От кого надо защищать ребенка?
Опрос, проведенный среди школьников ярославского региона, показал, что проблема помощи детям стоит очень остро. Они нуждаются в этой помощи и ждут ее. «Не хочу идти в школу, потому что меня не любит училка», «Мама, не выключай свет, я боюсь спать в темноте», « Я хочу, чтобы родители любили меня» — да сколько еще разных ответов мы получили на свои вопросы! И во всех — крик детской души: «Помогите!», «Защитите!» От кого же? Односложно ответить на этот вопрос невозможно. Сколько судеб — столько и ответов.
Классный руководитель знает, что детей иногда нужно защищать от их же родителей. Правильно это или нет, но на родительском собрании он уже не скажет ничего отрицательного о каком-либо ребенке, зная, как это может подчас на нем отозваться. Учитель будет говорить о хорошем в жизни класса. А если есть проблема с тем или иным школьником, то лучше обратиться иногда не к его родным отцу и матери, а к тем родителям, которые могут адекватно воспринять ситуацию и чем-то помочь. Скажем, в 5-м классе мальчики вдруг дружно начали покуривать. Классный руководитель поступила так: она пригласила только трех отцов — тех, в ком была уверена. И потом уже они говорили с мальчишками, и разговор оказался полезным. Прошло 3 года, и теперь ребята иногда полушутя говорят: «Мы бросили курить еще в 5-м классе».
Кому-то из детей надо помочь наладить взаимоотношения с учителем, кому-то — с родителями, а кого-то — и юридически защитить от них.
Родители Лены долго, со скандалом разводились. И мать пыталась использовать в своих целях детей, чтобы изгнать бывшего мужа из квартиры. Старшую дочь она подкупила подарками. А младшая, шестиклассница, никак не могла примириться с тем, что ей приходится выбирать между отцом и матерью. Она была очень близка с отцом, а мать пускалась на эмоциональный шантаж, угрожала самоубийством, если дочь не останется с нею. Классный руководитель работала с девочкой, привлекла психолога; подготовили рекомендацию для суда — оставить дочь с отцом. Однако на суде девочку оставили с мамой. Отец уехал. Учительница поговорила с матерью, пытаясь ее предостеречь, предупредить, что манипуляции чувствами ребенка бесследно не проходят. Прошло какое-то время, и в школу пришла мать Лениной подруги с жалобой, что ее квартиру обокрали, и с подозрением, что тут не обошлось без Лены. Лена сразу призналась классному руководителю: да, взяла косметику, украшения; куда их дела — не знает. Все это было не слишком вразумительно. И учительница заподозрила, что тут что-то не так. Не могла Лена украсть. Но всё украденное вернули, кроме съеденного торта, и жертвы ограбления пообещали дело не возбуждать. Однако через день-другой передумали. Классный руководитель вернулась к разговору с Леной. Та теперь добавила: в ограблении участвовали ее старшая сестра с подругой: «Я всё брала, а они сидели на кухне и ели торт». «Да неужели, Лена,— моментально парировала учительница. — Ведь все было наоборот. Ты сидела на кухне, а они брали вещи!» — «Как вы узнали?»— только и выдохнула Лена. А потом созналась, что стояла на лестничной площадке, плакала и «говорила им: не надо». . . Получалось, мать снова жертвует душой младшей дочери, чтобы спасти старшую от уголовного наказания. И снова были разговоры с матерью, были попытки отстоять Лену на заседании комиссии по делам несовершеннолетних. Был и растущий барьер между матерью и дочерью. Казалось, девочка держится на последней грани, и удерживает ее школа. Эта ниточка оборвалась, когда мать, в очередной раз не прислушавшись к предостережениям классного руководителя, решила переехать в другой район города. Это был тот случай, когда учитель, вложивший в девочку немало сил, в конечном счете оказался бессилен (Н. И. Масловская).
На сегодняшний день, как отмечают многие педагоги, психологи, медики и другие специалисты, остро стоит проблема гипертрофированного влияния на ребенка средств массовой информации. Ежегодно возрастает число детей с различными нервно-психическими патологиями. Для того чтобы оказать им помощь, и помощь реальную, причем не требующую больших материальных затрат, в первую очередь необходимо получить ответ на вопрос: почему наши воспитанники так много времени проводят у телевизоров, просмотром видеокассет с боевиками и «ужастиками»? Почему они ищут приключений на улицах? Как показывают данные проведенного нами исследования, одной из основных причин является наличие у ребят большого количества свободного времени . Естественно поэтому, что направлением решения проблемы выступает организация досуга школьников. В качестве примера приведем работу педагогов школы-комплекса № 59 г. Ярославля, расположенной в одном из отдаленных районов города — Заволжском. Но ее ученикам не надо куда-то ехать, чтобы посетить кружок, секцию и т. д. В родной школе есть все. Организацией детского досуга занимается весь педагогический коллектив, умело привлекая к этой работе родителей. Высока активность и самих учащихся. Приятно, когда к твоему мнению прислушиваются взрослые, ценят твой труд и дают возможность проявить свои умения.
Защита и помощь требуется детям еще во множестве ситуаций. Главное, чтобы мы всегда были готовы прийти к ним на помощь и квалифицированно ее оказать.