Как рефлексия поможет сформировать индивидуальный стиль?

Один из основных способов скорейшего приобретения опы­та работы — педагогическая рефлексия. Рефлексия (в переводе с латинского — «обращение назад») — процесс самопознания

человеком внутренних психических актов и состояний. Фило­софское понятие рефлексии означает процесс размышления че­ловека о происходящем в его состоянии, способность сосредо­точиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего. Рефлексия — это не только понимание самого себя, своего внутреннего мира, своего отношения к работе, дру­гим людям, того, что происходит в общении с другими, но и вы­яснение того, как он воспринимается и оценивается другими, как другие видят его личностные особенности, эмоциональные

реакции, когнитивные особенности.

Работая с классом, классный руководитель наблюдает за тем, что происходит, решает возникающие проблемы, облекает свои наблюдения в определенную форму и таким образом наби­рается опыта. Затем он приводит свои наблюдения в систему, и они становятся частью его знаний о данном классе, использу­емых в работе. Даже если классный руководитель не извлекает никаких уроков из своего опыта, он всегда может повторить ситуацию, приведшую его к успеху, и избежать той, которая способствовала неудаче. Подобный способ базируется на мето­де проб и ошибок и ведет к выработке защитной реакции. Сис­тема действий при работе этим способом не может быть гибкой и приспособляемой. Для формирования гибкой системы необ­ходимо анализировать и собственный опыт, и опыт своих кол­лег, извлекать из него все полезное и нужное, стараться пони­мать, почему тот или иной прием работает в классе хорошо и почему то, что прекрасно сработало в одном классе, ничего не дало в другом, то есть заниматься рефлексивным анализом. Набираясь опыта на основе рефлексии, педагог вырабатывает для себя гибкую систему действий, умений и навыков и приоб­ретает солидную научную и практическую базу. Высший уро­вень педагогической рефлексии — размышления о себе в про­фессии.

Существует несколько основных способов рефлексивного

анализа:

— индивидуальная рефлексия (самостоятельный анализ со­бытий дня, своих поступков, действий и реакций учеников);

— обращение к помощи наставника — более опытного учи­теля;

— рефлексия в группе равных по уровню квалификации

коллег.

Задача коллег — быть не судьями, а советчиками. Во всем мире сейчас наблюдается изменение парадигмы наставничества. Место контроля занимает работа по профессиональному разви-

тию более молодого коллеги; место разделения обязанностей — совместная работа; механические, привнесенные извне измене­ния заменяются на органические, присущие именно этому че­ловеку; жесткое следование теории заменяется учетом профес­сиональной уникальности коллег.

В ходе рефлексии происходит двойное зеркальное взаимо­отражение (я на самом деле, я в своих глазах, я в глазах друго­го).

Приведем примерный перечень вопросов, на которые необ­ходимо найти ответы в ходе рефлексии:

— что я думаю о своей работе;

— что я думаю о детях, как я их воспринимаю;

— каковы мои особенности (личностные, эмоциональные, когнитивные);

— как я воспринимаю себя в профессии и др.

Анализ себя должен восприниматься каждым классным ру­ководителем, вне зависимости от опыта и стажа работы, как нор­мальное повседневное занятие. При наличии небольшого навы­ка он не будет занимать много времени, но польза от него несомненна. Например, анализ, проведенный после классного собрания, поможет педагогу не только прояснить его достоинства и недостатки, в том числе и своего поведения на нем, но и ^по­ставить точку ». Эмоции и мысли от одной встречи с классом после «точки» не перенесутся на следующую, что снизит усталость пе­дагога и возможность попадания в стрессовую ситуацию.

В ходе рефлексии следует соблюдать ряд правил:

1) сосредоточенность — не допускать никаких посторонних мыслей и не уходить по пути вызванных ими ассоциаций;

2) самоуглубленность — никто и ничто не должно отвлекать;

3) акцент на свои действия и свои эмоции.

Эмоции и чувства — обязательный элемент рефлексии. Не­обходимо думать или обсуждать с другими не только действия (свои и учеников), но и эмоции, которые были ими вызваны.

Для большей результативности можно проводить рефлексию наличия или отсутствия в работе классного руководителя зара­нее определенных параметров. Например, в работе с классом можно выделить такие параметры, как индивидуальный под­ход к ученикам, знание основ воспитательной работы, эмоцио­нальное поведение учителя, активизация работы учеников, ана­лиз и оценка своего поведения. Каждый из перечисленных параметров имеет свои характеристики. К примеру, для описа­ния индивидуального подхода к ученикам можно выделить сле­дующие характеристики.

Классный руководитель с высоким уровнем профессиональ­ного развития:

— понимает и поощряет индивидуальные различия;

— строит свою работу с учетом индивидуальных различий

учеников;

— ежедневно развивает и поощряет успешность всех учени­ков;

— основывает свою работу на теории обучения и новейших

научных исследованиях;

— & ходе работы группирует учеников и дает им задания, со­ответствующие их стилю обучения, интересам, уровню знаний

ит. д. ;

— постоянно развивает свои знания об индивидуальных осо­бенностях людей;

— знает сильные и слабые стороны учеников и эффективно

работает с другими учителями.

Классный руководитель с уровнем профессионального раз­вития выше среднего осознает индивидуальные различия уче­ников, планирует большинство видов работы с учетом индиви­дуальных различий, создает некоторые условия для учеников, чтобы они развивались в соответствии со своим стилем обуче­ния, периодически обсуждает с другими учителями индивиду­альные особенности учеников, чтобы оказывать им помощь в обучении, изучает индивидуальные особенности людей, но не всегда использует их в своей повседневной работе, создает не­обходимые условия для развития всех учеников.

Классный руководитель со средним уровнем профессиональ­ного развития осознает явно выделяющиеся и наиболее часто встречающиеся различия между учениками, иногда варьирует задания и группирует учеников, иногда создает необходимые условия для работы всех в классе, при возникновении воспита­тельных проблем использует знания об индивидуальных раз­личиях.

Классный руководитель с низким уровнем профессиональ­ного развития работает с «целым классом», крайне редко дела­ет различия между учениками, демонстрирует отсутствие интереса к индивидуальным различиям между людьми, при планировании работы не учитывает потребности учеников и раз­личные стили обучения их.

Подобные перечни можно разработать для всех характерис­тик работы классного руководителя. В случае их использова­ния педагоги определяют, на каком уровне развития они нахо­дятся, и намечают пути профессионального совершенствования.

Итак, занимаясь выработкой индивидуального стиля дея­тельности, необходимо помнить:

— поскольку индивидуальный стиль деятельности являет­ся выражением индивидуальности человека в конкретной ра­боте, он не может быть ошибочным;

— индивидуальный стиль вырабатывается под влиянием об­щих целей деятельности и представлений субъекта о ее успеш­ности;

— наибольшая успешность деятельности обеспечивается бла­годаря выработанному индивидуальному стилю деятельности.

Предпосылками выработки индивидуального стиля явля­ются:

а) наличие зоны неопределенности деятельности, благода­ря чему одна и та же деятельность может выполняться-по-раз-ному;

б) желание сделать свою деятельность более успешной;

в) желание сделать свою деятельность более приятной, при­носящей эмоциональное удовлетворение.

Индивидуальный стиль формируется на протяжении дли­тельного времени, с различной скоростью утех или иных лю­дей, но на основе общих закономерностей. Например, по данным, полученным в рамках возрастной психологии, стаби­лизация в карьере, предполагающая стабилизацию собствен­ных стилей работы, происходит с 27 до 32 лет.

Таким образом, индивидуальный стиль любой деятельности, в том числе и педагогической, является средством эффективно­го приспособления к объективным требованиям деятельности.

Основные пути формирования индивидуального стиля мо­гут заключаться:

а) в максимальном использовании профессионально важных качеств человека и их структур;

б) в компенсации нежелательных с точки зрения професси­ональной деятельности проявлений личностных факторов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Наши рекомендации