укреплении и дальнейшей! совершенствовании тех двигательных умений и навыков, с которыми дети знакомятся на уроках физической культуры. Именно в семье воспитываются привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями и правильному использованию воздуха, воды и солнца.
В основе физического воспитания детей в семье должен быть распорядок, устанавливаемый на день, на неделю. В ежедневном распорядке предусматривается сон, подъем, зарядка, завтрак, пребывание в школе, обед, отдых, приготовление уроков, домашние работы, занятия любимым делом, ужин, чтение, прогулки, вечерний туалет, приготовление ко сну.
В недельном режиме предусматриваются дни и часы вне
классных и внешкольных занятий детей, выполнение ими об
щественных поручений, пионерских обязанностей, посещение теат
ра, кино, выставки. !
Между семьей и школой должна быть выработана единая линия в создании разумного, полезного распорядка учебы, работы и отдыха, а также в требованиях к его выполнению каждым учащимся.
Подъем должен быть всегда в одно и то же время. После подъема надо заниматься зарядкой на открытом воздухе или в хорошо проветренном помещении. Хорошо, если дети будут заниматься зарядкой, передаваемой по радио, и совершенно обязательно, чтобы они выполняли те упражнения, которые рекомендует врач и учитель физической культуры.
290 /- ■
После зарядки следует водная процедура (обтирание, обливание или душ). Вначале для водной процедуры используется теплая вода, затем температура воды постепенно понижается до 16—18°.
Необходимо настойчиво добиваться, чтобы завтрак и переход от дома до школы всегда проходили в спокойной обстановке, не спеша и чтобы дети приходили в школу за 10—12 минут до начала уроков.
Семья должна воспитывать у детей уважение ко всему, что проводится школой в учебное время: гимнастика до уроков, организованное проведение перемен, физкультурные минутки на уроках, организованные школьные завтраки, требования к одежде и обуви. Все это имеет непосредственное отношение к здоровью детей, их физическому воспитанию.
Для занятий на уроках физической культуры семья обеспечивает своих детей спортивным костюмом, инвентарем личного пользования. Это способствует успешному овладению материалом учебной программы. Нередко дети на уроках физической культуры получают задания на дом. Семья должна понимать необходимость этих заданий и создавать условия для их выполнения.
После прихода из школы дети обедают. Затем они отдыхают в течение 1,5—2 часов (лучше на открытом воздухе). В это же время дети могут выполнить некоторые работы по заданию родителей.
Отдохнув, дети должны заняться приготовлением уроков, пос* ле чего следуют прогулки, занятия по усмотрению детей. Ужинают учащиеся начальных классов около 19.00—19.30.
Пребывание детей на открытом воздухе и приготовление уроков должны проходить под наблюдением родителей.
На открытом воздухе дети должны заниматься подвижными играми, упражняться с мячом, скакалкой, а в зимнее время кататься на санках, лыжах, коньках.
Во время приготовления уроков необходимо внимательно следить за осанкой детей, за правильным положением их тела во время чтения, письма.
Родители должны уделять повседневное внимание осанке детей. Навыки правильной осанки, которые формируются в школе, должны закрепляться в семье. Для формирования лучшей осанки детям следует покупать ранцы.
Все рекомендации врача и учителя физической культуры, касающиеся осанки, должны неукоснительно выполняться в семье.
В режиме дня детей необходимо уделить внимание приготовлению ко сну. Надо приучать детей проветривать комнаты перед сном, выполнять вечерний туалет и, что особенно хорошо для закаливания организма, мыть ноги на ночь. В первое время ноги моют теплой водой, затем температура воды постепенно понижается до комнатной.
19* 291
Семья должна всячески помогать школе и сама поощрять участие детей в организованных физкультурных и спортивных мероприятиях (прогулки, экскурсии, походы, спортивные соревнования, спартакиады, праздники).
Неоценимый вклад в физическое воспитание детей внесет каждая семья, если вместе с детьми будет разумно использовать естественные факторы природы (прием воздушных и солнечных ванн, водных процедур, купание).
Все сказанное может быть осуществлено при руководящей роли учителя, школы, при активном участии всех родителей, родительского актива и самих учащихся.
Для занятий физическими упражнениями дома и на открытом воздухе детям нужно иметь соответствующий инвентарь. Учитывая необходимость обеспечения возможно большего многообразия в движениях, что для физического развития детей очень полезно, желательно в каждой семье иметь: малый и большой мячи, гимнастическую палку, короткую скакалку, лыжи и санки.
Детям начальных классов следует ежедневно пребывать на открытом воздухе три-четыре часа. Это время они часто проводят на улице, во дворе дома. И здесь им надо предоставить большие возможности для различных упражнений и игр. Во дворах силами родительской общественности, при участии пионерских, комсомольских, физкультурных и других общественных организаций строятся детские площадки, на которых оборудуются горки, лестницы, ка-челн, канаты и шесты для лазанья, перекладины, щиты для метания в цель и т. д.
Одним из обязательных условий правильного физического воспитания детей в семье является систематическое медицинское обследование, в результате которого должны быть определены рекомендации по наиболее желательным видам физических упражнений, по занятиям в спортивных секциях и в группах детских спортивных школ, а также режим школьника и различные физкультурно-оздоровительные мероприятия.
ГЛАВА IX ________