Тема № 1 Нравственные качества человека
ОБЩЕОБРАЗОВАТНЕЛЬНАЯ ШКОЛА 1-3 СТУПЕНИ С ПРОФИЛЬНЫМ
ОБУЧЕНИЕМ ИМ. АРТЕМА
Г. АРТЕМОВСК ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ №11
Согласовано Утверждено
Проректор Обл ИПО Начальник Главного
Управления образования
_________ Л. Г. Черникова и науки
«___» __________ 2004 г. _________ В. В. Тесленко
«___» _________ 2004 г.
Эколого – этическая
Программа
«Мир Красоты»
(для 5 – 7 классов)
АРТЕМОВСК 2004 Г.
Составитель: В. Ф. Бак, учитель биологии ОПШ №11
Рецензенты:
А. Л. Каменецкий, учитель – методист, преподаватель биологии, председатель Городского Экологического Совета, руководитель эколого-краеведческого объединения школьников «Забота».
М.В.Габелев, заслуженный учитель, преподаватель русского языка и литературы.
Директор школы ________________ Л. К. Мандзюк
Утверждено педагогическим советом школы
/ Протокол № ____ от «________» 2003 г./
Подпись ___________ Печать
Согласовано с методическим кабинетом г. Артемовска
Шихова Т. Ю.
Подпись _____________ Печать
Научно – методическая экспертиза:
Подпись ________________ Печать
Объяснительная записка.
Данная программа является разделом эколого-этической программы «Мир Красоты», непрерывного курса, рассчитанного на подготовительные группы детских садов и начальную школу, который предполагается продолжить в средней школе. В течение 5 лет курс экспериментально внедрялся в детском саду№10 и ОПШ№11 г. Артемовска и настоящий раздел позволит продолжить начатую работу.
Главным на уроках по курсу «Мир Красоты» является создание между учителем и учеником взаимоотношений любви и понимания, преодоления механистического и авторитарного подхода к обучению. Если такие взаимоотношения будут созданы, то тогда достигаются цели и задачи курса:
- Способствовать раскрытию творческого потенциала учащихся путем приобщения к культурным ценностям.
- Воспитывать внутренний механизм защиты от агрессивно-жестокой массовой культуры.
- Развивать умение ценить прекрасное во всех проявлениях жизни, потребности к анализу и самооценке.
- Формировать биосферное мышление, направленное на осознание единства с окружающим миром.
Программа рассчитана на 36 часов в год, при этом большое внимание уделяется экскурсиям, которые предполагают посещение музея, концертного зала, уголков природы.
На уроках по курсу «Мир Красоты» следует использовать ситемный подход, основанный на принципах гуманной педагогики. Мы не можем понять, почему дети не хотят учиться, объясняя это изменением жизненных ценностей, ищем другую причину. Причина одна: в системе «учитель- ученик» не сложились отношения любви и взаимопонимания. Поэтому учителю приходится прибегать к авторитарным способам работы. Страх- это отсутствие любви, а авторитаризм основан на страхе, он разрушает и учителя, и ученика.
В душе каждого ребенка живет Маленький Принц. Он смотрит на нас удивленными глазами, когда мы торопимся выполнить все, что задумали, изменить мир по-нашему образу и подобию. Мы давно ищем и не находим то, без чего невозможна жизнь, а ведь то, что нужно, можно найти «в одной единственной розе, глотке воды» или настоящей улыбке, но «глаза слепы, искать нужно сердцем». Курс «Мир Красоты»- это попытка искать сердцем и без страха.
Учебный план.
Класс.4 темы. 36 часов.
5 –й раздел. Моральный закон внутри нас.
Тема | Теоретичес-кая часть | Практическая часть, ситуатив. игры | Экскур- сии | Всего |
1. Нравственные качества человека | ||||
2. Как стать счастливым | ||||
3. Живой родник культуры моего народа | ||||
4. Живой родник природы |
Всего: 36 часов.
Учебный план.
Класс. 2 темы. 36 часов.
6 -й раздел. Воспитание чувств.
Тема | Теоретичес-кая часть | Практическая часть, ситуатив. игры | Экскур- сии | Всего |
1. Учись смотреть, видеть и выражать | ||||
2.Как стать героем. |
Всего: 36 часов.
Учебный план.
Класс.4 темы. 36 часов.
7 -й раздел. Творчество прекрасного.
Тема | Теоретичес-кая часть | Практическая часть. | Экскур- сии | Всего |
1. Мастерская природы. Растения, насекомые, природные явления. | ||||
2. Мастерская природы. Минералы. | - | |||
3. Мастерская природы. Животные. | - | |||
4. Мастерская творчества |
Всего: 36 часов.
Пятый класс.
Пятый раздел программы. Моральный закон внутри нас.
Часов
Тема № 1 Нравственные качества человека.
(16часов)
1.Понятия мораль и нравственность, нравственные поступки человека. Рассказ А.С.Грина «Пропавшее солнце». Игра: «Копилка нравственных качеств».
2.История одного памятника (рассказ о судьбе памятника «Бегущая по волнам» на могиле А.С.Грина). Формировать представление о свободе выбора и нравственном ответе за это.
3.Тайна Бегущей по волнам. История Фрези Грант, Гарвея, Биче и Дэзи. Что, значит быть самим собой?
4. Экскурсия№1.Посещение зала Археологии Краеведческого музея. Цель: Изучение быта первобытных людей и ответа на вопрос: в чем проявлялась нравственность первобытного человека. Подготовка отчетов.
5. Легко ли быть хорошим человеком? Стихотворение Овсея Дриза «Хороший человек». Практическая работа№1. Мой дневник. Отработка навыков письменной речи
6. Славнейшая победа- победа над самим собой. Практическая работа№2.Сочиняем афоризмы.
7.Геростратовы рекорды. Влияние деятельности человека на природу. Ситуативная игра «Представь». Практическая работа№3 .Опиши наше будущее.
8. Жертвенность и жертва. Сказка о двух братьях- близнецах.
9. Умение быть благодарным. Притча «Учитель и ученики».
10.Великодушие. Сказка о сердце.
11. Умей прощать и любить. Рассказ «Белый носовой платок».
12. Быть терпимым к другим? Все люди разные. Это хорошо или плохо? Характер Ассоль, почему ее не любили жители Каперны?
13. Практическая работа№4. Мои хорошие и плохие качества. Цель: Развивать умение анализировать свои поступки. Сказка «Узнай - зеркала». Игра: «Расскажи о друге».
14. Умей делать чудеса своими руками. А.Грин «Алые паруса». Грей и Ассоль.
15. Приноси радость тем, кто рядом. Святочный рассказ «Машенька».
16. Практическая работа №5 Рождественское письмо- пожелание родителям. Изготовление елочного украшения «Ангел». Цель: Отрабатывать навыки письменной речи, мелкой моторики. Учиться дарить радость другим.