Словарь по педагогике 4 20 страница
Праксиология— философско-социологическая концепция, выступающая как общая
теория рациональной деятельности; наука о принципах и методах эффективной деятельности. Термин ввел Т. Котабринский.
Практика(от греч. prakticos — деятельный, активный) — материальная, чувственно-
предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием преобразование природных и соц. объектов и являющаяся основой развития человеческого общества, критерием истины. П.в самых различных своих проявлениях есть в процессе обучения. В профессиональной подготовке учителя она является одним из основных компонентов.
Практика педагогическая— один из системообразующих компонентов профессиональной подготовки учителя, предусматривающий включение студента в реальный пед. процесс в образовательном учреждении и овладение им необходимыми умениями и навыками пед. деятельности под руководством специалистов пед. учебного заведения и образовательного учреждения.
Преамбула— вводная часть документа, содержащая указание на обстоятельства,
послужившие поводом к его изданию, на его цели и мотивы.
Превентивный(от лат. praeventus — предупреждающий) — предохранительный,
опережающий действия противной стороны, предупреждающий.
Предвидение педагогическое— прогнозирование и предсказание в сфере
образования и развития личности ребенка, предвосхищение возможного хода событий в пед. взаимодействии. Прогнозирование — процесс получения опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы. Предсказание: прогноз, выраженный в форме суждений и оценок. Немалую роль играют пед. интуиция (способность непосредственно, без логического анализа видеть верное решение) и инсайт (озарение, открытие, внезапное рождение новой идеи). Пед. прогнозирование м. б. поисковым и нормативным.
Предмет педагогического исследования— конкретная часть объекта
исследования или процесс в нем происходящий, или аспект проблемы, к-рый и исследуется.
Предмет педагогики— процесс направленного развития и формирования
человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, — воспитание человека, как особая функция общества; воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.
Предубеждение— негативная установка, препятствующая адекватному восприятию
сообщения или действия. Как правило, человек не осознает или не желает осознавать, что он предубежден, и рассматривает свое отношение к объекту П. как следствие объективной и самостоятельной оценки каких-то фактов. П. может быть следствием поспешных и необоснованных выводов, базирующихся на личном опыте, а также результатом некритического усвоения стандартизированных суждений, принятых в определенной общественной группе (предрассудок). П. нередко используется человеком для оправдания неблаговидных поступков. Является серьезной причиной в возникновении конфликтов между учителем и учеником в пед. взаимодействии.
Пренатальное развитие психики— дородовое развитие психики, определяемое
как наследственностью, так и влиянием внутриутробной и внешней среды на развивающийся плод. Признание влияния внешней среды на внутриутробное развитие психики привело к появлению пед. направления, получившего название дородовой педагогики.
Преподавание — специальная профессиональная деятельность взрослых,
направленная на передачу детям суммы знаний, умений и навыков и воспитание их в процессе обучения; упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач) и обеспечения информирования, осознания и практического применения знаний.
Прерогатива(от лат. praerogativa — преимущество, первенство) — исключительное
право, принадлежащее к.-л. организации или должностному лицу.
Прескриптивный— предписывающий, нормативный.
Престиж(от фр. prestige — авторитет, влияние) — мера признания обществом заслуг
индивида; результат соотнесения соц. значимых характеристик субъекта со шкалой ценностей, сложившейся в данной общности. Для воспитанника в процессе становления его личности очень важен его П. как в глазах взрослого окружения, так и в глазах сверстников. Для учителя небезразличен уровень престижности профессии педагога в общественном сознании.
Прецедент (от лат. praecedens — предшествующий) — случай, имевший место в
прошлом и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода.
Привычка — стойкая потребность личности совершать определенные действия, акты
поведения. Любая П. представляет собой навык, ставший потребностью. Образовавшаяся П. всегда означает возникновение не столько нового умения, сколько нового мотива или тенденции к автоматически выполняемому действию. Привычки складываются как стихийно, так и в результате целенаправленного воспитания. Воспитанный человек — это как раз тот человек, к-рый не только знает как нужно поступить, но и не может поступить иначе в силу выработанных П. даже при отсутствии внешнего контроля за его поведением.
Прием(в пед.) — 1. относительно законченный элемент воспитательной технологии,
зафиксированный в общей или личной пед. культуре; способ пед. действий в определенных условиях; 2. элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода.
Принтер— устройство для вывода данных в печатном виде на бумажный носитель.
Принцип естественного воспитания— последовательное стремление придать
воспитанию и обучению характер, сообразный природе ребенка, и обеспечить развитие заложенных в нем потенций. Разрабатывался Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци.
Принцип параллельного действия— влияние на воспитанников через
требования актива, принявшего нравственные ценности воспитателя, и общественное мнение (по А. С. Макаренко).
Принцип сотрудничества в воспитании— ориентация в процессе воспитания
на приоритет личности, создание благоприятных условий для ее самоопределения, самореализации и самодвижения в развитии, организация совместной жизнедеятельности взрослых и детей на основе межсубъектных связей, диалогичности взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
Принципы внутришкольного управления— в процессе внутри-школьного
управления и руководства необходимо руководствоваться следующими основополагающими положениями:целостный взгляд на человека, уважение и доверие к человеку, индивидуальный подход и личное стимулирование, обогащение и обновление работы учителя, постоянное повышение квалификации, сотрудничество (партисипативность), коллективное принятие решений и делегирование членам коллектива отдельных управленческих функций, автономизация (передача управления отдельными участками работы членам коллектива). Разработаны Ю. А. Конаржевским.
Принципы государственной политики в области образования—
основные положения, на к-рых базируется государственная политика в области образования.
Автономность образовательных учреждений— предоставление самостоятельности образовательным учреждениям в разработке и утверждении учебного плана, порядка и периодичности промежуточной аттестации, системы оценок воспитанников.
Гуманистический характер образования— создание такой системы учебно-воспитательных учреждений и образовательных программ, к-рые смогут удовлетворить любые образовательные запросы различных групп населения без ущемления чьих —л. прав на получение образования любого желаемого уровня.
Демократизация образования — ликвидация монополии государства на образование и переход к общественно-государственной системе; четкое разграничение полномочий между центральными, региональными и местными органами управления с максимальной передачей управленческой функции на места; муниципализацию образования (участие местной власти и местной общественности в управлении образованием через муниципальные органы и непосредственно в деятельности образовательных учреждений); юридическая, экономическая и финансовая самостоятельность образовательных учреждений; право педагогов на творчество, свобода выбора концепций и технологий, учебников и учебных пособий, методов опенки деятельности учащихся, участие в управлении образовательным учреждением; право учащихся на выбор школы и профиля образования, на домашнее образование и обучение в негосударственных учебных заведениях, на ускоренное обучение и обучение по индивидуальным учебным планам, на участие в управлении образовательным учреждением.
Единство федерального культурного и образовательного пространства— связь федеральной программы развития образования с национальными, региональными и муниципальными программами, учитывающими местные уровни соц.-экономического и культурного развития, а также особенности местных образовательных систем.
Общедоступность — все типы учебных заведений доступны для обучения без ограничения по половым, расовым, национальным, религиозным или др. причинам всем гражданам РФ и лицам, имеющим на это право, определенное Законом РФ «Об образовании» (1996).
Светский характер государственных, муниципальных образовательных учреждений — образовательные программы государственных и муниципальных образовательных учреждений носят безрелигиозный характер, ни одна из религиозных конфессий не может пропагандироваться в стенах государственных образовательных учреждений или подвергаться преследованию.
Свобода и плюрализм— предоставляется свобода выбора форм обучения по желанию детей, их родителей или заменяющих родителей лиц. Родители и дети могут по-своему желанию выбрать для обучения государственную светскую школу любого типа и вида, любое религиозное или частное учебное заведение.
Принципы образования социокультурные— исходные положения педагогики
культуры, сводящиеся к следующему: развитие личности возможно только в культурной среде; реализация концепций развивающего образования, педагогики и психологии развития невозможна без целенаправленной организации культурной среды образовательного учреждения; культурная среда создает многообразие зон развития и ситуацию их выбора, что предполагает свободу культурного самоопределения ребенка; культурная среда учебного учреждения возникает лишь в совместной деятельности и глубинном общении детей и взрослых.
Принципы технологичные педагогической деятельности— основные
положения, определяющие успешность осуществления пед. взаимодействия: учет уровня воспитанности детей и подростков (предъявление только таких требований, к-рые адекватны уровню нравственных знаний и поведения воспитанников); ориентация на отношения ребенка к окружающему миру (только отношение воспитанника к тому или иному явлению определяет степень нравственности или безнравственности совершаемых им действий); принцип меры (любое воздействие на воспитанника или взаимодействие с ним эффективно только тогда, когда соблюдена мера в эмоциях, разнообразии используемых пед. средств, форм и методов); принцип динамичности пед. позиции (пед. позиции учителя и ученика, воспитателя и воспитанника подвижны и взаимообусловлены: и учитель, и ученик могут выступать то как субъекты, то как объекты взаимодействия); принцип компенсаторности (не у каждого педагога имеется в наличии вся совокупность пед. способностей, поэтому необходимо решать проблемы за счет тех пед. способностей, к-рые проявляются наиболее полно и ярко); принцип оригинальности и новизны воздействия требует постоянного пополнения и расширения арсенала пед. методов и средств, к-рые позволят каждую встречу с воспитанником сделать неординарной и запоминающейся; культурологический принцип пед. деятельности предполагает использование средств, методов и приемов в пед. взаимодействии из различных смежных областей: искусства, психотерапии, медицины и др.; сенсорологический принцип технологичной пед. деятельности определяет, что успешность пед. взаимодействия зависит от тех ощущений, которые его сопровождают: цвет, запахи, звуки и т. п. Разрабатываются Н. Е. Щурковой.
Принципы управления образовательными системами— осно -
вополагающие идеи по осуществлению управленческих функций: демократизация и гуманизация, системность и целостность, взаимосвязь единоначалия и самоуправления, научность, компетентность, оптимальность.
Принципы целостного педагогического процесса(педагогические принципы)
— исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в целостном пед. процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению; проявление должного. Носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих весь процесс.
Единство знаний и поведения — сущность принципа определяется законом единства сознания и деятельности, согласно к-рому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности. При реализации необходимо постоянно организовывать деятельность детей и детских коллективов так, чтобы ее участники постоянно убеждались в истинности и жизненной необходимости получаемых знаний, идей, упражнялись в соц. поведении.
Демократизация— предоставление участникам пед. процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.
Доступность в обучении и воспитании(принцип постепенного увеличения трудностей) — принцип, следуя к-рому в учебной и воспитательной работе надо исходить из достигнутого уровня развития учащихся, учитывать их возрастные, индивидуальные и половые особенности и возможности, уровень обученности и воспитанности. Учить от близкого к далекому, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Но этот принцип нельзя понимать как требование легкости в обучении и воспитании. Обучение и воспитание по степени трудности и сложности необходимо ориентировать на «зону ближайшего развития» обучаемого.
Гуманизация— принцип соц. защиты растущего человека; сущность заключается в очеловечевании отношений учащихся между собой и с педагогами, приоритет общечеловеческих ценностей.
Индивидуальный подход в воспитании — пед. процесс организуется с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и др.). Суть И. п. составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия и взаимодействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.
Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка — реализацией этого принципа является организация как индивидуальной и фронтальной работы, так и групповой, к-рая требует от участников умения сотрудничать, координировать совместные действия, находиться в постоянном взаимодействии. Социализация в процессе учебно-воспитательного взаимодействия объединяет интересы личности с общественными.
Наглядность(в пед.) — принцип, согласно к-рому обучение и воспитание строится на «золотом правиле дидактики» (Я. А. Коменский): «Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами». Н. предполагает не только непосредственное зрительное восприятие, но и восприятие через моторные и тактильные ощущения. Н. в учебно-воспитательном процессе, обеспечиваемая с помощью разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, ТСО, в том числе и мультимедийной аппаратуры, обогащает круг представлений учащихся, развивает наблюдательность и мышление, помогает более глубокому усвоению воспринимаемой информации.
Научность в обучении и воспитании— принцип, согласно к-рому обучаемым предлагаются для усвоения только установленные в науке положения и используются методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам науки, основы к-рой изучаются. Необходимо знакомить обучаемых с историей важнейших открытий и современными идеями и гипотезами; активно использовать проблемные исследовательские методы обучения, технологию активного обучения. Помнить, что сколь бы элементарны не были передаваемые знания, они не должны противоречить науке.
Положительный эмоциональный фон педагогического процесса — такая организация пед. процесса, когда всем участникам интересно и увлекательно заниматься совместной деятельностью, будь то учебная, внеурочная или внешкольная.
Принцип культуросообразности— максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в к-рой находится конкретное учебное заведение: культуры нации, общества, региона, страны; формирование личности ребенка в рамках национальной культуры.
Принцип природосообразности— исходное положение, требующее, чтобы ведущим звеном любого воспитательного взаимодействия и пед. процесса выступал ребенок (подросток) с его конкретными особенностями и уровнем развития. Природа воспитанника, его состояние здоровья, физическое, физиологическое, психическое и соц. развитие — главные и определяющие факторы воспитания; играет роль экологической защиты человека от возможного разрушительного влияния пед. процесса, его насильственного давления.
Принцип прочности, осознанности и действенности результатов воспитания и обучения — овладение знаниями, умениями, навыками и мировоззренческими идеями достигается только тогда, когда они обстоятельно осмыслены и хорошо усвоены, продолжительно сохраняются в памяти. Реализуется данный принцип путем постоянного, продуманного и систематического повторения, упражнения, закрепления, проверки и оценки знаний, умений, навыков и норм и правил поведения. При этом следует руководствоваться следующими правилами: «Ничего не следует заставлять выучивать на память, кроме того, что хорошо понято рассудком» (Я. А. Коменский); «Воспитатель, понимающий природу памяти, будет беспрестанно прибегать к повторениям не для того, чтобы починить развалившееся, но для того, чтобы укрепить здание и вывести на новый этаж» (К. Д. Ушинский).
Принцип сотрудничества — ориентация в процессе воспитания на приоритет личности; создание благоприятных условий для ее самоопределения, самореализации и самодвижения в развитии; организация совместной жизнедеятельности взрослых и детей на основе межсубъектных связей, диалогичности взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
Связь теории с практикой — принцип, требующий гармоничной связи научных знаний с практикой повседневной жизни. Теория дает познание мира, практика учит эффективно на него воздействовать. Реализуется путем создания условий для перехода в процессе обучения и воспитания от конкретно-практического мышления к абстрактно-теоретическому и обратно, применения получаемых знаний на практике, формирования понимания, что практика выступает как источник абстрактного мышления и как критерий истинности получаемого знания.
Систематичность и последовательность— соблюдение логических связей в процессе обучения, что обеспечивает усвоение учебного материала в большем объеме и более прочно. С. и п. позволяют за меньшее время достичь больших результатов. Реализуются в различных формах планирования и в определенным образом организованном обучении. Все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все «сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего». (Я. А. Коменский).
Сознательность, активность, самодеятельность —
принцип, сущность к-рого сводится к тому, что собственная познавательная активность обучаемого и воспитуемого является важным фактором обучаемости и воспитуемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения передаваемой суммой знаний и норм и быстроту выработки умений, навыков и привычек. Осознанное участие в учебно-воспитательном процессе усиливает его развивающее влияние. Способствуют реализации данного принципа методы и приемы активизации познавательной деятельности и технология активного обучения.
Субъектность — развитие способности ребенка осознавать свое «Я» во взаимоотношениях с людьми, миром, оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию, противодействовать негативному внешнему влиянию, создавать условия для саморазвития собственной индивидуальности и раскрытия своих духовных потенциальных возможностей.
Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему— принцип, требующий уважения педагога к воспитаннику как к личности. Проблема личности, считал А. С. Макаренко, м. б. разрешена, если в каждом человеке (даже самом маленьком) видеть личность. Своеобразной формой уважения к личности ребенка является разумная требовательность, воспитательный потенциал к-рой существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами полноценного развития личности. Требовательность к учащимся необходимо соединять с требовательностью учителя к себе, с учетом мнения своих воспитанников о себе. Уважение к личности предполагает опору на положительное в человеке (см. Мотивация достижения).
Эстетизация детской жизни— положительный результат воспитания м. б. достигнут только в красиво организованном пространстве воспитания: эстетически оформленные классные и рекреационные помещения, наличие цветов, зелени, аквариумов, произведений искусства, живых уголков, цветочных клумб на пришкольном участке и т. п.
Приоритет — преобладание, первенствующее значение чего-л.
Проблема педагогического исследования— тот вопрос, к-рый возникает в
процессе изучения пед. процессов и явлений и на к-рый надо ответить.
Проблемная ситуация(от греч. problema — задача, задание и лат. situatio —
положение) — 1. соотношение обстоятельств и условий, в к-рых разворачивается деятельность индивида или группы, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения; 2. психол. модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности. Осознание к.-л. противоречия в процессе деятельности (напр., невозможности выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, к-рое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Начальным звеном разрешения возникшего противоречия является заданный человеком самому себе вопрос о причинах возникшей трудности. Поиск ответа приводит к разрешению противоречия и продуктивному развитию того, кто осуществил поиск. В силу этого, проблемное обучение, построенное на П. с, относится к развивающему.
Провайдер— организация-поставщик телекоммуникационных услуг.
Прогнозирование(в пед.) — познавательная деятельность учителя, направленная на
раскрытие черт и особенностей процессов будущего развития личности воспитанника и ожидаемых от них следствий, указание на путь и условия осуществления предвидения.
Программа(в информатике) (англ. program) — инструмент для решения прикладных
задач с помощью компьютеров; упорядоченная последовательность команд, предназначенных для управления компонентами системы, напр., процессором, в целях реализации заданного алгоритма.
Программа инструментальная — программа, являющаяся средством для написания другой программы.
Программа обучающая — подробное описание управляющей деятельности преподавателя во взаимодействии с учебной работой учащихся. П. о. состоит из шагов, а шаги из кадров. Обучение на основе таких программ — программированное обучение, его основу составляют следующие принципы: деление материала на небольшие, тесно связанные между собой порции (шаги, части); активизация деятельности учащихся, изучающих программированный текст; немедленная оценка каждого ответа учащегося; индивидуализация темпа учения. Разработаны три вида обучающих программ. Программа обучающая линейная (автор Беррес Скиннер), в к-рой порции информации следуют одна за другой, независимо от успехов учащихся. Программа обучающая разветвленная (автор Норман Краудер) используется при методе программированного обучения с жестким (неадаптивным) ветвлением. Имеет следующие отличительные черты: задания большого объема (по сравнению с линейной программой), вопросы с многовариантным выбором ответа и последовательное использование техники ветвления. Программа обучающая комбинированная — программа, объединяющая особенности линейной и разветвленной программ.
Программирование — раздел информатики, цель к-рого разработать средства для
подготовки задач к решению на ЭВМ и создать средства программированного обеспечения.
Программные средства и среды дистанционного обучения:
Модель энциклопедии,предполагающая свободу перемещения по тексту, сжатое (реферативное) изложение информации, необязательность сплошного чтения текста, справочный характер информации, использование перекрестных ссылок. Электронная энциклопедия содержит фотографии, звукозаписи, музыкальное сопровождение и видеофрагменты.
Модель компьютерных слайд-фильмов (КСФ).КСФ имеют средства квазимультипликации, могут сопровождаться звуком, музыкой, содержать кинофрагменты. Предназначены для непрерывного просмотра.
Модель виртуальных миров (ВМ)— трехмерная электронная модель различных объектов, городской площади, зала музея, выставки и т. п. Обладает эффектом присутствия, в ней можно перемещаться как в зале музея, выбирать угол обозрения.
Программы общеобразовательные— См. Учебная программа.
Проект учебный телекоммуникационный— основная форма организации
учебной или внеучебной деятельности учащихся в сети, представляющая совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Разрабатывается Е. С. Полатом. Специфика телекоммуникационных проектов заключается в их межпредметном характере. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и понимание особенностей национальной культуры партнера, его мироощущения. Телекоммуникационные проекты должны предусматривать: 1) процесс систематических, длительных наблюдений за тем или иным природным, физическим, социальным и др. явлением; 2) сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях, для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений; 3) сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления решений, пригодных для широкого круга задач; 4) совместную творческую разработку с реальным результатом (создание журнала, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса и т. д.); 5) проведение увлекательных приключенческих совместных компьютерных игр, состязаний.