Словарь по педагогике 4 29 страница

связей и закономерностей, разработка теорий и методик в ходе пед. исследования.

Ценностно-ориентацинное единство группы— один из основ­ных показателей

сплоченности группы, фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом.

Ценностные ориентации—1. относительно устойчивое соц.-обусловленное,

избирательное отношение человека к сово­купности материальных и духовных общественных благ и идеалов, к-рые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельно­сти личности; 2. способ дифференциации человеком объек­тов по их значимости.

Ценность— идеи, вещи, явления, смыслы, имеющие позитивную значимость для

человека и общества.

Ценности социальные — общественно значимые для лично­сти, соц. общности, общества в целом материальные, соц. объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством лю­дей представления о том, что такое добро, справедли­вость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п. Ц. не подвергаются сомнению, они служат эталоном, иде­алом для всех людей, на их формирование направлен пед. процесс.

Церемония— последовательность действий, имеющих символи­ческое значение,

посвященных празднованию к.-л. событий, людей или дат. Их функция — подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или к.-л. соц. группы. Ц. в организации жизнедеятельности учебно-воспитательных учреж­дений необходимы для придания торжественности и красочно­сти отдельным событиям жизни детского коллектива, создания и закрепления традиций, к-рым огромное значение в формирова­нии детского коллектива придавал А. С. Макаренко.

Цивилизация— культурно-исторический тип общественного производства,

характеристика уровня развития материальной культуры, науки и техники, отношений обмена.

Ч

Черта личности— относительно устойчивое качество личности, являющееся

компонентом ее характера, и проявляющееся в осо­бенностях поведения индивида. Наиболее широко исследованы такие Ч. л., как экстраверсия — интроверсия, тревожность, ри­гидность и др.

Честь профессиональная педагогическая — признание обще­ством и

осознание педагогом высокой общественной ценности самоотверженного выполнения своего профессионального долга.

Чувства— устойчивые эмоциональные отношения человека к яв­лениям

действительности, отражающие связь последних с его потребностями и мотивами.

Чувства праксические— чувства, вызываемые деятельнос­тью, ее изменениями в ходе работы, успешностью или неуспешностью, трудностями осуществления или завер­шения деятельности: желание добиться успеха в работе, чувство напряжения, увлеченность, захваченность рабо­той, приятная усталость от работы.

Ш

Шаг программы(в программированном обучении) — доза инфор­мации об изучаемом

знании, действии; задания-операции по работе с информацией, по ее усвоению; контрольные задания (обратная связь) и указания о повторении упражнений или пе­реходе к следующему шагу.

Шацкий Станислав Теофилович(1878-1934) — русский, совет­ский педагог.

Создал в 1905 г. первые в России клубы для детей и подростков, летнюю колонию близ Щелкова (Московская область). В 1906 г. организовал общество «Сетлемент», с 1911 г. руководил обществом «Детский труд и отдых». В 1911 г. вместе с женой В. Н. Шацкой организовал летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» и др. Основной труд — «Бодрая жизнь», автор ряда статей по вопросам воспитания и обучения и методичес­ких работ. Основное место в творчестве Ш. отведено культур­но-просветительной работе, прежде всего с детьми. Занимал­ся вопросами формирования детского коллектива, дошкольной педагогикой, вопросами содержания образования, уроком, ме­тодами пед. исследования. Большое место в его пед. взглядах уделено эстетическому воспитанию. Ш. осуществил теорети­ческую и практическую разработку концепции школы нового типа как открытой системы, центра воспитания детей в соц. среде.

Школа— соц. институт, общественно-государственная система, призванная

удовлетворять образовательные запросы общества, личности и государства.

Основные элементы Ш:учащиеся и ученические коллективы, кадры

(администрация, пед. коллек­тив, вспомогательные штаты), программно-методическое обеспечение (учебные планы, программы, учебники, учебно-мето­дические комплекты, пособия, ТСО, компьютеры с программ но-методическим обеспечением), материальная база.

Школа демократическая— школа, в к-рой административное управление

рационально сочетается с хорошо развитым и эф­фективно действующим общественным управлением. Ш. д. предоставляет учащимся возможности для их индивидуального самосовершенствования при условии соблюдения правил кол­лективной жизни. Основные принципы деятельности Ш. д.: строгое соблюдение Устава школы, основанного на демократичес­ких началах, всеми участниками пед. процесса; выбор учащимися учебных предметов, уровня их усвоения и времени изучения, выбор учителей, возможность самостоятельного изучения учебных предметов в форме заочного обучения или экстерната, обязательная защита прав учащихся, учителей и администрации школы.

Наши рекомендации