Типовые и контрольные задания необходимые для оценки знаний, умений обучающихся, характеризующихся этапы формирования компетенции в процессе освоения образовательной программы
Для проверки освоения дисциплины разработаны оценочные средства. Которые позволяют проверить степень сформированности каждой компетенции (её элементов), а также носят комплексный характер, определяющий степень сформированности нескольких компетенций (комплексное задание, творческий проект).
При изучении дисциплины «Педагогика-4» планируется проведение контрольной работы.
Типовые контрольные задания Примерные задания к контрольной работе:
1 вариант:
1. Определение процесса воспитания, его цели и задачи.
2. Закономерности, принципы воспитания.
3. Понятие и сущность воспитательной системы.
4. Понятие метод воспитания, классификация методов воспитания.
5. Воспитание личности в коллективе и через коллектив.
6. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
7. Школа как педагогическая система.
8. Закономерности, принципы, методы научного самоуправления.
2 вариант:
1. Целостный педагогический процесс: определение, сущность ЦПП.
2. Движущие силы, логика процесса воспитания.
3. Структура и этапы развития воспитательной системы.
4. Приемы и средства воспитания, формы организации воспитательной работы.
5. Структура и этапы развития коллектива.
6. Сущность, структура и принципы деятельности школьного самоуправления.
7. Сущность понятия «образовательная система».
8. Основные функции педагогического управления.
Организация текущего контроля.
Текущий контроль осуществляется на лекционных занятиях (посещение-от 0 до 1 балла; при проверке конспектов) и оценке работы во время лекции (от 0 до 5 баллов: ответы на проблемные вопросы, участие в дискуссии), на семинарских и лабораторно-практических занятиях – оцениваются ответы на теоретические вопросы, участие в дискуссиях и диспутах, работа в рабочих творческих микрогруппах или динамических парах, при проведении мозгового штурма, ролевой игры, при выполнении самостоятельной работы – выполнение предусмотренных заданий для самостоятельной работы (от 0 до 5 баллов).
Промежуточная аттестация по дисциплине.
Промежуточная аттестация обучающихся по дисциплине «Педагогика-4. Теории и технологии воспитания. Основы управления образовательными системами» осуществляется по материалам текущего контроля..
Формы промежуточного, рубежного и итогового контроля знаний
Формами рубежного контроля являются тесты, контрольные работы, защита отдельных видов СРС, проектов. Форма промежуточного контроля – экзамен.
Материалы для рубежного контроля
Перечень квалификационных заданий и тестов, используемых для контроля текущих и остаточных знаний студентов по дисциплине.
Тестовые задания
1 вариант
Задание №1 (выберите один вариант ответа)
Воспитание как общественное явление - это………………
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) целенаправленная деятельность педагога;
2) процесс формирования правовой культуры и правового поведения;
3) социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта;
4) система совершенствования человека.
Задание №2 (выберите один вариант ответа)
Сущность процесса воспитания состоит в ………………
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) во включении ребенка в разнообразные виды деятельности;
2) в организации учебно-воспитательного процесса;
3) в личностно-деятельностном подходе;
4) в воспитании, осуществляемом путем бесед, нотаций, наставлений.
Задание №3 (выберите один вариант ответа)
К движущим силам процесса воспитания относятся………….
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) объективные противоречия между обновляющимися потребностями воспитанника и возможностями их удовлетворения;
2) организация педагогически целесообразной деятельности детей по усвоению социального опыта;
3) прикладные рекомендации по реализации того или иного принципа воспитания;
4) относительно законченные элементы воспитательной технологии.
Задание №4 (выберите один вариант ответа)
Национальное своеобразие воспитания заключается в………….
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) в своеобразии народной культуры и воспитания, природе и истории этноса;
2) в совокупности устойчивых мотивов, ориентирующих поведение личности;
3) в системе сохранения, воспроизводства и передачи этнокультурного опыта новым поколениям.
Задание №5 (выберите один вариант ответа)
Закономерности воспитания - это………….
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между отдельными сторонами педагогического процесса;
2) осмысление сложившейся педагогической ситуации;
3) проверенный практикой результат познания действительности;
4) устойчивые, повторяющиеся существенные связи в воспитательном процессе, позволяющие добиваться эффективных результатов в развитии личности.
Задание №6 (выберите один вариант ответа)
Принципы воспитания - это………….
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) основные положения, на которых базируется государственная политика в области образования;
2) исходные положения, согласно которым строится процесс воспитания;
3) система исходных, основных требований, определяющая содержание педагогического процесса;
4) система правил, отражающих более частные положения.
Задание №7 (выберите один вариант ответа)
К направлениям воспитания относятся………….
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) нравственное;
2) программированное;
3) проблемное;
4) дифференцированное.
Задание №8 (выберите один вариант ответа)
Система воспитания - это………….
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) это формы и методы организации ведущей деятельности;
2) совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами;
3) совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов;
4) системообразующая деятельность, которая обеспечивает развитие личности школьника.
Задание №9 (выберите один вариант ответа)
Система форм и методов воспитания - это………….
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) система знаний об основных положениях педагогической теории;
2) упорядоченная совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих воспитательную педагогическую деятельность;
3) общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми;
4) комплекс специальных знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств личности.
Задание №10 (выберите один вариант ответа)
Под формами организации воспитательного процесса понимают………….
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) способы достижения воспитательных целей;
2) система целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников;
3) технологии воспитания;
4) совокупность средств, методов и приемов воспитания.
Задание №11 (выберите один вариант ответа)
Метод воспитания - это………….
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) совокупность упорядоченных знаний о принципах организации учебно-воспитательного процесса;
2) описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности;
3) способ достижения воспитательной цели в результате упорядоченной педагогической деятельности;
4) совокупность способов и средств целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления.
Задание №12 (выберите один вариант ответа)
К основным направлениям деятельности классного руководителя относится………….
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) социальная защита;
2) системность и планомерность деятельности;
3) сотрудничество с родителями в достижении воспитательных результатов;
4) единый подход к планированию воспитательного процесса.
Задание №13 (выберите один вариант ответа)
Воспитательная система ………….
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) результат взаимодействия человека с ближайшей жизненной средой;
2) целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности детей и взрослых;
3) развитие способностей каждого ребенка, раскрытие его индивидуальности;
4) форма интеграции воспитательных воздействий в целостный воспитательный процесс.
Задание №14 (выберите один вариант ответа)
Коллектив -это ………….
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) реальная или условная социальная общность;
2) форма внешней дифференциации по интересам учащихся;
3) группа высокого уровня развития, имеющая общие цели, совместную деятельность и органы самоуправления;
4) стихийно складывающиеся социальные сообщества.
2 вариант
Задание №1 (выберите несколько вариантов ответа)
Национальное своеобразие воспитания заключается в………….
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) в системе сохранения, воспроизводства и передачи этнокультурного опыта новым поколениям;
2) в своеобразии народной культуры и воспитания, природе и истории этноса;
3) в формировании культуры межнациональных отношений у учащихся;
4) в определении особенностей воспитания и народной культуры различных этносов;
5) в изучении этнопедагогики.
Задание №2 (выберите несколько вариантов ответа)
К закономерностям воспитания относятся………….
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) зависимость воспитания от уровня социально-экономического развития общества и его культуры;
2) взаимосвязь воспитания и развития;
3) гуманизация процесса воспитания;
4) воспитание личности происходит только в деятельности и общении;
5) учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника;
Задание №3 (выберите несколько вариантов ответа)
Принципы воспитания - это………….
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) исходные положения, согласно которым строится процесс воспитания;
2) основные представления о том, как практически организовать процесс воспитания;
3) технологии процесса воспитания;
4) основные воспитательные концепции;
5) система исходных, основных требований к воспитанию, определяющая содержание, формы и методы воспитания.
Задание №4(выберите несколько вариантов ответа)
Направления воспитания - это………….
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) эстетическое;
2) трудовое;
3) физическое;
4) нравственное;
5) экологическое;
6) проблемное.
Задание №5 (выберите несколько вариантов ответа)
Система воспитания - это………….
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) упорядоченная система форм, методов, средств, приемов воспитания;
2) совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами;
3) создание условий для развития способностей, дарований воспитанников;
4) определение основных направлений воспитания.
Задание №6 (выберите несколько вариантов ответа)
Под формой воспитания понимают………….
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) система целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников;
2) способы существования воспитательного процесса;
3) оболочка внутренней сущности, логики и содержания воспитательного процесса;
4) способ достижения целей воспитания.
Задание №7 (выберите несколько вариантов ответа)
К методам воспитания относятся………….
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) требование;
2) беседа;
3) наказание;
4) метод «взрыва»;
5) естественных последствий;
6) индуктивные методы.
Задание №8 (выберите несколько вариантов ответа)
К основным направлениям деятельности классного руководителя относится………….
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) создание благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального развития личности;
2) анализ и обобщение воспитательных результатов;
3) планирование воспитательного процесса;
4) диагностика интересов, потребностей, возможностей детей;
5) изучение личности обучающегося, его склонностей, интересов с целью оказания помощи в саморазвитии и самоопределении;
6) организация учебного процесса.
Задание №9 (выберите несколько вариантов ответа)
Воспитательная система ………….
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) представляет совокупность цели, системообразующей деятельности, отношений субъектов и технологий воспитания;
2) форма интеграции воспитательных воздействий в целостный воспитательный процесс;
3) упорядоченная совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих воспитательную педагогическую деятельность;
4) целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности детей и взрослых.
Задание №10 (выберите несколько вариантов ответа)
Коллектив -это ………….
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) ассоциация с развитыми внутригрупповыми отношениями;
2) стихийно складывающееся социальное сообщество;
3) группа с созданной системой общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности;
4) группа высокого уровня развития, имеющая общие цели, совместную деятельность и органы самоуправления;
5) социальная группа, которая выполняет репродуктивную, воспитательную, социальную и др. социальные функции.
Задание №11 (выберите несколько вариантов ответа)
Принципы организации педагогической деятельности ………….
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) организация коллективной деятельности и общения;
2) системность и планомерность деятельности;
3) мониторинг воспитательных результатов;
4) ориентация педагогической деятельности на интересы, потребности и возможности воспитанника;
5) единый подход к планированию воспитательного процесса.
Вариант 3 (установите соответствие)
Задание №1
Установите соответствие между датами возникновения и названиями авторских воспитательных систем:
1) начало ХХ века;
2) XVIIIв
3) 50-е гг.ХХвека
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
А) коммунарская методика;
В)Школа радости" Витторио де Фельтре;
С) открытие Вальдорфских школ.
Задание №2
Установите соответствие между названиями воспитательных систем и их авторами:
1) С.Курганов;
2) Р.Штайнер;
3) И.Иванов.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
А) Вальдорфские школы В) Школа диалога культур
С) коммунарская методика
Задание №3
Установите соответствие между методами воспитания и группами методов:
1) методы формирования сознания личности;
2) методы организации жизнедеятельности и поведения;
3) методы стимулирования деятельности и поведения.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
А) поручение; В) диспут;
С) требование.
Задание №4
Установите соответствие между стадиями формирования классного коллектива по М.И.Скаткину:
1) укрепление общественного мнения;
2) этап формирования целостности коллектива;
3) сплочение актива коллектива;
4) развитие самоуправления коллектива.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
А) стадия ассоциации; В) стадия кооперации;
С) номинальная стадия; D) стадия автоматизации.
Вариант 4
Восстановить последовательность (ранжирование вариантов ответа на вопрос)
Задание №1
Восстановить последовательность технологии создания воспитательной системы:
а) разработка теоретической концепции; -3
б) формулировка основных целей и задач;
в) выявление ведущей идеи;
г) конкретизация составляющих системы и механизмов их взаимодействия;
д) определение соответствующих теоретической концепции инновационных педагогических технологий и возможностей их реализации в рамках предполагаемых подструктур.
Задание №2
Восстановить последовательность:
Логика воспитательной работы представляет собой:
а) диагностику;
б) анализ;
в) целеполагание;
г) контроль и оценку;
д) проектирование;
е) организацию;
Задание №3
Восстановить последовательность стадий формирования школьного коллектива по М.И.Скаткину:
а) стадия автоматизации;
б) стадия ассоциации;
в) номинальная стадия;
г) стадия кооперации.
Задание №5
Международная солидарность людей различных наций и рас, основа их взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, знаний и технологий называется …
Выберите один вариант ответа
· интернационализмом
· толерантностью
· патриотизмом
· глобализацией
Задание № 6
Важнейший принцип воспитания – уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему – был сформулирован …
Выберите один вариант ответа
· Ж. Ж. Руссо
· А. С. Макаренко
· Я. А. Коменским
· А. Дистервегом
Задание № 7
К методам стимулирования поведения и деятельности не относят …
Не менее 2-х вариантов ответов
Выберите один вариант ответа
· поощрение
· приучение
· поручение
· наказание
Задание № 8
Установите соответствия между педагогическими понятиями и их содержанием.
1. Система воспитания
2. Воспитательная система
3. Система воспитательной работы