Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины

1. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. http://elibrary.ru/books.asp

2. «Университетская библиотека онлайн» http://www.biblioclub.ru/spravka/registratsiya_organizatsiy.html

3. Книгафонд http://www.knigafund.ru/

4. Грамматика, орфография, пунктуация современного русского языка www.grammatika.ru

5. Научная библиотека МГУ http://www.nbmgu.ru/ruslibraries

6. Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru/

7. Электронная библиотека диссертаций РГБ http://www.diss.rsl.ru

  1. Грамота. РУ. Справочно-информационный интернет-портал - http://www.gramota.ru
  2. Новостные ленты. Газеты и журналы. Книги, библиотеки, издательства - http://www.medien.ru
  3. Образовательная система «Школа 2100» –http://www.school2100.ru
  4. Российский общеобразовательный портал - http://www.school.edu.ru
  5. Словари русского языка - http://www.slovari.ru

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Профессиональная компетенция будущего специалиста по дисциплине обеспечивается лекционно-практическим курсом. Основным результатом освоения дисциплины является получение знаний о:

  • направлениях методической работы в детском саду;
  • этапах проектной деятельности в ДОУ.

Изучение дисциплины основано на системном подходе и учитывает междисциплинарный характер учебного материала. Основным результатом освоения курса является сформированное мышление студента, предполагающее оперирование понятиями курса: емтодическая работа, проектирование, педагогическое взаимодействие и др.

Текст конспекта лекций должен удовлетворять следующим требованиям: отражать основное положение лекционного курса (определения, классификации, проблемы и т.д.); минимальный конспект 2-х часовой лекции - 1800 знаков считая знаки препинания и пробелы между словами (1 - 1,5 стр.); схемы, таблицы прилагаются дополнительно по усмотрению преподавателя и в расчет знаков не входят.

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

1. Белоусова А. А. Методика обучения детей музыке в условиях предшкольной подготовки в системе дополнительного образования [Текст] / А. А. Белоусова // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 54-61. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/65/3132/

2. Битянова М., Барчук О. Диагностика дошкольной зрелости. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://psy.1september.ru/article.php?ID=200003002

3. Зибарова Ю.Э Модель психолого-педагогического сопровождения

4. Лаврикова О.А. Проблемы предшкольного образования на современном этапе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-predshkolnogo-obrazovaniya-na-sovremennom-etape

5. Литвиненко С.В. Развитие познавательной активности детей предшкольного возраста // Журнал научно-педагогической информации. Институт научной информации и мониторинга РАО [Электронный ресурс]. URL: http://paedagogia. ru/2010/41-04/208-litvinenko

6. Постановление от 15 апреля 2014 г. n 295 Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/04/24/obrazovanie-site-dok.html

7. предшкольной подготовки в условиях сельской школы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%

8. Формирование предпосылок учебной деятельности старших дошкольников в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovanie-predposylok-uchebnoi-deyatelnosti-starshikh-doshkolnikov-v-aspekte-preemstvenno#ixzz3Javhg1f7

9. Чечурова Т.А. Организационные формы предшкольного образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2011/11/17/organizatsionnye-formy-predshkolnogo-obrazovaniya

10. Чумичева Р. М. Платохина Н. А. Предшкольное образования в россии и за рубежом: проблемы и перспективы развития Антропологические основы современной теории и практики образования: Материалы V Международной научно-практической конференции. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studik.net/predshkolnoe-obrazovaniya-v-rossii-i-za-rubezhom-problemy-i-perspektivy-razvitiya/

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)

Типовая комплектация мультимедийной аудитории состоит из: мультимедийного проектора, автоматизированного проекционного экрана, акустической системы, Мультимедийная аудитория также оснащена широкополосным доступом в сеть интернет. Компьютерное оборудованием имеет соответствующее лицензионное программное обеспечение.

.

Дополнительные материалы

Глоссарий

Воспитание(традиционно-формирующий подход)- специально организованная деятельность учителя по передаче социального опыта и формированию основ самоорганизации личности его учеников как базы для становления социально-профессиональных качеств (трудолюбия, патриотизма, творчества, справедливости, порядочности и т.д.); главная функция воспитания - обучение правилам жизни: передача опыта социального и профессионального поведения, формирование необходимых (с позиций уровня общественной культуры) качеств, свойств, привычек личности, и развитие ее способностей ( нравственных - умений различать добро и зло; творческих - умений проявлять свои задатки и способности: физические, музыкальные, театральные и т.д. ), решение частных воспитательных задач (воспитание общественной активности, убежденности, коллективизма); направляет педагогическую деятельность на создание образа ученика по заданному образцу; предписывает учителю выполнение ряда внешних воздействий, имеющих косвенное отношение к внутреннему миру ученика; подменяет собственно воспитание процессом социализации, который является одним из из его частных аспектов и т.д.

Воспитание(гуманистический подход) -специально организованная деятельность учителя по развитию основ самоорганизации и личностно окрашенного, ценностного отношения его учеников к трудолюбию, патриотизму, творчеству, справедливости, порядочности и т.д. Воспитание (от древне-русск. възъпитание - возвышенное, духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное) - деятельность по развитию духовного мира личности, направленная на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа. Воспитание - это обучение принципам жизни. Обращение к принципам предоставляет учителю возможность мягкого и тонкого регулирования процессом передачи социального опыта. Оно придает ему характер самодеятельности, внося в нее ненасильственный элемент управления. Воспитание направляет ученика к самостоятельной работе над строительством своей личности, развивая то, что наиболее восприимчиво к развитию с позиций явной и неявной национальной культуры воспитания Воспитаниеможет быть рассмотрено и как совместная с учеником деятельность учителя, направленная на развитие способностей придавать и порождать смысл.

Воспитательный процесс — целенаправленный, педагогически управляе­мый процесс позитивных изменений, происходящих во внутреннем мире и по­ведении личности в результате ее взаимодействия со средой, жизненными про­блемами и средствами воспитания и самовоспитания.

Воспитательная ситуация — сочетание внешних и внутренних факторов воспитания, актуализирующее противоречия личностного развития, стимули­рующее проявление субъектных свойств личности и изменение характера вос­питательных отношений.

Воспитательная среда — духовное, материальное (предметное) и собы­тийное наполнение жизнедеятельности личности, создающее условия для ее самореализации, саморазвития, раскрытия творческого потенциала, повышения уровня нравственной воспитанности. В системе личностно-ориентированного воспитания выделяют различные среды самореализации личности: среда роди­тельского дома, академическая среда, оздоровительная среда, досуговая среда и др.

Воспитательное пространство — динамическая совокупность различных воспитательных сред, во взаимодействии с которыми развивается, социализи­руется, воспитывается личность. Воспитательное пространство обладает свой­ствами протяженности во времени, глубины, содержательной наполненности, доступности для вхождения и выхода, из него личности.

Возрастная адекватность– один из главных критериев выбора педагогами форм образовательной работы и видов детской деятельности, ведущей из которых является игра.

Гендерное воспитание - это формирование социальных ролей для мужчины и женщины; это целенаправленный, организованный и управляемый процесс формирования социокультурных механизмов конструирования мужских и женских ролей, поведения, деятельности и психологических характеристик личности, предложенных обществом своим гражданам в зависимости от их биологического пола.

Критериями сформированности гендерной культуры можно считать качества, которые характерны для мужчин (смелость, благородство, трудолюбие, совершенствование физической силы, умение преодолеть трудности, придти на помощь и др.) и для женщин (доброта, женственность, уступчивость, умение прощать, заботиться о слабых, больных, пожилых и т. д.).

Детство — период жизни человека от рождения до вступления в само­стоятельную взрослую жизнь. По времени окончание детства совпадает, как правило, с окончанием школы, но это не означает, что человек сразу же становится взрослым. Взросление — процесс, сопровождающий детство и продолжающийся еще и после его окончания. Взрослого человека от ребенка отличает уровень физической и социальной зрелости, однако социальная незрелость в отдельных ситуациях может быть свойственна и взрослым людям.

В традиционной системе воспитания детство рассматривается как период, выполняющий функцию подготовки человека к жизни. Считается, что ребенок как бы не живет самостоятельной жизнью, а под руководством взрослых лишь готовится к ней. Тем самым умаляется значение детства как самостоятельного периода жизни человека.

В личностно-ориентированной системе воспитания повышается статус детства, которому придается не только самостоятельное, но и решающее значе­ние во всей последующей жизни человека, так как именно в детстве формиру­ются и развиваются личностные структуры сознания, которые становятся внутренними механизмами самоорганизации, саморазвития, саморегуляции лично­сти, ее деятельности и поведения (ценности и смыслы, идеалы и убеждения, критическое и творческое мышление, позитивная самооценка и др.). При этом считается, что возможность личностного развития возникает в детстве не толь­ко под воздействием обучения и воспитания как педагогически управляемых процессов, а в силу специфических особенностей и форм отражения ребенком мира и себя в мире (посредством игры, фантазии, воображения, сопережива­ния). В детстве проявляются творческие способности, закладываются основы характера, физического, психического и нравственного здоровья личности. Все это делает детство уникальным, неповторимым периодом жизни человека, оп­ределяющим будущий путь индивидуального развития личности. Из этого сле­дует необходимость охранительного отношения к детству и осуществления воспитания как процесса, воссоздающего целостный мир детства.

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Амплификация - обогащение детского развития.

Вариативная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования - это часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса дополнительно к инвариантной, и отражающая: 1) видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности; 2) специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Вариативность среды - наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Возрастная адекватность дошкольного образования - соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей.

Воспитанники- лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации. Доступность среды - доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Дошкольное детство - гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность.

Дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Двигательная форма активности ребенка - овладение основными движениями.

Игровая деятельность - сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры.

Изобразительная форма активности ребенка - рисование, лепка, аппликация.

Индивидуализация образования - поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей его развития.

Индивидуализация дошкольного образования - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями.

Качество образования - социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его состояние потребностям и ожиданиям общества, отдельных социальных групп в развитии и формировании жизненных, профессиональных, гражданских компетенций личности. Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты образовательной деятельности учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т.д., которые обеспечивают образование детей.

Коммуникативная деятельность - общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование - обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Материально-техническое обеспечение программы - учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

Механизмы развития ребенка - общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность.

Музыкальная форма активности ребенка - восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Образовательные области дошкольного образования: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Образовательные программы – программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Сюда входят программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования – документы государственного образца, характеризующие содержания образования и направленные на достижение определенных государством образовательных уровней.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ.

Образовательная среда - совокупность образовательного процесса, особенностей его организации, а также его программно-методического, учебно-материального, материально-технического, психолого-педагогического, медико-социального обеспечения (в том числе предметно-развивающей среды, ТСО, медицинского сопровождения, питания).

Образовательная среда - совокупность образовательного процесса, особенностей его организации, а также его программно-методического, учебно-материального, материально-технического, психолого-педагогического, медико-социального обеспечения (в том числе предметно-развивающей среды, ТСО, медицинского сопровождения, питания).

Образовательная среда для ребенка дошкольного возраста - предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Основные характеристики дошкольного образования - объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Педагогическая диагностика - оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.

Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Познавательно-исследовательская деятельность - исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.

Полифункциональность материалов - разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования - это связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное воспитание и обучение на данных ступенях образования.

Примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

Присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Психологическая диагностика развития детей - выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей.

Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя: психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся; комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий.

Развивающая образовательная среда - система условий социализации и индивидуализации детей.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Специальные условия образования - специальные образовательные программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья затруднено.

Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

Трансформируемость пространства - изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.

Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации.

Концепция – замысел преобразования (и/или средств и организационных форм его реализации), проработанной и оформленной с применением модифицируемой системы подходов, категорий, понятий, онтологических картин, системы ценностных ориентаций и принципов.

«Коммуникация» (от англ. communikate – сообщать, передавать), которое предполагает:

- осуществление передачи содержания социально-исторического опыта человечества;

- передачу опыта различных видов деятельности и обеспечение их освоения;

- обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира,побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом для достижения результата.

Комплексно - тематическое – соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса.(Комплекс – от лат.complexus – связь, сочетание – совокупность, соединение. Тематическое – посвященное какой-нибудь одной теме. Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю Шведова).

В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен примерный календарь праздников, который обеспечивает:

- «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;

- социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;

- поддержание эмоционально-положительного настроя ребенка в течение всего периода освоения Программы, так как праздник – это всегда событие (день памяти; счастливый, радостный день, напоминающий о произошедшем или устраиваемый по какому-либо поводу);

- технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к празднику – проведение праздника, подготовка к следующему празднику – проведение следующего праздника и т.д.);

- разнообразие форм подготовки и проведения праздников;

- возможность реализации принципа построения программы «по спирали», или от простого к сложному (основная часть праздников повторяется в следующем возрастном подпериоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребенком при подготовке и проведении праздников);

- выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (органичное включение в праздники и подготовку к ним родителей воспитанников);

Личность - субъект нравственной деятельности индивидуального сознания, активно проявляемая индивидуальность. Личности свойственно утверждать себя в жизни, самоактуализируя свою изначально заложенную в сознании ценностную сущность - смысл. Личность способна противостоять усредняющему воздействию окружающей среды, навязываемому обществом образу жизни, проявляя неадаптивную, творческую активность по ее преобразованию. Человек сам сотворяет в себе личность, востребуя то личностное, что свойственно только ему в живой природе. Личность ответственна за свой выбор перед собой и Богом, чьи нравственные постулаты являются единственным ориентиром и ограничителем ее свободы.

Личность - это человек (ребенок) имеющий свою жизненную историю, интегрированный в определенную культурную среду, обладающий свойствами субъектности и индивидуальной самобытности, самореализующийся в свободно избираемых видах жизнедеятельности, находящийся в процессе саморазвития, поиска смыслов и собственной индивидуальности, это человек, который выбирает не только дело, но идею, это “человек с идеей” (Ф.М.Достоевский), или человек со смыслом; человек, интегрированный в культуру, находящийся в диалоге с ней. Этическая ценность личности состоит в сохранении верности самому себе, в подлинности и положительности ее сущности. Самоосуществление личности - добродетель

Личностно ориентированное воспитание - самоорганизуемый воспита­тельный процесс, в котором собственные усилия личности имеют первостепен­ное значение. Первопричиной личностно ориентированного воспитания явля­ется сама личность, ее внутреннее стремление по-иному организовать собст­венную жизнь и окружающую среду, найти индивидуальный путь своего раз­вития, свой личностный образ. Воспитание помогает ребенку в этом путем вве­дения его в культуру, создания среды личностного саморазвития, поддержки индивидуальности, включения в жизнетворчество. Из ценностного отношения к ребенку как человеку вырастает понимание цели личностно ориентированного восишания — не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, раз­вить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, само­развития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогичного и безопасного взаимодействия с людь­ми, природой, культурой, цивилизацией.

Моделирование – один из теоретических методов научного познания; воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения. Этот второй объект называется моделью.

Мониторинг– постоянное наблюдение за нормированной деятельностью объектов инспектирования; сбор, системный учет, обработка и анализ, хранение, обновление и накопление информации для формирования необходимых решений по объекту инспектирования.

Мониторинг образовательный – процесс непрерывного научно-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.(А.С.Белкин)

Образовательные программы – программы , направленные на решение задач формирования общей к

Наши рекомендации