Особенности развития физических способностей

Основные требования к развитию физических способностей в школьном возрасте.

Заключаются в обеспечении связи с формированием и совершенствованием двигательных умений и навыков. Характерные физические способности (или раз­нообразные их сочетания) проявляются лишь в условиях конкретной двигательной деятельности, в единстве с двигательными действиями. Следовательно, только ис­пользуя разнообразные виды и элементы двигательной деятельности, системати­чески упражняясь в них, можно добиться желаемого развития способностей. В прак­тике физического воспитания школьников используют два основных пути развития физических способностей:

Первый путь сводится к попутному стимулированию способностей, проявляю­щихся в процессе формирования новых двигательных умений и навыков, а также при дальнейшем варьировании и совершенствовании их в усложнённых условиях.

Второй путь характеризуется специальной организацией развития способнос­тей, опираясь, главным образом, на использование усвоенных действий. Для это­го, с одной стороны, широко используются общеразвивающие и специально-под­готовительные упражнения - беговые, прыжковые, метательные, плавательные, спортивно-игровые и другие, имеющие общие элементы, сходство со структурой изучаемого двигательного действия (метод, так называемых, сопряжённых воздей­ствий). С другой стороны, всегда, в конечном счёте, используются и основные для данной двигательной деятельности (в частности - соревновательные) движения или их разновидности. При этом методами строгого регламентированного, игрового, частично соревновательного упражнения обеспечиваются специальные воздействия на организм в целях развития необходимых способностей. Упражнения расчётливо дозируются возрастающим количеством или продолжительностью повторений, ус­корением темпа или повышением скорости движений, использованием отягоще­ний и другими приёмами.

Лекция 18 Физическая культура и системе воспитания детей школьного .возраста

Оба пути развития физических способностей правомерны и необходимы на всех возрастных ступенях физического воспитания. Первый играет ведущую роль в млад­шем школьном возрасте, особенно в связи с обучением детей основам управления движениями и совершенствованием координационных способностей, начальным формированием общеприкладных двигательных умений, привитием полноценной "школы движений» и созданием основ высокой их культуры. Второй путь становит­ся ведущим, начиная со среднего школьного возраста (при специализации в неко­торых видах спорта - и несколько ранее). Этого требуют задачи подготовки к вы­полнению учебных нормативов, требований спортивной классификации, а также подготовки к спортивным соревнованиям, туристским походам и др. Этот путь ис­пользуется и в связи с применением общеразвивающих упражнений с целью гар­монического развития мускулатуры, формирования осанки и т.п.

В целом важно иметь ввиду, что развитие детей происходит под влиянием двух взаимосвязанных факторов: биологического созревания в виде наследственного развёртывания генетической (наследственной) программы и воздействий внешней среды, к которым относятся и педагогические влияния. Важно так направить влия­ние среды, чтобы оба фактора, определяющие индивидуальное развитие, действо­вали согласованно, в одном направлении.

В естественном развитии выявлены особые "критические" периоды, когда раз­вивающийся организм оказывается наиболее чувствительным к влияниям внешней среды.

Такие периоды характерны для младшего и среднего школьного возраста. Экс­периментально установлено, что более быстрый, полный и устойчивый эффект обу­чения двигательным действиям и развития физических способностей может быть достигнут именно в эти критические периоды. Однако следует учитывать, что био­логические предпосылки, благоприятствующие обучению разным двигательным действиям и развитию разных физических способностей, формируются не одно­временно.

Более того, накопление этих предпосылок нельзя полностью связывать с конк­ретным паспортным возрастом детей, поскольку биологический возраст далеко не всегда совпадает с ним (опережает или отстаёт на один-два года). Нет полного со­впадения во времени периодов усиленного естественного развития способностей у девочек, и мальчиков. Так, например, научные данные свидетельствуют о том, что если в возрасте 8-9 лет и у девочек и у мальчиков ведущими являются координаци­онные и скоростные способности, то начиная с 10-11 лет, в силу полового димор­физма, у тех же девочек ведущими становятся скоростно-силовые, а у мальчиков преобладающее положение сохраняют координационные способности. С учётом таких расхождений при конкретизации сроков акцентирования предмета обучения или развития необходимо индивидуализировать и содержание и методы учебно-воспитательной работы.

Наши рекомендации