Словарь по педагогике 4 22 страница
Ребенок как субъект воспитательного процесса(субъектность позиции
ребенка в воспитательном процессе) — активная саморазвивающаяся индивидуальность и личность, стремящаяся к удовлетворению своих потребностей в деятельности, отношениях и общении, усваивающая, критически перерабатывающая в конкретных условиях воспитательные воздействия, принимающая их или сопротивляющаяся им.
Регрессия(в психологии) — см. Защита психологическая.
Режим образовательного учреждения инновационный— организация
такой деятельности образовательного учреждения, к-рая предполагает постоянное совершенствование нововведений на всех уровнях работы для эффективного и рационального достижения поставленных целей при максимальном использовании способностей и возможностей, имеющихся в наличии человеческих ресурсов. Признаки Р. о. у. и.: постоянное стремление членов коллектива к самосовершенствованию, самообразованию и поиску новых подходов в образовании, реализация принципов работы командой в управлении учебным заведением, новая организационная культура учебного заведения, положительная внутренняя мотивация членов коллектива на достижение оптимальных результатов, высокий уровень обученное™ и воспитанности обучаемых и активизация их познавательной деятельности, сотрудничество (С. А. Баранникова).
Резистентность(от лат. resistere — сопротивляться) — устойчивость к чему-л.,
сопротивляемость.
Резонер — человек, склонный к длинным пространным рассуждениям назидательного
характера.
Результат образовательного процесса— изменения в знаниях, способностях,
отношениях, целостных ориентациях, физическом состоянии учащихся и воспитанников, произошедшие в ходе пед. процесса. Р. о. п. в учреждении, получившем государственную аккредитацию, должны соответствовать государственным стандартам.
Результативность труда учителя— наличие качественных изменений
(позитивных и негативных, прогрессивных и регрессивных) в психическом развитии учащихся и самого учителя.
Резюме— заключительный итог речи, доклада; краткий вывод из сказанного
(написанного).
Реинтерпретация— переосмысление.
Рейтинговая система оценки знаний— основывается на интегральной
(суммарной) оценке результатов всех видов учебной деятельности студента в течение семестра. Предназначена для повышения объективности и достоверности оценки уровня подготовки специалистов и используется в качестве одного из элементов управления учебным процессом в вузе. Р. с. о. з. позволяет студентам:организовать систематическую, ритмичную работу по усвоению учебного материала, регулярно оценивать состояние своей работы по выполнению всех видов учебных поручений, корректировать ход самостоятельной работы по курсу, быть осведомленным о своих знаниях по отдельным блокам учебной дисциплины и прогнозировать итоговую оценку, получение итоговой оценки без экзамена по результатам рейтинга. Позволяет преподавателям:рационально планировать учебный процесс по данной дисциплине, знать ход усвоения курса каждым студентом, корректировать ход учебного процесса, осуществлять всесторонний и объективный контроль за самостоятельной работой студентов, точно и объективно определять итоговую оценку каждому студенту, решать вопрос о безэкзаменационной оценке по дисциплине.
Рекапитуляция— краткое, сжатое во времени повторение исторических форм.
Релаксация(от лат. relaxatio — уменьшение напряжения, ослабление) — состояние
покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Р. м. б. непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности. Учителю необходимо владеть приемами Р. для снятия напряжения и утомления и как средства предупреждения агрессивности и неадекватного поведения в пед. взаимодействии.
Релевантный— уместный, соответствующий, относящийся к делу.
Реминисценция(от лат. reminiscentia — воспоминание) — в психологии:
воспроизведение давно усвоенного и забытого материала, отсроченное припоминание информации с более поздними наслоениями. Обычно первоначальное воспроизведение, следующее непосредственно за восприятием материала, оказывается менее полным, чем отсроченное, реминисцентное.
Репрезентативность(от фр. representatif — представляющий собой что-либо,
показательный) — в статистике: главное свойство выборочной совокупности, состоящее в близости ее характеристик (состава, средних величин, дисперсии и др.) соответствующим характеристикам генеральной совокупности, к-рую она представляет; мера возможности восстановить, воспроизвести представление о целом по его части или мера возможности распространить представление о части на включающее эту часть; степень применимости результатов исследования одной группы в отношении др., сходных групп.
Ресоциализация(соц.) — 1. необходимая повторная социализация личности в новых
изменившихся соц. условиях и обстоятельствах; 2. усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Р. охватывает многие виды деятельности — от исправления навыков чтения до профессиональной переподготовки. Одной из форм Р. является психотерапия.
Респондент (от англ. respondent — отвечающий) — участник исследования в качестве
опрашиваемого. В зависимости от характера исследования Р. выступает в разных качествах: испытуемого, клиента, информанта, пациента, собеседника и др.
Ретардация— замедление или отставание в физическом, душевном или личностном
развитии.
Ретризм — в социологии и психологии понимается как стремление к уходу от
действительности, от жизненных трудностей; крайним вариантом ухода от действительности является суицид.
Ретроспекция (от лат. retro — назад, specio — смотрю) — обращение к прошлому,
обзор прошедших событий.
Реферат(от лат. referre — докладывать, сообщать) — краткое изложение основных
идей источника с лаконичной оценкой; изложение состояния проблемы в литературе на основе обзорного сопоставления и анализа нескольких источников. Обучению учащихся реферированию необходимо начинать уже в средних классах школы.
Референтность — зависимость человека от др. людей, выступающая как
избирательное отношение к ним в условиях, когда необходимо понять, оценить объект, определить, как к нему отнестись. Впервые термин применил амер. психолог Г. Хаймен.
Референтная (эталонная) группа(от лат. referenc — сообщающий) — микрогруппа, реальная или условная, цели деятельности, ценностные ориентации, законы и нормы поведения к-рой воспринимаются как эталон для подражания. В процессе воспитания важно, чтобы Р. г. для воспитанников выступали социально ориентированные группы с просоциальными установками. Надо воспитывать устойчивость к влиянию асоциальных группировок, формировать способность противостоять им.
Референтная (эталонная) личность — человек, особенно значимый и ценный для человека как образец для подражания. Р. л. оказывает сильное психол. влияние на того, по отношению к кому она является референтной. Р. л. выступает как источник основных ценностей, норм и правил поведения, суждений и поступков для др. человека. Желательно, чтобы учителя выступали для своих воспитанников в роли таких Р. л.
Рефлексия(от лат reflexio — обращение назад) — 1. принцип человеческого
мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных знаний и поступков. Р. — не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как др. знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления; 2. «приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением, способность не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь.» (П. Тейяр де Шарден).
Рефлексия педагогическая — способность дать себе и своим поступкам отстраненную оценку и понять, как тебя воспринимают дети, др. люди, прежде всего те, с кем учитель взаимодействует в процессе пед. общения. В центре Р. п. — осознание того, что школьник воспринимает и понимает в воспитателе и в отношениях с ним, как он может настроиться на действия воспитателя.
Рецензия(от лат. recensio — оценка) — критический анализ и оценка к.-л. научного или
художественного произведения. В процессе рецензирования научной работы определяются актуальность излагаемой проблемы, структура и логика ее изложения и аргументации, оценивается степень новизны, оригинальности авторского подхода, практическая значимость.
Реципиент (от лат. recipientis — получающий) — субъект, воспринимающий
адресованные ему сообщения.
Речь— сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей
деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Р. включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности. Р. изучается психологией Р., психолингвистикой, физиологией Р., лингвистикой, семиотикой и др. науками.
Ригидность(от лат. rigidus — жесткий, твердый) — в физиологии: состояние мышц,
характеризующееся чрезмерной напряженностью и резким повышением их сопротивляемости деформирующим усилиям. В психологии: трудность переключения психики на отражение новых условий, сопротивляемость изменениям, своего рода непроницаемость, косность, инертность; неспособность субъекта изменить намеченную им программу действий в изменившихся условиях. Выделяют когнитивную, аффективную и мотивационную Р. Когнитивная Р. обнаруживается в трудностях перестройки восприятия и представлений в изменившейся ситуации. Аффективная Р. выражается в косности аффективных (эмоциональных) откликов на изменяющиеся объекты эмоций. Мотивационная Р. проявляется в тугоподвижной перестройке системы мотивов в обстоятельствах, требующих от субъекта гибкости и изменения характера поведения.
Рискология педагогическая — новое направление в педагогике, описывающее
закономерности и механизм принятия пед. решений, необходимых для жизнедеятельности образовательных систем и получения планируемого результата с учетом всех затрат со стороны всех участников образовательного процесса. Исследует поведенческий аспект профессионального труда педагога, сущность пед. риска как соц.-экономическое и психол. явление и общие закономерности и специфику пед. деятельности в ситуации неизбежного выбора.
Риторика (от греч. rhetorike) — наука об ораторском искусстве. Классическая Р. в
Древней Греции и Риме делилась на 5 частей:
1) систематизация содержания речи и используемых в ней доказательств; 2) выделение в речи структурных элементов — вступления, изложения сути, заключения; 3) словесное выражение мысли (простой, средний, высокий стили речи); 4) запоминание речи; 5) произнесение речи.
Ритуал— сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов,
исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого; наделен символическим значением, имеет элементы драматизации.
Розанов Василий Васильевич(1856-1919) — философ, писатель, педагог,
литературный критик. Более 10 лет работал в гимназиях, был госчиновником. Философско-пед. работы: «Сумерки просвещения», «Три главные принципы образования», «Педагогические трафаретки». «Семья как истинная школа», «Два типа образования», «Беспочвенность русской школы» и др., свыше 30 книг по философии, истории, религии, морали, литературе, культуре, педагогике. Разрабатывал вопросы философии образования, понимая под ней «обсуждение самого образования, самого воспитания в ряду остальных культурных факторов и также в отношении к вечным чертам человеческой природы и постоянным задачам истории». Ввел три принципа образования и воспитания: 1) Принцип индивидуальности. «Он требует, чтобы как в образуемом (ученик), так и в образующем (учебный материал) была по возможности сохранена индивидуальность, это драгоценнейшее в человеке и в его творчестве».
2) Принцип целости. «Он требует, чтобы всякое входящее в душу впечатление не прерывалось до тех пор другим впечатлением, пока оно не внедрилось, не окончило своего взаимодействия с нею, потому что лишь успокоенный в себе, незанятый ум может начинать воспринимать плодотворно новые серии впечатлений».
3) Принцип единства типа. «Он состоит в требовании, чтобы все образующие впечатления, падавшие на данную единичную душу, или, что то же, исходящие из данной единой школы, были непременно одного типа, а не разнородные или не противоположные». Воспитание и образование для Р. были слитны и неразделимы. Р. как философ, сообразуясь с общечеловеческими идеалами, искал пути нравственного и духовного оздоровления всего русского общества. Считал, что человек в процессе развития и воспитания пытается постичь три антагонистических культа: античной цивилизации, христианского спиритуализма и точных внешних познаний о себе и о природе. Воспитание надо передать в руки людей или с ярким призванием к воспитанию, или тем, кто с великим интересом и любовью относится к одному из перечисленных культов. Р. один из первых вскрыл причины застоя русской школы: несамостоятельность, подражательность Западу, непомерное давление на нее российских государственных указов. Раньше западных ученых попытался ввести в психологию термин «понимание», имевший значение подсознательного проникновения в себя — самонаблюдение, и в чужой мир — вживание, сопереживание.
Роль(в соц. психологии) (от франц. role) — соц. функция личности; соответствующая
принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Понятие Р. ввел в соц. психологию Д. Мид (Интеракционизм). Индивидуальное исполнение человеком Р.имеет определенную личностную окраску, зависящую прежде всего от его знаний и умения находиться в данной Р.,от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих. Диапазон и количество Р.определяются многообразием соц. групп, видов деятельности и отношений, в к-рые включена личность, ее потребностями и интересами. Различают Р.социальные, обусловленные местом индивида в системе объективных соц. отношений (Р. профессиональные, соц.-демографические и др.) и Р. межличностные, определяемые местом индивида в системе отношений в группе.
Роль половая— система предписаний, модель мужского или женского поведения, к-рую личность должна усвоить и к-рой должна соответствовать. Формируется в процессе воспитания и социализации.
Ротация кадров— периодическая смена лиц, занимающих определенные
руководящие должности, с целью обновления руководящего состава, а также для создания возможностей раскрыться человеку на др. должности.
Роттердамский Эразм(1466-1536) — голландский педагог-гуманист эпохи
Возрождения. Основные работы: «О раннем и достойном воспитании детей», «О методе обучения», «Воспитание христианского государя», «Книжица о приличии детских нравов», «Похвала глупости», «Разговоры запросто», «Оружие христианского воина», «Экклезиаст, или Евангельский проповедник», «Диатриба, или о свободе воли». Р. Э. творил в самых разных областях — от теологии до педагогики. В педагогике он выступает как гуманист. Впервые в мировой педагогике показал воспитание как универсальное явление, универсальную деятельность человека, как форму становления и развития человека. Вне воспитания развитие ребенка невозможно. Вся дальнейшая жизнь человека определяется воспитанием, полученным в раннем детстве. Считал, что ребенка надо правильно воспитывать с самого рождения и делать это должны родители. Ребенку надо дать религиозное, умственное и нравственное воспитание: «Предмет детского наставления состоит во многих частях, из к-рых как первая, так и особенная есть та, чтоб младый дух занимался семенами благочестия, вторая — чтоб он любил и изучал свободные науки; третья, чтобы с самых первых лет немедленно привыкал к учтивому обхождению в свете». Надо помнить и о физическом развитии ребенка, заботиться о правильном режиме, умеренном питании, специальных занятиях и играх, но все должно быть в меру, без излишеств. В процессе воспитания ребенка необходимо учитывать возраст — не допускать ничего такого, что превосходит силы ребенка, даже игры; склонности и способности ребенка: воспитатель должен как можно раньше распознать и опираться на них, потому что человек легче схватывает то, к чему предрасположена его природа. Р. Э. выступил на защиту ребенка, на защиту детства, что явилось принципиально новым в понимании детства и роли воспитания, новым в педагогике. Он резко выступил против жестокости средневековой школы. Воспитание является целью, обучение — средством, но главным в воспитании выступает хорошее образование. Правильно поставленным образованием является классическое, в основе к-рого лежат латинский и древнегреческий языки и античная культура. Ребенку надо дать раннее научное образование. Начинать нужно с трех лет. Обучать сначала языкам, к к-рым малый ребенок очень восприимчив. Но учить надо играя. Р. Э. предлагает различные игры для обучения чтению, письму, но предупреждает, чтобы игры не были излишне сложными. Особое внимание при обучении детей нужно уделять тренировке памяти, т. к. от нее зависят все дальнейшие успехи ребенка в обучении. В процессе обучения ребенок и воспитатель должны относиться друг к другу с любовью, поскольку «первый шаг в обучении есть любовь к учителю». Необходимо «благородных детей учить труду, поскольку это не только полезно само по себе, но и может пригодиться в будущем, учитывая превратности судьбы человека». Р. Э. выступал за домашнее образование не только для королевского сына, но и для детей простых граждан.
Руководитель образовательного учреждения— человек, направляющий
деятельность коллектива образовательного учреждения на достижение поставленных целей. Эталонный образ Р. о. у. в общем виде предполагает: знания и умения в сфере управления и образования, организаторские качества, отношения с подчиненными, отношение к новому, качества внешнего представительства, уровень и качество принимаемых решений, экономическую и юридическую компетентность, нравственно-волевые качества.
Руководство педагогическим коллективом— деятельность, направленная на
координацию усилий пед. коллектива для совместного достижения поставленных целей; деятельность по оперативному оцениванию психол. состояния пед. коллектива, постановка перед ним конкретных задач, налаживание взаимодействия членов коллектива, стимулирование положительных отношений, поддержка рабочего настроения, воздействие на процессы коллективного мышления и формирования мнений, целей, намерений и мотивов, контроль за ходом учебной деятельности и оказание помощи, оценка достигнутых результатов и приложенных усилий.
Руссо Жан-Жак(1712-1778) — фр. философ, демократ, основатель теории свободного
воспитания. Основные работы: «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению нравов», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Юлия, или новая Элоиза», «Эмиль, или о воспитании», «Рассуждение об управлении Польшей и о ее предполагаемой реформе...» и др. Для мировоззрения Р. характерен дуализм — признание изначального существования духа и материи, наличие высшей силы, к-рая создала весь мир. Защищал идею равенства людей, их естественного права на свободу. Выступал за ликвидацию крупной собственности, считая мелкую собственность как результат личного труда неприкосновенной. Физический труд, по мнению Р., общественная обязанность каждого. Выступая против католической церкви, отстаивал религию сердца, когда человек, размышляя о мудром устройстве мира, сам доходит до мысли о Творце. Воспитание д. б. естественным, или природосообразным, т. е. соответствующим возрасту ребенка, и осуществляться в естественных условиях, на лоне природы. Провозгласил идею свободного воспитания, к-рое следует за природой, помогает ей, устраняя вредные привычки. Выступал против авторитаризма в воспитании, отрицал наказания, признавая только метод естественных последствий, когда воспитанник сам исправляет нанесенный им ущерб или испытывает неудобства от нанесенного им вреда. Основные факторы воспитания: природа, люди и предметы окружающего мира. Основная задача воспитателя: тактично, незаметно для ребенка направлять всю его деятельность, формировать его интересы и взгляды. Своеобразна предложенная Р. возрастная периодизация, задачи и средства воспитания. Женщина, по мнению Р. должна воспитываться дома. Никаких серьезных умственных занятий. Приспособление к мнению др., подчинение чужой воле.
С
Сайт(англ. site — местоположение, местонахождение) — набор страниц Интернета,
посвященных одной теме и находящихся в одном адресе в сети.
Сакральный— священный, культовый, относящийся к религиозному культу и
ритуалу.
Самоактуализация (от лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление
человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Амер. психолог А. Маслоу среди потребностей человека выделял потребность в С: делать то и быть тем, для чего ты более всего подходишь, максимально реализовать свои потенциальные возможности. Подлинная С. предполагает наличие благоприятных соц.-исторических условий и соответствующего воспитания.
Самоанализ педагогической деятельности — процесс познания, изучения
учителем состояния, результатов своей собственной учебно-воспитательной работы, установления причинно-следственных взаимосвязей между элементами пед. явлений, определения путей дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся. Функции пед. анализа:диагностическая, познавательная, преобразующая, самообразовательная. С. собственной деятельности помогает учителю осознать возникающие трудности в работе и найти правильные пути их преодоления.
Самовнушение (аутосуггестия) — процесс внушения, адресованный самому себе, при
к-ром субъект и объект внушающего воздействия совпадают. С. ведет к повышению уровня саморегуляции, что позволяет субъекту вызывать у себя те или иные ощущения, восприятия, управлять реакциями. С. может применяться в качестве метода самоуправления процессами внимания, памяти, эмоциональными и соматическими состояниями в психотерапии, спорте, педагогике.
Самовоспитание— сознательная деятельность, направленная на возможно более
полную реализацию человеком себя как личности, основываясь на активизации механизмов саморегуляции. С. предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. С. связано с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. С. базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности С. становится все более значительной силой саморазвития личности. С. находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием.
Самодеятельность— активная, внутренне спонтанно стимулируемая биоэнергией,
добровольная, самостоятельная деятельность детей.
Самоконгруэнция(в психотерапии) — совпадение внешней словесной аргументации
и внутреннего состояния клиента в процессе логотерапии, приводящее к самореализации, когда он делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях.
Самонаблюдение(интроспекция) — наблюдение человека за собственными
психическими явлениями.
Самообразование— специально организованная, самостоятельная, систематическая,
познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации. Система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью. Строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом.
Самообразование учителя профессиональное — многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность учителя, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-пед. и методическое самообразование, каждое из к-рых представляет собой многоуровневые образования, взаимосвязанные и взаимопроникающие друг в друга. С. у. обусловлено уровнем сформированности Я-концепции учителя, его творческих способностей и пед. мастерства, направлено на профессиональный рост учителя и повышение результативности пед. деятельности, проявляющейся в качественных изменениях личностного развития воспитанников. Функции:дополняет, углубляет, уточняет, расширяет базовое общее и профессиональное образование; способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности; помогает осмыслению пед. опыта и собственной самостоятельной деятельности; является средством самопознания и самосовершенствования. Виды:фоновое общеобразовательное, фоновое пед., перспективное и актуальное. Разрабатывается Г. М. Коджаспировой.
Самообучение — процесс непосредственного получения человеком знаний
посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.
Самоопределение личности — процесс и результат сознательного выбора
личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы.
Самооценка — оценивание человеком своих собственных психол. качеств и поведения,
достижений и неудач, достоинств и недостатков, места среди др. людей. ВидыС: актуальная — как личность видит и оценивает себя в настоящее время; ретроспективная — как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапам жизни; идеальная — какой хотела бы видеть себя личность, ее эталонные представления о себе; рефлексивная — как с точки зрения человека его оценивают окружающие его люди. Если актуальная оценка выше ретроспективной, а идеальная — выше актуальной, то это говорит о росте самосознания.
Саморазвитие личности— фундаментальная способность человека становиться и
быть подлинным субъектом своей собственной жизни; способность превращать собственную жизнь в предмет практического преобразования себя. Структурные элементы С. л.: самопознание, саморегуляция, самоорганизация, самореализация, самообразование, самовоспитание, самоопределение. (В. И. Слободчиков).
Самореализация личности — наиболее полное выявление личностью своих
индивидуальных и профессиональных возможностей.
Саморегуляция(в психол.) (от лат. requlare — приводить в порядок, налаживать) —
система сознательных актов, действий, направленных на поддержание, достижение необходимого психического состояния, управление своей психикой. С. может достигаться самоубеждением, самовнушением, самоприказом, самопринуждением, а также путем систематической аутогенной тренировки и др.