Словарь по педагогике 4 29 страница
связей и закономерностей, разработка теорий и методик в ходе пед. исследования.
Ценностно-ориентацинное единство группы— один из основных показателей
сплоченности группы, фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом.
Ценностные ориентации—1. относительно устойчивое соц.-обусловленное,
избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ и идеалов, к-рые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности; 2. способ дифференциации человеком объектов по их значимости.
Ценность— идеи, вещи, явления, смыслы, имеющие позитивную значимость для
человека и общества.
Ценности социальные — общественно значимые для личности, соц. общности, общества в целом материальные, соц. объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п. Ц. не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей, на их формирование направлен пед. процесс.
Церемония— последовательность действий, имеющих символическое значение,
посвященных празднованию к.-л. событий, людей или дат. Их функция — подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или к.-л. соц. группы. Ц. в организации жизнедеятельности учебно-воспитательных учреждений необходимы для придания торжественности и красочности отдельным событиям жизни детского коллектива, создания и закрепления традиций, к-рым огромное значение в формировании детского коллектива придавал А. С. Макаренко.
Цивилизация— культурно-исторический тип общественного производства,
характеристика уровня развития материальной культуры, науки и техники, отношений обмена.
Ч
Черта личности— относительно устойчивое качество личности, являющееся
компонентом ее характера, и проявляющееся в особенностях поведения индивида. Наиболее широко исследованы такие Ч. л., как экстраверсия — интроверсия, тревожность, ригидность и др.
Честь профессиональная педагогическая — признание обществом и
осознание педагогом высокой общественной ценности самоотверженного выполнения своего профессионального долга.
Чувства— устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям
действительности, отражающие связь последних с его потребностями и мотивами.
Чувства праксические— чувства, вызываемые деятельностью, ее изменениями в ходе работы, успешностью или неуспешностью, трудностями осуществления или завершения деятельности: желание добиться успеха в работе, чувство напряжения, увлеченность, захваченность работой, приятная усталость от работы.
Ш
Шаг программы(в программированном обучении) — доза информации об изучаемом
знании, действии; задания-операции по работе с информацией, по ее усвоению; контрольные задания (обратная связь) и указания о повторении упражнений или переходе к следующему шагу.
Шацкий Станислав Теофилович(1878-1934) — русский, советский педагог.
Создал в 1905 г. первые в России клубы для детей и подростков, летнюю колонию близ Щелкова (Московская область). В 1906 г. организовал общество «Сетлемент», с 1911 г. руководил обществом «Детский труд и отдых». В 1911 г. вместе с женой В. Н. Шацкой организовал летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» и др. Основной труд — «Бодрая жизнь», автор ряда статей по вопросам воспитания и обучения и методических работ. Основное место в творчестве Ш. отведено культурно-просветительной работе, прежде всего с детьми. Занимался вопросами формирования детского коллектива, дошкольной педагогикой, вопросами содержания образования, уроком, методами пед. исследования. Большое место в его пед. взглядах уделено эстетическому воспитанию. Ш. осуществил теоретическую и практическую разработку концепции школы нового типа как открытой системы, центра воспитания детей в соц. среде.
Школа— соц. институт, общественно-государственная система, призванная
удовлетворять образовательные запросы общества, личности и государства.
Основные элементы Ш:учащиеся и ученические коллективы, кадры
(администрация, пед. коллектив, вспомогательные штаты), программно-методическое обеспечение (учебные планы, программы, учебники, учебно-методические комплекты, пособия, ТСО, компьютеры с программ но-методическим обеспечением), материальная база.
Школа демократическая— школа, в к-рой административное управление
рационально сочетается с хорошо развитым и эффективно действующим общественным управлением. Ш. д. предоставляет учащимся возможности для их индивидуального самосовершенствования при условии соблюдения правил коллективной жизни. Основные принципы деятельности Ш. д.: строгое соблюдение Устава школы, основанного на демократических началах, всеми участниками пед. процесса; выбор учащимися учебных предметов, уровня их усвоения и времени изучения, выбор учителей, возможность самостоятельного изучения учебных предметов в форме заочного обучения или экстерната, обязательная защита прав учащихся, учителей и администрации школы.