Профессиональный портрет педагога
Вопросы для обсуждения.
- Сущность педагогической деятельности. Функции педагога.
- Требования к педагогу. Педагогические склонности и способности.
- Профессиональный потенциал педагога. Понятие «профессиональной позиции», профессиограммы, педагогического призвания.
- Психолого-педагогическая компетентность: понятие и компоненты.
Задания.
Подготовить реферат по темам:
- культура педагогического общения;
- этика взаимоотношений педагога и учащихся.
Основная литература
1. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / В. Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2013. - 471 с. - (Бакалавр.Базовый курс).
2. Педагогика: учебник/под ред. Л.П.Крившенко.-М.:Проспект,2010.- 432с
3. Сластенин В.А. Педагогика. Учебник для бакалавров. М.: Изд-во Юрайт. 2012 г.
Дополнительная литература.
1. Губанова М.И. педагогическое взаимодействие: учебное пособие – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2010 г.
2. Кан-Калик, В.А. Техника педагогического общения// Учителю о педагогической технике/ В.А. Кан-Калик/ Под. Ред. Л.И. Рувинского. М.: 1987. с.14-48.
3. Грехнев, В.С. культура педагогического общения/ В.С. Грехнев. М.: Просвещение, 1990.
Семинар 10.
Педагогический конфликт и способы его разрешения.
- Понятие и виды педагогических конфликтов. Стадии развития конфликта.
- Причины и особенности педагогических конфликтов.
- Пути разрешения конфликтов.
Задание.
Подготовить тренинговые упражнения по профилактики педагогических конфликтов.
Основная литература
1. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / В. Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2013. - 471 с. - (Бакалавр.Базовый курс).
2. Педагогика: учебник/под ред. Л.П.Крившенко.-М.:Проспект,2010.- 432с
3. Сластенин В.А. Педагогика. Учебник для бакалавров. М.: Изд-во Юрайт. 2012 г.
Дополнительная литература.
1. Губанова М.И. Педагогическое взаимодействие: учебное пособие – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2010 г.
2. Кан-Калик, В.А. Техника педагогического общения// Учителю о педагогической технике/ В.А. Кан-Калик/ Под. Ред. Л.И. Рувинского. М.: 1987. с.14-48.
3. Грехнев, В.С. культура педагогического общения/ В.С. Грехнев. М.: Просвещение, 1990.
IV. Методические рекомендации студенту по организации самостоятельной работы.
Виды (формы)самостоятельной работы студентов.
1. Работа над конспектом лекции. Доработка конспекта лекции с использованием дополнительной литературы, приведенной в списке или самостоятельно найденной.
2. Подготовка к практическим/ семинарским занятиям. Использование вопросов к семинарам и практических заданий, представленных в Рабочей программе.
3. Подбор, изучение, конспектирование рекомендованной литературы.
4. Самостоятельной изучение отдельных тем дисциплины, которые вызвали у учащихся особый интерес.
5. Консультации по сложным темам дисциплины со специалистом с базы практики или профильной организации.
6. Выполнение индивидуальных заданий (подготовка папки исследователя, включающая выбор методик исследований, их проведение, обработку и интерпретацию данных)
7. Подготовка к зачету.
8. Решение тестовых заданий (Текст теста дан в приложениии)
Вопросы для самостоятельной работы.
- Педагогика: наука? искусство? технология?
- Целеполагание в педагогике.
- Сходство и различия целей воспитания и образования в отечественной и зарубежной педагогике.
- Сущность и пути формирования личности.
- Процессы самовоспитания и самообразования: сущность, направления и методы.
- Учет индивидуальных особенностей в процессе развития, воспитания и обучения.
- Педагогическая готовность детей к школьному обучению.
- Стили семейного воспитания.
- Женское и мужское начало в семейном воспитании.
- Основные направления воспитания детей в семье.
- Средства и методы воспитания детей в семье.
- Формы организации воспитательной работы с семьей.
- Отклоняющееся поведение детей в семье.
- Проблемы взаимоотношения родителей и детей.
- Воспитание в семье одаренных детей. Проблемы их обучения.
- Мотивы учения.
- Неуспеваемость учащихся, причины и их преодоление.
- Психолого-педагогическая компетентность
- Педагогическое искусство и мастерство.
- Речь педагога как условие педагогического мастерства.
- Убеждение и внушение в педагогическом процессе.
- Педагогический такт.
Темы курсовых работ
- Воспитание и образование в Средние века.
- Воспитание и образование в эпоху Возрождения.
- Взгляды Я.А. Коменского на воспитание.
- История развития педагогических взглядов с России 18-нач. 20 вв.
- Особенности советской педагогической системы.
- Сравнительный анализ современной Российской и зарубежной педагогической системы.
7. Особенности развивающего обучения в современной педагогической практике.
8. Особенности активного обучения в современной педагогической практике.
9. Современные образовательные технологии.
- Учет возрастных особенностей ребенка в процессе воспитания и обучения.
- Учет индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения.
- Современная дидактическая система в России.
- Роль самовоспитания и самообразования в развитии личности.
- Концепция проблемного обучения.
- Сущность и содержание процесса воспитания как педагогического явления.
- Роль педагога в развитии творческого коллектива.
- Роль семьи в воспитании ребенка.
- Физическое воспитание детей в семье.
- Нравственное воспитание детей в семье.
- Интеллектуальное воспитание детей в семье.
- Эстетическое воспитание детей в семье.
- Трудовое воспитание детей в семье.
- Профилактика девиантного поведения подростков.