Словарь по педагогике 4 21 страница

Проективные методики — см. Методы пед. исследования.

Проектирование(в пед.) — создание проектов новых учебных пла­нов, лабораторий и

студий, новых образовательных программ.

Проксемика — особая область психологии, занимающаяся норма­ми пространственной

и временной организации общения. Про­странство и время организации процесса выступают в качестве особой знаковой системы, несут смысловую нагрузку, являют­ся компонентами коммуникативной ситуации. Знание этих норм поможет учителю квалифицированно выстраивать пед. общение.

Пролонгация— продление срока действия договора, соглашения, сверх

предусмотренного при его заключении.

Пропедевтика— введение в к.-л. науку; предварительный, ввод­ный курс. Обучение в

начальной школе носит пропедевтичес­кий, подготовительный к дальнейшему обучению характер.

Просвещение — информирование, передача знаний.

Просвещение сексуальное— просвещение, в ходе к-рого необхо­димо

сформировать определенный уровень сексуальной компе­тентности и дать представление о целом ряде сексуальных поня­тий и явлений. В частности: педофилия — сексуальное влечение к детям. Пол ребенка не имеет значения, поскольку сексуальным стимулом является тело с признаками незрелости. Разновидно­сти: эфебофилия — половое влечение взрослых людей к лицам подросткового и юношеского возраста, как к девушкам, так и к юношам; нимфофилия — половое влечение к девочкам; партенофилия: половое влечение к девственницам. Перверсии — половые извращения. Трансвестизм — стремление к переодеванию в одеж­ду противоположного пола. Транссексуализм — стойкое несоот­ветствие полового самосознания истинному генетическому и го­надному полу (гонады — половые железы) и ряд др.

Пространство воспитательное— педагогически целесообразно организованная

среда, окружающая отдельного ребенка или определенные группы и сообщества детей и оказывающая по­зитивное влияние, осознанно или неосознанно воспринимае­мое каждым воспитанником.

Пространство информационное— пространство, в к-ром созда­ется,

перемещается и потребляется информация. Направление и скорость информационных потоков, способы создания и по­глощения (использования) информации определяют структуру П. и. Структура этого пространства отражает информационную инфраструктуру общества, куда входят наука, СМИ, образова­ние. Введено В. Н. Костюком.

Пространство образовательное— сохранение общегосудар­ственного единства в

образовании при проведении децентрали­зации управления образованием с тем, чтобы не разрушалась взаимосвязь и преемственность отдельных образовательных структур и соблюдались права каждого гражданина государства в получении полноценного образования вне зависимости от места проживания.

Проступок — поступок, нарушающий нравственные и правовые нормы.

Противоречие педагогическое— несоответствие, возникающее и углубляющееся

в процессе пед. практики, между устаревши­ми пед. представлениями, концепциями, взглядами, системами формирования личности, снижающими воспитательную эф­фективность пед. процесса, и новыми развивающимися, услож­няющимися требованиями жизни к подрастающей личности, могущими быть удовлетворенными лишь новым содержанием, формами, методами воспитания и обучения.

Протокол(в информационных сетях) — набор правил, принятый как стандарт,

обеспечивающий единую интерпретацию данных при их передаче по сетям.

Профессиограмма учителя— квалификационная характеристика, описание

профессии учителя с позиций требований, предъявля­емых к его знаниям, умениям и навыкам; к его личности, спо­собностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.

Профориентация— научно-практическая система подготовки молодежи к

свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, учитывающая индивидуальные особеннос­ти, потребности личности и рынка труда. Компоненты:информа­ция, диагностика, консультация, отбор, адаптация, коррекция.

Профессионализм деятельности— качественная характеристика субъекта

деятельности, отражающая высокую профессиональ­ную квалификацию и компетентность, разнообразие эффектив­ных профессиональных навыков и умений, владение современ­ными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой про­дуктивностью. Этапы приобретения профессионализма: само­определение, подготовка, готовность к профессиональной деятель­ности, становление профессиональной деятельности, компетент­ность, мастерство. (Этапы выделены А. К. Марковой).

Профессионализм личности— качественная характеристика субъекта труда,

отражающая высокий уровень развития профес­сионально значимых качеств личности, акмеологических состав­ляющих профессионализма, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направлен­ные на продуктивное развитие специалиста.

Профессиональная адаптация— приспособление новых работ­ников к условиям

профессиональной деятельности: физическим (физическому окружению и орудиям труда), собственно профес­сиональным (содержанию труда, организации производства, си­стеме оплаты, распорядку и инструкциям) и социальным (груп­повым ценностям и нормам, стилю руководства и межличност­ным отношениям).

Профессиональная Я-концепция— представление личности о себе как о

профессионале.

Профессиональные объединения педагогов школы— формы их

совместной деятельности, организационные формы включения учителей в принятие управленческих решений, в управление школой. В первую очередь к ним относятся предметно-цикловые комиссии.

Процесс воспитания(воспитательный процесс) — процесс пед. взаимодействия, в

к-ром в соответствии с требованиями самой личности и общества совершается организованное воспита­тельное влияние, имеющее своей целью формирование лично­сти, организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими соц. и духовным опытом, цен­ностями и отношениями. Исходное противоречие воспита­тельного процесса — противоречие между общественными ожиданиями в отношении подрастающего поколения и его собственными потребностями, отражающими социокультур­ную, возрастную ситуацию развития.

Процесс обучения— см. Обучение.

Процесс педагогический— целостный учебно-воспитательный процесс в единстве

и взаимосвязи воспитания и обучения, ха­рактеризующийся совместной деятельностью, сотрудниче­ством, сотворчеством его субъектов, опосредованными культур­ным содержанием и методами освоения культуры и ее создания, способствующий наиболее полному развитию и самореализа­ции личности. Процесс, реализующий цели образования и вос­питания в условиях пед. систем, в к-рых организованно взаимо­действуют воспитатели и воспитуемые: учебно-воспитательные, образовательные, профессионально-образовательные учрежде­ния, детские объединения и организации. (Ю. К. Бабанский).

Процессор(англ. processor) — устройство или функциональная часть компьютера,

предназначенная для интерпретации про­граммы.

Процессор центральный(CPU — central processing unit) — процессор, выполняющий в данной вычислительной си­стеме основные функции по обработке данных и управле­нию работой др. частей этой системы. Состоит из устрой­ства управления, арифметико-логического устройства и процессорной памяти.

Психика коллектива— система психических явлений, возника­ющих в процессе

развития и функционирования коллектива, к этим явлениям обычно относят: коллективные ценности, взгля­ды, интересы, убеждения; коллективное мнение; коллективное настроение; традиции коллектива.

Психоанализ(от греч. psyche — душа, analysis — разложение, рас­членение) — учение,

разработанное 3. Фрейдом и исследующее бессознательное и его взаимосвязи с сознательным в психике че­ловека. П. содержит в себе систему идей и процедур интерпре­таций сновидений и др. бессознательных психических явлений, а также диагностики и лечения различных душевных заболева­ний психол. методами, базирующимися на теории 3. Фрейда.

Психогении— группа психических заболеваний как реакции на тяжелую жизненную

ситуацию. Виды: неврозы и реактивные со­стояния.

Психогеометрия— система анализа типологии личности на осно­ве наблюдения за

поведением человека и предпочитаемого им выбора к.-л. геометрической фигуры: квадрата, треугольника, овала, прямоугольника, зигзага. По фигуре, помещенной на первое место, определяют основные особенности личности и поведения. Автор — амер. специалист по соц.-психол. подготов­ке управленческих кадров С. Деллингер.

Психодиагностика(от греч. psyche — душа, diagnostikos — способ­ный распознавать)

— теория и практика оценки психол. свойств, процессов, состояний человека и индивидуально-психол. харак­теристик личности при помощи научно проверенных методов, позволяющих получить достоверную информацию. Широко используется в практике школьных психологов и, частично, са­мих учителей.

Психодрама— см. Психотерапия.

Психокоррекция— целенаправленное изменение психологии или поведения

здорового человека, нуждающегося в оказании психол. помощи, посредством методов психол. воздействия на него.

Психологическая служба— система практического использова­ния психологии для

решения комплексных задач психол. экс­пертизы, диагностики, консультации в сферах производства, транспорта, народного образования, здравоохранения, спорта, охраны правопорядка и др. В организационном отношении П. с. существуют как профессиональные психол. консультации (служба семьи и брака, профконсультация и профориентация, управленческое консультирование и т. д.), и как специализиро­ванные психол. подразделения в структуре соответствующих организаций.

Психологические методы управления— специальные методы психол.

воздействия в системе управления: инверсия знака регу­лирования — отказ от немедленного решения; инициальная кор­рекция — длительное отсутствие текущих воздействий.

Психологический климат — межличностные отношения, типич­ные для трудового

или учебного коллектива, к-рые определяют его основное настроение.

Психология(от греч. psyche — душа, loqos — понятие, учение) — наука о явлениях

душевной жизни, о закономерностях развития и функционирования психики.

Психология гуманистическая— направление в психологии, признающее своим главным предметом личность как уни­кальное, открытое возможностям, ищущее смыслов и ценностей, творческое духовное начало.

Психология дифференциальная — отрасль психологии, изу­чающая индивидуальные различия людей.

Психология индивидуальная— одно из направлений психо­логии, разработанное А. Адлером, учеником 3. Фрейда. Согласно этому направлению психическое развитие лич­ности определяется чувством неполноценности, к-рое формируется в детском возрасте и затем м. б. преодолено через самоутверждение в творческих актах, в борьбе за власть, превосходстве над др.

Психология когнитивная — направление в психологии XX в., задачей к-рого является доказательство решающей роли знания в поведении человека.

Психология педагогическая(от греч. pais (paidos) — дитя и ago — веду, воспитываю) — отрасль психологии, изучаю­щая психол. проблемы обучения и воспитания детей и психол. основы пед. деятельности учителей, воспитате­лей, родителей, пед. коллективов.

Психология развития — область психол. исследованиий, где изучаются процессы и законы психол. и поведенческого развития человека в онтогенезе.

Психология социальная — наука о закономерностях в пове­дении и деятельности людей, обусловленных их включе­нием в соц. группы, а также психол. характеристика самих соц. групп. Ко 2-й половине XIX в. относятся первые по­пытки создания самостоятельных соц.-психол. концеп­ций: «психология народов» (М. Лацарус, X. Штанталь, В. Вундт), «психология масс» (С. Сигеле, Г. Лебон), теория «инстинктов соц. поведения» (У. Макдугалл). П. с. как наука включает в себя следующие основные разделы:закономерности общения и взаимодействия людей; пси­хол. характеристики соц. групп, как больших (классы, нации), так и малых; психология личности; практические приложения.

Психология управления— прикладная отрасль психол. на­уки, в к-рой изучаются проблемы, связанные с взаимо­действием людей в различных управленческих системах, включая управление государством, организацией, пред­приятием, учреждением, группой, коллективом и т. п.

Психология экспериментальная— общее обозначение раз­личных исследований психических явлений посредством экспериментальных методов.

Психосоциотип личности— врожденная психическая структура, определяющая

конкретный вид информационного обмена лич­ности со средой в зависимости от уровня развития таких пси­хических функций, как эмоции, ощущения, интуиция и мыш­ление, и специфики предпочтений: экстраверсии или интроверсии. В основе выделения П.лежит типология личности, разработанная Юнгом.

Психотерапия(от греч. therapeia — уход, лечение) — система пси­хических

вербальных и невербальных воздействий на психику человека с целью его лечения или содействия ему в изменении его отношений к соц. окружению и собственной личности. Ме­тоды и средства П. в настоящее время начинают включаться в арсенал пед. методов.

Арттерапия— терапия средствами искусства. А. как ме­тод основывается на том, что внутренние переживания, трудности, конфликты человека имеют представительство на образном, символическом уровне и могут получить выражение в искусстве: рисовании, лепке, аппликации на свободную тему; заданиях на произвольную тему с само­стоятельным выбором материала; в анализе и интерпрета­ции произведений искусства; репродукциях произведе­ний искусства; совместном творчестве воспитателя и ре­бенка. Служит способом освобождения от конфликтов и сильных переживаний, средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности и повышения художественной компетенции.

Аутогенная тренировка (от греч. autos — сам, genos — про­исхождение) — метод психической саморегуляции, само­внушения, самонастройки психики, основанный на ис­пользовании процесса релаксации. А. т. помогает управлять эмоциями, восстанавливать силы и работоспособность, снимать напряжение. Метод разработан нем. психотера­певтом И. Шульцем в 1932 г. Каждому педагогу необходи­мо овладеть методикой А. т. , к-рая снижает стрессогенность пед. деятельности.

Библиотерапия — метод воздействия на ребенка, его чувства при помощи чтения книг. Вместе с героями литературных произведений дети переживают определенные эмоцио­нальные состояния, видят способы выхода из сложных ситуаций, что расширяет их соц. компетенцию, позволяет им успешнее овладевать нормами и правилами жизни в обществе.

Групповая психотерапия — использование закономерно­стей межличностного взаимодействия в группе для лече­ния и достижения физического и психического благопо­лучия человека. Группы встреч — группы тренинга, ори­ентированные на личностный рост участников, на их самовыражение и самораскрытие (автор К. Роджерс). Реализуют на практике основные положения гуманисти­ческой психологии.

Имаготерапия — использование разного вида игр для кор­рекции личности ребенка и в реабилитационной работе с ним. Это м. б. игры в образах, игры, основанные на ли­тературных произведениях, на импровизированном ди­алоге, на сочетании пересказа и инсценировки. Игры бывают свободные и директивные (управляемые). Виды свободных игр:регрессивные, реалистические, агрессив­ные. Регрессивная игра — возврат к менее зрелым формам поведения: ребенок превращается в маленького, просит­ся на руки, ползает и т. д. Реалистическая игра — ребе­нок играет в то, что определяется объективной ситуа­цией, а не потребностями и желаниями ребенка. Агрес­сивная игра — в войну, наводнение, убийство, насилие. Директивные игры с неструктурированным материалом (вода, песок, глина, пластилин), к-рый позволяет ребен­ку косвенно выражать свои желания, способствует разви­тию сублимации.

Катарсис (от греч. katharsis — очищение) — термин древне-греч. философии (введен Аристотелем в его «Поэтике»), обозначающий «очищение» души в результате эстетичес­кого переживания «страха и сострадания» при восприятии трагедии. Австрийские психиатры 3. Фрейд, И. Брейер этот термин употребляли для обозначения одного из ме­тодов психотерапии, основанного на феномене освобож­дения личности от травмирующих ее эмоций путем рас­сказа, воспоминания.

Логотерапия — терапия смыслом; теория и практика психо­терапии, разработанная В.Франклом. Л. исходит из того, что основной движущей силой в поведении личности и ее развитии является стремление человека к поиску и реали­зации смысла своей жизни. Ставит целью расширение возможностей клиентов видеть спектр жизненных смыс­лов, к-рые может содержать в себе любая ситуация. Ос­новной метод — метод диалога. Л. предполагает разговор с клиентом, направленный на вербализацию эмоциональ­ных состояний, словесное описание эмоциональных пе­реживаний. Предупреждение проблем, возникающих при невозможности понять и определить смысл собственной жизни, закладывается в детстве путем формирования си­стемы жизненных ценностей, ценностного отношения к собственной жизни, потребности в самоактуализации, соц. и профессиональной ориентации в процессе воспи­тания и обучения ребенка.

Моритотерапия — метод, с помощью к-рого дети ставятся в ситуацию необходимости производить хорошее впечат­ление на окружающих, что помогает воспитывать прави­ла хорошего тона. Может использоваться как метод вос­питания.

Психоанализ — метод, включающий поиск скрытых очагов в коре головною мозга, возникающих при вытеснении неприемлемых желаний, и осторожную помощь челове­ку в сознании и переоценке тревожащих его пережива­ний. П. включаетпоиск очага (его воспоминание), вскры­тие (перевод информации в словесную форму), переоценку (изменение системы отношений, установок), переживания в соответствии с новой значимостью, ликвидацию очага возбуждения, нормализацию психического состояния че­ловека. П. — процедура длительная, требующая довери­тельного общения человека с психоаналитиком и высоко­го уровня компетентности последнего. С помощью П. пы­таются решить и ряд проблем, возникающих в процессе пед. взаимодействия.

Психодрама(социодрама) (от греч. drama — действие) — вид групповой психотерапии, в к-ром пациенты поперемен­но выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью устранения неадекватных эмоциональных реакций, от­работки соц. перцепции, более глубокого самопозна­ния. Понятие и процедура П. предложены Д. Морено (США).

Танцевальная терапия — использование танца и танцеваль­ных движений для снятия напряжения, эмоциональной разрядки, выражение пластикой тела своего состояния, мироощущения и внутренних проблем, к-рые перестают тяготить личность. Назначение: использование возмож­ностей тела для повышения физического и эмоцио­нального здоровья, повышение самооценки путем развития более положительного образа тела, совершенствование посредством группового опыта соц. умений, терапев­тическое освобождение сдерживаемых чувств, приоб­ретение опыта групповой работы. Используются специ­альные упражнения на расслабление, дыхание, размеще­ние, управление и движение в пространстве. Фундамен­тальным основанием является убежденность в том, что движение отражает личность.

Психотехника— система взаимосвязанных операций, направлен­ных на изменение

состояний, мотивов, установок и т. д. у лич­ности, на к-рую оказывается воздействие.

Пубертат— период полового созревания, приходится на подрост­ковый возраст.

Р

Работоспособность— потенциальная возможность индивида выполнять

целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Р. зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресур­сов индивида.

Развитие— изменение, представляющее собой переход от про­стого ко все более

сложному, от низшего к высшему; процесс, в к-ром постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений. Примени­тельно к Р. организмов и психики нередко применяют понятия онтогенеза, филогенеза и др.

Развитие личности— процесс закономерного изменения лично­сти в результате ее

социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению лич­ности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимо­действие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способ­ности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение дей­ствительностью у ребенка осуществляется в его деятельности управляемой системой мотивов, присущих данной личности, при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания яв­ляется ведущим в развитии его личности. В качестве предпо­сылки и результата Р.л. выступают потребности. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, к-рый склады­вается у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим (ведущим) фактором Р. л. по А. В. Петровскому. В случае, если индивид входит в относи­тельно стабильную соц. общность, он при благоприятно скла­дывающихся обстоятельствах проходит три фазысвоего ста­новления как личности. Первая фаза (адаптация) предполага­ет усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до нек-рой степени уподобление индивида др. членам той же общности. Вторая фаза (индивидуализация) порождает­ся обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким как все» и стремлением индивида к максимальной персонализации, что характеризуется поиском средств и спо­собов обозначения своей индивидуальности. Третья фаза (ин­теграция) детерминируется противоречием между стремлени­ем быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности (см. Персонализация), с одной сторо­ны, и потребностью общности принять, одобрить и культи­вировать лишь те его индивидуальные особенности, к-рые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как личности — с др. стороны. Вслучае, если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляция Л., либо ее вытеснение из общности, либо деграда­ция. Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптив­ного периода, у него могут складываться качества конформно­сти, зависимости, робости, неуверенности. Если на второй фазе развития индивид, предъявляя референтные для его груп­пы личностные свойства, характеризующие его индивидуаль­ность, не встречает взаимопонимания, то это может способ­ствовать формированию негативизма, агрессивности. При ус­пешном прохождении фазы интеграции в высокоразвитой просоциальной общности у индивида появляются такие каче­ства, как гуманность, доверие к людям, справедливость, само­определение, требовательность к себе и др. и т. д.

Развитие личности профессиональное — рост, становление профессионально значимых личностных качеств и спо­собностей, профессиональных знаний и умений, актив­ное качественное преобразование личностью своего внут­реннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности — творческой само­реализации в профессии.

Развитие сексуальное — постепенное развитие, начиная с раннего возраста и до степени, свойственной взрослому человеку, комплекса свойств и качеств, характеризующих половую принадлежность каждого человека. Этапы ин­тенсивного Р. с: с 6 м-цев до 1 г., возраст 3 лет, 7—8 лет, 12—13 лет, юношеский. Важнейшая пед. задача:учитывая этапы и особенности Р. с. ребенка, предупредить преждев­ременное осмысливание элементов этого развития, но не игнорировать их и не преувеличивать их значимость.

Развитие умственное— сложная динамическая система количественных и качественных изменений, происходя­щих в интеллектуальной деятельности человека в связи с овладением им опытом в соответствии с общественно-ис­торическими условиями, в к-рых он живет, и возрастны­ми и индивидуальными особенностями его психики. Уро­вень Р. у. — совокупность знаний, умений и сформировав­шихся при их усвоении умственных действий, свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечиваю­щих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений. Информация об уровне Р. у. м. б. получена либо путем длительных психолого-пед. наблюдений, либо пу­тем проведения диагностических испытаний с помощью специальных методик.

Расписание уроков— план школьных занятий учащихся в тече­ние недели.

Рассудок и разум— два типа работы логического мышления, внутренне связанные

как компоненты целостного процесса познания. Р-к, будучи одним из моментов движения мысли к истине, оперирует в пределах сложившегося знания данными опыта, упорядочивая их согласно твердо установленным пра­вилам, что придает ему характер «некоего духовного автома­та» (Б. Спиноза), к-рому присущи жесткая определенность, строгость разграничений и утверждений, тенденция к упро­щению и схематизации. Это позволяет правильно классифи­цировать явления, приводить знания в систему. Р-м дает зна­ния более глубокого и обобщенного характера. Схватывая единство противоположностей, он позволяет постичь различ­ные стороны объекта в их несходстве, взаимопереходах и сущностных характеристиках. Р-м обладает способностью анализировать и обобщать как данные чувственного опыта, так и собственные формы, наличные мысли и, преодолевая их односторонность, вырабатывать отображающие диалекти­ку объективного мира понятия. Выход за пределы налично­го знания и порождение новых понятий — основное отличие разума от рассудка, предполагающего оперирование уже из­вестными понятиями.

Рационализация—см. Защита психологическая.

Реабилитация(от лат. rehabilito — восстанавливаю) — комплекс мед., пед.,

профессиональных, психол. мероприятий, направ­ленных на восстановление здоровья и трудоспособности лиц с ограниченными в результате перенесенных заболеваний и травм физическими и психическими возможностями.

Реадаптация — повторная адаптация.

Реактивные образования— защитный механизм трансформации травмирующего

мотива в свою противоположность. Симпатия к человеку может проявляться в неприязненных формах и на­оборот.

Реактивные состояния— (от лат. re — против, actio — дей­ствие) — психические

состояния, в клинической картине к-рых отражается содержание психических травм (психогении). Выде­ляют следующие виды Р. е.:1) реактивные депрессии, когда пси­хическая травма приводит к угнетенному состоянию, малопод­вижности, сосредоточенности на происшедшем; 2) аффектив­но-шоковые состояния, возникающие как реакция на сильный стрессор.

Реакция— действие, состояние, процесс, возникающие в ответ на к.-л. воздействие,

раздражитель, впечатление.

Реакция избегания— см. Защита психологическая.

Наши рекомендации