Словарь по педагогике 4 21 страница
Проективные методики — см. Методы пед. исследования.
Проектирование(в пед.) — создание проектов новых учебных планов, лабораторий и
студий, новых образовательных программ.
Проксемика — особая область психологии, занимающаяся нормами пространственной
и временной организации общения. Пространство и время организации процесса выступают в качестве особой знаковой системы, несут смысловую нагрузку, являются компонентами коммуникативной ситуации. Знание этих норм поможет учителю квалифицированно выстраивать пед. общение.
Пролонгация— продление срока действия договора, соглашения, сверх
предусмотренного при его заключении.
Пропедевтика— введение в к.-л. науку; предварительный, вводный курс. Обучение в
начальной школе носит пропедевтический, подготовительный к дальнейшему обучению характер.
Просвещение — информирование, передача знаний.
Просвещение сексуальное— просвещение, в ходе к-рого необходимо
сформировать определенный уровень сексуальной компетентности и дать представление о целом ряде сексуальных понятий и явлений. В частности: педофилия — сексуальное влечение к детям. Пол ребенка не имеет значения, поскольку сексуальным стимулом является тело с признаками незрелости. Разновидности: эфебофилия — половое влечение взрослых людей к лицам подросткового и юношеского возраста, как к девушкам, так и к юношам; нимфофилия — половое влечение к девочкам; партенофилия: половое влечение к девственницам. Перверсии — половые извращения. Трансвестизм — стремление к переодеванию в одежду противоположного пола. Транссексуализм — стойкое несоответствие полового самосознания истинному генетическому и гонадному полу (гонады — половые железы) и ряд др.
Пространство воспитательное— педагогически целесообразно организованная
среда, окружающая отдельного ребенка или определенные группы и сообщества детей и оказывающая позитивное влияние, осознанно или неосознанно воспринимаемое каждым воспитанником.
Пространство информационное— пространство, в к-ром создается,
перемещается и потребляется информация. Направление и скорость информационных потоков, способы создания и поглощения (использования) информации определяют структуру П. и. Структура этого пространства отражает информационную инфраструктуру общества, куда входят наука, СМИ, образование. Введено В. Н. Костюком.
Пространство образовательное— сохранение общегосударственного единства в
образовании при проведении децентрализации управления образованием с тем, чтобы не разрушалась взаимосвязь и преемственность отдельных образовательных структур и соблюдались права каждого гражданина государства в получении полноценного образования вне зависимости от места проживания.
Проступок — поступок, нарушающий нравственные и правовые нормы.
Противоречие педагогическое— несоответствие, возникающее и углубляющееся
в процессе пед. практики, между устаревшими пед. представлениями, концепциями, взглядами, системами формирования личности, снижающими воспитательную эффективность пед. процесса, и новыми развивающимися, усложняющимися требованиями жизни к подрастающей личности, могущими быть удовлетворенными лишь новым содержанием, формами, методами воспитания и обучения.
Протокол(в информационных сетях) — набор правил, принятый как стандарт,
обеспечивающий единую интерпретацию данных при их передаче по сетям.
Профессиограмма учителя— квалификационная характеристика, описание
профессии учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам; к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.
Профориентация— научно-практическая система подготовки молодежи к
свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, учитывающая индивидуальные особенности, потребности личности и рынка труда. Компоненты:информация, диагностика, консультация, отбор, адаптация, коррекция.
Профессионализм деятельности— качественная характеристика субъекта
деятельности, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью. Этапы приобретения профессионализма: самоопределение, подготовка, готовность к профессиональной деятельности, становление профессиональной деятельности, компетентность, мастерство. (Этапы выделены А. К. Марковой).
Профессионализм личности— качественная характеристика субъекта труда,
отражающая высокий уровень развития профессионально значимых качеств личности, акмеологических составляющих профессионализма, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на продуктивное развитие специалиста.
Профессиональная адаптация— приспособление новых работников к условиям
профессиональной деятельности: физическим (физическому окружению и орудиям труда), собственно профессиональным (содержанию труда, организации производства, системе оплаты, распорядку и инструкциям) и социальным (групповым ценностям и нормам, стилю руководства и межличностным отношениям).
Профессиональная Я-концепция— представление личности о себе как о
профессионале.
Профессиональные объединения педагогов школы— формы их
совместной деятельности, организационные формы включения учителей в принятие управленческих решений, в управление школой. В первую очередь к ним относятся предметно-цикловые комиссии.
Процесс воспитания(воспитательный процесс) — процесс пед. взаимодействия, в
к-ром в соответствии с требованиями самой личности и общества совершается организованное воспитательное влияние, имеющее своей целью формирование личности, организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими соц. и духовным опытом, ценностями и отношениями. Исходное противоречие воспитательного процесса — противоречие между общественными ожиданиями в отношении подрастающего поколения и его собственными потребностями, отражающими социокультурную, возрастную ситуацию развития.
Процесс обучения— см. Обучение.
Процесс педагогический— целостный учебно-воспитательный процесс в единстве
и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, сотворчеством его субъектов, опосредованными культурным содержанием и методами освоения культуры и ее создания, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности. Процесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях пед. систем, в к-рых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые: учебно-воспитательные, образовательные, профессионально-образовательные учреждения, детские объединения и организации. (Ю. К. Бабанский).
Процессор(англ. processor) — устройство или функциональная часть компьютера,
предназначенная для интерпретации программы.
Процессор центральный(CPU — central processing unit) — процессор, выполняющий в данной вычислительной системе основные функции по обработке данных и управлению работой др. частей этой системы. Состоит из устройства управления, арифметико-логического устройства и процессорной памяти.
Психика коллектива— система психических явлений, возникающих в процессе
развития и функционирования коллектива, к этим явлениям обычно относят: коллективные ценности, взгляды, интересы, убеждения; коллективное мнение; коллективное настроение; традиции коллектива.
Психоанализ(от греч. psyche — душа, analysis — разложение, расчленение) — учение,
разработанное 3. Фрейдом и исследующее бессознательное и его взаимосвязи с сознательным в психике человека. П. содержит в себе систему идей и процедур интерпретаций сновидений и др. бессознательных психических явлений, а также диагностики и лечения различных душевных заболеваний психол. методами, базирующимися на теории 3. Фрейда.
Психогении— группа психических заболеваний как реакции на тяжелую жизненную
ситуацию. Виды: неврозы и реактивные состояния.
Психогеометрия— система анализа типологии личности на основе наблюдения за
поведением человека и предпочитаемого им выбора к.-л. геометрической фигуры: квадрата, треугольника, овала, прямоугольника, зигзага. По фигуре, помещенной на первое место, определяют основные особенности личности и поведения. Автор — амер. специалист по соц.-психол. подготовке управленческих кадров С. Деллингер.
Психодиагностика(от греч. psyche — душа, diagnostikos — способный распознавать)
— теория и практика оценки психол. свойств, процессов, состояний человека и индивидуально-психол. характеристик личности при помощи научно проверенных методов, позволяющих получить достоверную информацию. Широко используется в практике школьных психологов и, частично, самих учителей.
Психодрама— см. Психотерапия.
Психокоррекция— целенаправленное изменение психологии или поведения
здорового человека, нуждающегося в оказании психол. помощи, посредством методов психол. воздействия на него.
Психологическая служба— система практического использования психологии для
решения комплексных задач психол. экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, транспорта, народного образования, здравоохранения, спорта, охраны правопорядка и др. В организационном отношении П. с. существуют как профессиональные психол. консультации (служба семьи и брака, профконсультация и профориентация, управленческое консультирование и т. д.), и как специализированные психол. подразделения в структуре соответствующих организаций.
Психологические методы управления— специальные методы психол.
воздействия в системе управления: инверсия знака регулирования — отказ от немедленного решения; инициальная коррекция — длительное отсутствие текущих воздействий.
Психологический климат — межличностные отношения, типичные для трудового
или учебного коллектива, к-рые определяют его основное настроение.
Психология(от греч. psyche — душа, loqos — понятие, учение) — наука о явлениях
душевной жизни, о закономерностях развития и функционирования психики.
Психология гуманистическая— направление в психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальное, открытое возможностям, ищущее смыслов и ценностей, творческое духовное начало.
Психология дифференциальная — отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия людей.
Психология индивидуальная— одно из направлений психологии, разработанное А. Адлером, учеником 3. Фрейда. Согласно этому направлению психическое развитие личности определяется чувством неполноценности, к-рое формируется в детском возрасте и затем м. б. преодолено через самоутверждение в творческих актах, в борьбе за власть, превосходстве над др.
Психология когнитивная — направление в психологии XX в., задачей к-рого является доказательство решающей роли знания в поведении человека.
Психология педагогическая(от греч. pais (paidos) — дитя и ago — веду, воспитываю) — отрасль психологии, изучающая психол. проблемы обучения и воспитания детей и психол. основы пед. деятельности учителей, воспитателей, родителей, пед. коллективов.
Психология развития — область психол. исследованиий, где изучаются процессы и законы психол. и поведенческого развития человека в онтогенезе.
Психология социальная — наука о закономерностях в поведении и деятельности людей, обусловленных их включением в соц. группы, а также психол. характеристика самих соц. групп. Ко 2-й половине XIX в. относятся первые попытки создания самостоятельных соц.-психол. концепций: «психология народов» (М. Лацарус, X. Штанталь, В. Вундт), «психология масс» (С. Сигеле, Г. Лебон), теория «инстинктов соц. поведения» (У. Макдугалл). П. с. как наука включает в себя следующие основные разделы:закономерности общения и взаимодействия людей; психол. характеристики соц. групп, как больших (классы, нации), так и малых; психология личности; практические приложения.
Психология управления— прикладная отрасль психол. науки, в к-рой изучаются проблемы, связанные с взаимодействием людей в различных управленческих системах, включая управление государством, организацией, предприятием, учреждением, группой, коллективом и т. п.
Психология экспериментальная— общее обозначение различных исследований психических явлений посредством экспериментальных методов.
Психосоциотип личности— врожденная психическая структура, определяющая
конкретный вид информационного обмена личности со средой в зависимости от уровня развития таких психических функций, как эмоции, ощущения, интуиция и мышление, и специфики предпочтений: экстраверсии или интроверсии. В основе выделения П.лежит типология личности, разработанная Юнгом.
Психотерапия(от греч. therapeia — уход, лечение) — система психических
вербальных и невербальных воздействий на психику человека с целью его лечения или содействия ему в изменении его отношений к соц. окружению и собственной личности. Методы и средства П. в настоящее время начинают включаться в арсенал пед. методов.
Арттерапия— терапия средствами искусства. А. как метод основывается на том, что внутренние переживания, трудности, конфликты человека имеют представительство на образном, символическом уровне и могут получить выражение в искусстве: рисовании, лепке, аппликации на свободную тему; заданиях на произвольную тему с самостоятельным выбором материала; в анализе и интерпретации произведений искусства; репродукциях произведений искусства; совместном творчестве воспитателя и ребенка. Служит способом освобождения от конфликтов и сильных переживаний, средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности и повышения художественной компетенции.
Аутогенная тренировка (от греч. autos — сам, genos — происхождение) — метод психической саморегуляции, самовнушения, самонастройки психики, основанный на использовании процесса релаксации. А. т. помогает управлять эмоциями, восстанавливать силы и работоспособность, снимать напряжение. Метод разработан нем. психотерапевтом И. Шульцем в 1932 г. Каждому педагогу необходимо овладеть методикой А. т. , к-рая снижает стрессогенность пед. деятельности.
Библиотерапия — метод воздействия на ребенка, его чувства при помощи чтения книг. Вместе с героями литературных произведений дети переживают определенные эмоциональные состояния, видят способы выхода из сложных ситуаций, что расширяет их соц. компетенцию, позволяет им успешнее овладевать нормами и правилами жизни в обществе.
Групповая психотерапия — использование закономерностей межличностного взаимодействия в группе для лечения и достижения физического и психического благополучия человека. Группы встреч — группы тренинга, ориентированные на личностный рост участников, на их самовыражение и самораскрытие (автор К. Роджерс). Реализуют на практике основные положения гуманистической психологии.
Имаготерапия — использование разного вида игр для коррекции личности ребенка и в реабилитационной работе с ним. Это м. б. игры в образах, игры, основанные на литературных произведениях, на импровизированном диалоге, на сочетании пересказа и инсценировки. Игры бывают свободные и директивные (управляемые). Виды свободных игр:регрессивные, реалистические, агрессивные. Регрессивная игра — возврат к менее зрелым формам поведения: ребенок превращается в маленького, просится на руки, ползает и т. д. Реалистическая игра — ребенок играет в то, что определяется объективной ситуацией, а не потребностями и желаниями ребенка. Агрессивная игра — в войну, наводнение, убийство, насилие. Директивные игры с неструктурированным материалом (вода, песок, глина, пластилин), к-рый позволяет ребенку косвенно выражать свои желания, способствует развитию сублимации.
Катарсис (от греч. katharsis — очищение) — термин древне-греч. философии (введен Аристотелем в его «Поэтике»), обозначающий «очищение» души в результате эстетического переживания «страха и сострадания» при восприятии трагедии. Австрийские психиатры 3. Фрейд, И. Брейер этот термин употребляли для обозначения одного из методов психотерапии, основанного на феномене освобождения личности от травмирующих ее эмоций путем рассказа, воспоминания.
Логотерапия — терапия смыслом; теория и практика психотерапии, разработанная В.Франклом. Л. исходит из того, что основной движущей силой в поведении личности и ее развитии является стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни. Ставит целью расширение возможностей клиентов видеть спектр жизненных смыслов, к-рые может содержать в себе любая ситуация. Основной метод — метод диалога. Л. предполагает разговор с клиентом, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Предупреждение проблем, возникающих при невозможности понять и определить смысл собственной жизни, закладывается в детстве путем формирования системы жизненных ценностей, ценностного отношения к собственной жизни, потребности в самоактуализации, соц. и профессиональной ориентации в процессе воспитания и обучения ребенка.
Моритотерапия — метод, с помощью к-рого дети ставятся в ситуацию необходимости производить хорошее впечатление на окружающих, что помогает воспитывать правила хорошего тона. Может использоваться как метод воспитания.
Психоанализ — метод, включающий поиск скрытых очагов в коре головною мозга, возникающих при вытеснении неприемлемых желаний, и осторожную помощь человеку в сознании и переоценке тревожащих его переживаний. П. включаетпоиск очага (его воспоминание), вскрытие (перевод информации в словесную форму), переоценку (изменение системы отношений, установок), переживания в соответствии с новой значимостью, ликвидацию очага возбуждения, нормализацию психического состояния человека. П. — процедура длительная, требующая доверительного общения человека с психоаналитиком и высокого уровня компетентности последнего. С помощью П. пытаются решить и ряд проблем, возникающих в процессе пед. взаимодействия.
Психодрама(социодрама) (от греч. drama — действие) — вид групповой психотерапии, в к-ром пациенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью устранения неадекватных эмоциональных реакций, отработки соц. перцепции, более глубокого самопознания. Понятие и процедура П. предложены Д. Морено (США).
Танцевальная терапия — использование танца и танцевальных движений для снятия напряжения, эмоциональной разрядки, выражение пластикой тела своего состояния, мироощущения и внутренних проблем, к-рые перестают тяготить личность. Назначение: использование возможностей тела для повышения физического и эмоционального здоровья, повышение самооценки путем развития более положительного образа тела, совершенствование посредством группового опыта соц. умений, терапевтическое освобождение сдерживаемых чувств, приобретение опыта групповой работы. Используются специальные упражнения на расслабление, дыхание, размещение, управление и движение в пространстве. Фундаментальным основанием является убежденность в том, что движение отражает личность.
Психотехника— система взаимосвязанных операций, направленных на изменение
состояний, мотивов, установок и т. д. у личности, на к-рую оказывается воздействие.
Пубертат— период полового созревания, приходится на подростковый возраст.
Р
Работоспособность— потенциальная возможность индивида выполнять
целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Р. зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида.
Развитие— изменение, представляющее собой переход от простого ко все более
сложному, от низшего к высшему; процесс, в к-ром постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений. Применительно к Р. организмов и психики нередко применяют понятия онтогенеза, филогенеза и др.
Развитие личности— процесс закономерного изменения личности в результате ее
социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности управляемой системой мотивов, присущих данной личности, при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. В качестве предпосылки и результата Р.л. выступают потребности. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, к-рый складывается у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим (ведущим) фактором Р. л. по А. В. Петровскому. В случае, если индивид входит в относительно стабильную соц. общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит три фазысвоего становления как личности. Первая фаза (адаптация) предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до нек-рой степени уподобление индивида др. членам той же общности. Вторая фаза (индивидуализация) порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким как все» и стремлением индивида к максимальной персонализации, что характеризуется поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности. Третья фаза (интеграция) детерминируется противоречием между стремлением быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности (см. Персонализация), с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные особенности, к-рые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как личности — с др. стороны. Вслучае, если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляция Л., либо ее вытеснение из общности, либо деградация. Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптивного периода, у него могут складываться качества конформности, зависимости, робости, неуверенности. Если на второй фазе развития индивид, предъявляя референтные для его группы личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не встречает взаимопонимания, то это может способствовать формированию негативизма, агрессивности. При успешном прохождении фазы интеграции в высокоразвитой просоциальной общности у индивида появляются такие качества, как гуманность, доверие к людям, справедливость, самоопределение, требовательность к себе и др. и т. д.
Развитие личности профессиональное — рост, становление профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности — творческой самореализации в профессии.
Развитие сексуальное — постепенное развитие, начиная с раннего возраста и до степени, свойственной взрослому человеку, комплекса свойств и качеств, характеризующих половую принадлежность каждого человека. Этапы интенсивного Р. с: с 6 м-цев до 1 г., возраст 3 лет, 7—8 лет, 12—13 лет, юношеский. Важнейшая пед. задача:учитывая этапы и особенности Р. с. ребенка, предупредить преждевременное осмысливание элементов этого развития, но не игнорировать их и не преувеличивать их значимость.
Развитие умственное— сложная динамическая система количественных и качественных изменений, происходящих в интеллектуальной деятельности человека в связи с овладением им опытом в соответствии с общественно-историческими условиями, в к-рых он живет, и возрастными и индивидуальными особенностями его психики. Уровень Р. у. — совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий, свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений. Информация об уровне Р. у. м. б. получена либо путем длительных психолого-пед. наблюдений, либо путем проведения диагностических испытаний с помощью специальных методик.
Расписание уроков— план школьных занятий учащихся в течение недели.
Рассудок и разум— два типа работы логического мышления, внутренне связанные
как компоненты целостного процесса познания. Р-к, будучи одним из моментов движения мысли к истине, оперирует в пределах сложившегося знания данными опыта, упорядочивая их согласно твердо установленным правилам, что придает ему характер «некоего духовного автомата» (Б. Спиноза), к-рому присущи жесткая определенность, строгость разграничений и утверждений, тенденция к упрощению и схематизации. Это позволяет правильно классифицировать явления, приводить знания в систему. Р-м дает знания более глубокого и обобщенного характера. Схватывая единство противоположностей, он позволяет постичь различные стороны объекта в их несходстве, взаимопереходах и сущностных характеристиках. Р-м обладает способностью анализировать и обобщать как данные чувственного опыта, так и собственные формы, наличные мысли и, преодолевая их односторонность, вырабатывать отображающие диалектику объективного мира понятия. Выход за пределы наличного знания и порождение новых понятий — основное отличие разума от рассудка, предполагающего оперирование уже известными понятиями.
Рационализация—см. Защита психологическая.
Реабилитация(от лат. rehabilito — восстанавливаю) — комплекс мед., пед.,
профессиональных, психол. мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности лиц с ограниченными в результате перенесенных заболеваний и травм физическими и психическими возможностями.
Реадаптация — повторная адаптация.
Реактивные образования— защитный механизм трансформации травмирующего
мотива в свою противоположность. Симпатия к человеку может проявляться в неприязненных формах и наоборот.
Реактивные состояния— (от лат. re — против, actio — действие) — психические
состояния, в клинической картине к-рых отражается содержание психических травм (психогении). Выделяют следующие виды Р. е.:1) реактивные депрессии, когда психическая травма приводит к угнетенному состоянию, малоподвижности, сосредоточенности на происшедшем; 2) аффективно-шоковые состояния, возникающие как реакция на сильный стрессор.
Реакция— действие, состояние, процесс, возникающие в ответ на к.-л. воздействие,
раздражитель, впечатление.
Реакция избегания— см. Защита психологическая.