Практическое занятие № 5 (2часа)
Тема: Национальное своеобразие воспитания.
Основные понятия: национальное и интернациональное воспитание, средства народной педагогики в педагогической деятельности, культура межнационального общения, патриотизм и интернационализм, веротерпимость, толерантность, этнос, субэтнос, этническая группа, этническая среда, этническая социализация, этническое самосознание, этническая социализация подростков.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1) Воспитание культуры межнационального общения.
2) Воспитание патриотизма и интернационализма.
3) Формирование веротерпимости и толерантности.
4) Этническая социализация подростков.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма организации занятия – практическое занятие. Методы обучения, используемые на практическом занятии – проблемная беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, учебная дискуссия. Виды учебной деятельности студентов: анализ учебных пособий, сообщения, презентации студентов, дополнение «Словаря педагогических терминов».
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов. - СПб.: Питер, 2011.-304с
2. Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие.- Спб.: Питер, 2010. – 352с.: ил.
3. Закон «Об образовании в РФ». – М., 2012.
4. Педагогические технологии./ Под ред. Кукушина В.С. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2010.– 333 с.
5. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб.пособие.- М.: Академия, 2012.- 192с.
6. Набок И.Л. Педагогика межнационального общения: учеб.пособие.- М.: Академия, 2010.- 304с.
Дополнительная:
1. Воспитательная деятельность педагога. (Сластенин В.А.). – М.: Академия. 2006. – 336 с.
2. Головнева Е.В. Теория и методика воспитания. – М.: Высшая школа. 2006 – 256 с.
3. Живогляд М.В. Педагогическая поддержка этнической социализации подростков: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений. – Армавир: АГПУ, 2009.
4. Живогляд М.В., Петьков В.А. Подготовка будущих учителей к работе по этнической социализации подростков. – Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2009.
5. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учеб. для студ. вузов пед.спец.. - М.: Гардарики, 2007.-528с.
6. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов-н/Д.: Феникс. 2003 – 448 с.
7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./ Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия. 2008– 512 с.
8. Подласый И. Педагогика. М.: Просвещение, 2007.– 432 с.
9. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Академия, 2008– 566 с.
10. Соболева Е.А., Соколова И.Б., Спевакова С.Г. Основы работы классного руководителя. – Армавир, 2009.
11. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе. – М.: Академия. 2004 – 348 с.
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
1. Беликова Е.В. Теория и методика воспитания [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Беликова Е.В., Битаева О.И., Елисеева Л.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6346.— ЭБС «IPRbooks»
2. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России – [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
4. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учеб. Пос. / В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина и др. - М.: 2004.
5. Фундаментальное ядро содержания общего образования – [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
6. Петрова О.О. Педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Петрова О.О., Долганова О.В., Шарохина Е.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 191 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6322.— ЭБС «IPRbooks»
7. Резепов И.Ш. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Резепов И.Ш.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.— 105 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1141.— ЭБС «IPRbooks»
Задания для СРС
1. Работая в творческих микгрогруппах, подготовить как проект один из вариантов обсуждения проблемы: «Культура межнационального общения как один из аспектов воспитания базовой культуры личности в соответствии с ФГОС».
2. Подготовить видеоролики, презентации по темам: «Общее и особенное в этнопедагогике народов Северного Кавказа и Кубани», «Особенности воспитания мальчиков и девочек у различных этносов, проживающих на Кубани», «Полиэтническое, поликультурное пространство Кубани», «Взаимопроникновение культур различных этносов в процесс воспитания подростков и юношей».
3. Подберите в «Копилку классного руководителя» различные тренинги по формированию культуры межнациональных отношений, формированию веротерпимости и толерантности (с учетом возрастных особенностей учащихся 5-7-х классов).
4. Составить методические разработки воспитательных дел,
классных часов, родительских собраний, направленных
на формирование патриотизма и интернационализма.
5. Тезисно ответьте на вопрос: «Что входит в понятие
«основные характеристики этнической социализации подростков?».
6. Во время предстоящей педпрактики в школе проведите
Анкету для подростков(юношей), а также ответьте на вопросы предлагаемой анкеты
Цель: выявление интереса к познанию этнокультурных норм, своих прав и обязательств в социуме.
Ход проведения. Каждому участнику предлагается ответить на следующие вопросы:
Часто ли вы интересуетесь событиями общественной жизни в стране, в родном городе?
Часто ли вы выступаете в жизни национальной общины в роли активного участника происходящего?
Поддерживаете ли принятые в классе (группе) этнокультурные традиции?
Стремитесь ли вы поступать в соответствии с традициями своего народа?
Для вас важно, как оценивают ваши действия окружающие?
Вам нравится организовывать этнокультурные мероприятия ?
Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы представителей вашей национальности?
8. В вашем коллективе принято помогать представителям других национальностей?
Обработка и интерпретация результатов. Нулевую оценку получают ответы «Нет», ответ «Да» — 1 балл. Находится сумма баллов, полученных при сложении результатов всех наборов вопросов, и по сумме баллов подросток (юноша) относится к группе с высоким, средним или низким уровнями интереса:
0 — 2 балла — низкий уровень;
3 —5 баллов — средний уровень;
6 — 8 баллов — высокий уровень.