Словарь по педагогике 4 12 страница

Культура личности — 1. уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований; 2. совокупность соц. компетенций: политические и соц. компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии ре­шений, регулировать конфликты ненасильственным пу­тем, участвовать в функционировании и развитии демок­ратических институтов; компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе (понимание различий между представителями различных культур, уважение друг к дру­гу, способность жить с людьми др. культур, языков и ре­лигий); компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, несколькими языками; компе­тенции, связанные с владением новыми информационны­ми технологиями; компетенции, реализующие способ­ность и потребность учиться всю жизнь. К.л. формирует­ся в процессе воспитания и обучения, под влиянием соц. среды и личной потребности в постоянном развитии и совершенствовании.

Культура личности базовая — совокупность основ познава­тельной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой и физической культуры личности, на к-рую ори­ентировано содержание образования и воспитания.

Культура массовая — культура, доступная и понятная всем слоям населения и обладающая меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Поэто­му быстро теряет актуальность и выходит из моды, но пользуется большой популярностью у молодежи, нередко затрудняя процесс овладения ею подлинным искусством. Поп-культура — сленговое название К. м., китч — ее раз­новидность.

Культура методологическая учителя— знание методоло­гии педагогики и умение ее применять в пед. деятельно­сти. Логика применения методологии педагогики учителем: осознание целей и задач учебно-воспитательного процес­са в конкретной пространственно-временной ситуации; диагностика на основе отбора соответствующих методик и методов уровня готовности детей к выполнению пред­стоящих задач; проектирование и конструирование учеб­но-воспитательного процесса на основе полученных ре­зультатов; формулировка и творческое решение пед. за­дач; психол.-пед. и методическая рефлексия (умение объективно и отстраненно проанализировать и оценить свою деятельность, увидеть удачи и ошибки, выйти на уровень осознания и формулирования новых пед. задач).

Культура мышления— степень овладения человеком при­емами, нормами и правилами умственной деятельности, выражающаяся в умении точно формулировать задачи (проблемы), выбирать оптимальные методы (пути) их решения, получать обоснованные выводы, правильно пользоваться этими выводами на практике. Повышает целенаправленность, организованность, эффективность любого вида деятельности.

Культура народная— культура, создаваемая анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Она включает мифы, легенды, эпос, сказания, песни, танцы, сказки и т. п. Синоним К. н. — фольклор. Она локализова­на: связана с традициями данной местности и демократич­на, поскольку в ее создании участвуют все желающие. Необ­ходимо учитывать К. н. при отборе содержания образования.

Культура общения— система знаний, умений и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общения.

Культура организационная школы — система отношений, используемая для регулирования поведения пед. коллек­тива и отдельных его членов в разных условиях и обстоя­тельствах; коллективное умонастроение, ментальность, общие для пед. коллектива данной школы. Культура соз­дается людьми. Это феномен, к-рому учатся. Культура об­ладает незначительной динамикой. Функции К. о. ш.:оп­ределяет стандартные пути решения проблем, способствует снижению неопределенности, когда люди сталкивают­ся с новыми ситуациями. ТипыК.о.ш.: ориентированная на роли, ориентированная на задачу, ориентированная на человека, ориентированная на власть (силу).

Культура поведения — соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить пра­вильный тон в общении с окружающими. О важности вос­питания К.н. у детей и обусловленности ее нормами мора­ли говорил еще В. Белинский: «Не упускайте из вида ни одной стороны воспитания: говорите детям и об опрятно­сти, о внешней чистоте, о благородстве и достоинстве ма­нер и обращения с людьми; но выводите необходимости всего этого из общего и из высшего источника — не из ус­ловных требований общественного знания или сословия, но из высокости человеческого знания, не из условных тре­бований общественного знания или сословия, не из услов­ных понятий о приличии, но из вечных понятий о досто­инстве человеческом» (Поли. собр. соч., т. 4, 1954, с. 96).

Культура профессионального самообразования педагога —

высокий уровень развития и совершенствования всех компонентов профессионального самообразования педа­гога. Являясь высшей формой удовлетворения професси­ональных познавательных потребностей педагога, она связана с проявлением значительных волевых усилий с его стороны, с высокой степенью сознательности и организо­ванности, принятием на себя внутренней ответственнос­ти за свое совершенствование.

Культура речи— степень совершенства устной и письмен­ной речи, характеризующаяся соблюдением ее норматив­ности, выразительности, лексическим богатством. Значи­мы:тон речи, использование единичных суждений, мане­ра обращения к воспитанникам и манера отвечать им, характер мимики и жестов, сопутствующих речи; хорошая вербальная память, правильный отбор языковых средств, умение ориентировать речь на собеседника, предвосхище­ние влияния речи на слушателей, техника речи.

Культура самообразования(самообразовательная культура) — высокий уровень развития и совершенства всех компонен­тов самообразования. Потребность в самообразовании является характерным качеством развитой личности, не­обходимым элементом ее духовной жизни. Устойчивая потребность в самообразовании, ставшая качеством лич­ности, включает в себя не только потребность в знаниях, но и потребность в умственном труде.

Культура труда— умение работать с применением рацио­нальных приемов, современной техники и технологии; высокая технологическая дисциплина; умение применять в работе профессиональные знания; рациональная орга­низация труда и рабочего места; соблюдение правил и норм безопасности труда; бережное отношение к обору­дованию, материалам, энергии.

Культура управления— комплексная, обобщающая харак­теристика управленческого труда, отражающая его каче­ственные черты и особенности. К.у. включает совокуп­ность знаний, их структуру и глубину, мировоззрение, морально-этические нормы работы, отношения к труду, навыки в организации работы, умение владеть собой и понимать особенности работающих рядом людей. К.у. проявляется также в эстетике работы, стремлении офор­мить и выполнить ее красиво.

Культура учителя (педагогическая культура)— совокуп­ность реализуемых в деятельности учителя общекультур­ных и профессиональных знаний, умений, навыков, спо­собов и форм общения, и опыта результативной пед. де­ятельности, уровня развития пед. сознания, самосознания и мышления, сформированных личностной и професси­ональной Я-концепции, концепций Воспитанника и Де­ятельности. Компоненты К.у.: пед. направленность, сово­купность профессионально-значимых личностных ка­честв и способностей, широкий кругозор, пед. эрудиция и профессиональная компетентность.

Культура физическая — уровень сформированное™ пра­вильного отношения человека к своему здоровью и физи­ческому состоянию, обусловленного образом жизни, си­стемой сохранения здоровья и физкультурно-спортивной деятельностью, знанием о единстве гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.

Культура чтения— составная часть обшей культуры лично­сти, представляющая собой комплекс навыков в работе с книгой, включающий осознанный выбор тематики чте­ния, его систематичность и последовательность, а также умение находить нужную литературу с помощью библио­графических пособий, пользоваться справочно-библио-графическим аппаратом, ориентироваться в книге с целью максимального усвоения и глубокого восприятия прочи­танного, применять рациональные приемы работы с кни­гой (тезирование, конспектирование, аннотирование, ре­цензирование и т. п.) и бережно обращаться с произведе­ниями печати.

Культура «экранная»— культура, основанная на системе экранных изображений. Экранная речь вмещает поведе­ние и устную речь, анимационное моделирование, пись­менные тексты и многое др. Создает условия для постоян­ного и полноценного диалога, «обмена смыслами» между человеком и текстом. Экранная культура — планетарна.

Культура эмоциональная— воспитанность эмоций; уровень развития эмоций, к-рый предполагает эмоциональную отзывчивость и ответственность за свои переживания пе­ред собой и окружающими.

Культурная среда для ребенка— совокупность следующих сред: а) культурная

среда обучения и преподавания, формируемая с помощью культуроемких технологий и многообразия каче­ственных средств различных дисциплин гуманитарного и есте­ственного знания, а также культурных компонентов содержания всех учебных курсов; б) культурная среда собственной активной учебной деятельности; в) мультикультурное пространство обра­зования в учебном заведении; г) культурная массмедиа — среда самообразования; д) культурная среда общения детей и взрос­лых; е) культурная среда семьи; ж) культурная среда детско-подростковой самодеятельности; з) культурная среда дополнитель­ного образования и культурная среда зон саморазвития лично­сти (как внутреннее культурное пространство).

Культурно-историческая теория психического развития лич­ности—

концепция психического развития человека, разрабо­танная в 20—30-е гг. Л.С. Выготским при участии его учеников А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. При формировании К.-и. т. п. р. л. ими был критически осмыслен опыт гештальтпсихологии, фр. психол. школы (прежде всего Ж.Пиаже), а также структурно-се­миотического направления в лингвистике и литературоведении («формальная школа» в литературоведении (ОПОЯЗ) и др.). Согласно К.-и. т. п. р. л. главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, т. е. совместной со взрослым и опосредствованной знаками деятельности. В итоге прежняя структура психических функций изменяется — опосредствуется интериоризованными знаками, психические функции становятся «культурными». Внешне это проявляется в том, что они приобретают осознан­ность и произвольность. Тем самым интериоризация выступа­ет и как социализация. В качестве универсального орудия, из­меняющего психические функции, выступает языковой знак — слово. Этапы этого процесса: коллективная деятельность и общение — культура (знания) — присвоение культуры (обу­чение и воспитание) — индивидуальная деятельность — пси­хическое развитие человека. В разные эпохи и в разных куль­турах эта абстрактная структура наполняется конкретным содержанием, придающим историческое своеобразие разви­тию психики индивида.

Культурология— наука, учение, знание о культуре.

Куррикулум— I. общий план проведения занятия, включающий со­держание занятия,

его цели, методы и результаты; 2. совокуп­ность учебного содержания, плана, метода, структуры, учебни­ков, задачников, иллюстративного материала, всех видов нагляд­ных и технических средств, компьютерных программ и т. п.

Л

Лабильный— нестойкий, неустойчивый, изменчивый.

Лапидарный(от лат. lapidarius — высеченный на камне) — крат­кий, но отчетливый и

ясный. Предельно сжатый слог, первона­чально свойственный надписям на древнеримских памятниках.

Латентный период — скрытый период в психическом и физиоло­гическом отражении,

время от момента воздействия на орга­низм раздражителя и до момента появления ответной реакции.

Леворукость (левшество)— функциональное преобладание ле­вой руки над правой.

В нек-рых случаях Л. обусловлена повреж­дением или заболеванием правой руки, влекущим за собой не­возможность пользования ею (вынужденная Л.) Чаще Л. носит врожденный характер и обусловлена унаследованной специфи­кой функционирования ЦНС. Кроме явной Л., встречается скрытая Л., когда человек, приученный с детства пользоваться правой рукой, в непривычных условиях или в состоянии аффек­та пользуется левой (амбидекстрия). Л. часто воспринимается как отклонение от нормы, требующее обязательного устране­ния. Однако леворукие (левши) в полной мере способны к лю­бым моторным актам, в том числе и относящимся к тонкой мо­торике (письмо, рисование и т. п.). Левша нормально проходит все стадии физического и психического развития и становится абсолютно полноценной личностью. Переучивание левши не может изменить особенностей его ЦНС. Переучивание левшей нецелесообразно и вредно. Это приводит к психическим трав­мам и неврозам, а также к речевым нарушениям, в частности заиканию.

Лекция— метод обучения и воспитания, последовательное моно­логическое изложение

системы идей в определенной области.

Лекция школьная— продолжительное устное изложение (45—50 минут) учебного материала в сочетании с приема­ми активизации познавательной деятельности учащихся (выписывание основной мысли, конспектирование, со­ставление схематической модели излагаемого материала и ДР-).

Лесгафт Петр Францевич(1848-1909) — крупнейший биолог и педагог,

разносторонний ученый, известный русский анатом и врач. Основные пед. работы: «Руководство к физическому обра­зованию детей школьного возраста», «Семейное воспитание ребенка и его значение». Создал теории семейного и физичес­кого воспитания, теорию и практику подготовки кадров по фи­зическому образованию. Физическому и духовному развитию ребенка придавал решающее значение. Разработал интересную типологию детей: лицемерный, честолюбивый, добродушный, за­битый-мягкий, забитый-злостный, угнетенный. Л. считал, что различные типы детей возникают прежде всего в условиях их семейной жизни и воспитания. Построил теорию физического воспитания, принципом к-рой является единство физического и умственного развития, что давало ему возможность рассмат­ривать систему направленных упражнений как средство не только физического воспитания, но и умственного, этического и эстетического. Создал теорию и практику подготовки кадров по физическому образованию. Внес вклад в развитие женского пед. и мед. образования.

Лживость— черта личности, выражающаяся в соц.-защите «Я» путем сознательного

искажения действительного положения вещей, стремлении дать ложную информацию о фактическом положении дела ради достижения желаемой цели, самоутверж­дения в глазах окружающих или стремления избежать нежела­тельных последствий. Дифференциация Л. и оценка ее конкрет­ных проявлений возможны при условии правильного понима­ния мотивов и причин этого явления.

Либидо(от лат. libido — влечение, желание, страсть, стремление) — одно из основных

концептуальных понятий психоанализа, оз­начающее половое влечение или в более общем плане — влече­ние к жизни, к ее проявлениям, близкое к платоновскому Эро­су. К. Юнг расширил это представление, понимая под Л. психи­ческую энергию, волевой порыв для преодоления препятствий и трудностей в жизни человека.

Лидер(от англ. leader — ведущий) — член группы с наивысшим социометрическим

статусом, за к-рым признается особая роль при принятии групповых решений и организации совместной деятельности; личность, способная к самореализации, самосо­вершенствованию, самостоятельности, самоопределению, са­моразвитию, самообладанию, инициативности, обладающая высокой продуктивной работоспособностью, активностью, организаторской проницательностью, ответственностью, силой характера. В психол. приняты различные классификации Л.: I. по содержанию деятельности (Л. — организатор, Л. — программист, Л. — исполнитель); 2. по сфере проявления активности (Л. уни­версальный, Л. ситуативный); 3. по направленности деятельности и т.д. Л бывает формальным (закрепленным юридически, назначенным) и неформаль­ным (реально признаваемым коллективом). В процессе форми­рования детского коллектива чрезвычайно важно добиваться та­кого положения, чтобы реальный Л. принял систему ценностей, предлагаемую воспитателем.

Лидерство— доминирование в межличностных отношениях; спо­собность оказывать

влияние как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение цели органи­зации; естественный соц.- психол. процесс в группе, построен­ный на влиянии личного авторитета человека на поведение чле­нов группы. Выделяют бытовой тип Л. (в семье, в классе, в учеб­ной или досуговой группе и т. п.); соц. тип Л. (на производстве, в спортивных, творческих обществах и т. д.); политический тип Л. (государственные, общественные деятели).

Лицей— тип среднего или высшего учебного заведения. Истори­чески первый лицей

(ликей) — древне-греч. философская шко­ла близ Афин, основанная Аристотелем в 335 г. до н.э. и просу­ществовавшая около 8 столетий. Название «лицей» сохранилось до сих пор как в зарубежной, так и в современной отечественной системе образования. В настоящее время — вид государствен­ного среднего общеобразовательного учебного учреждения, ори­ентированного на обучение и воспитание интеллектуальной лич­ности и обеспечивающего непрерывность среднего и высшего образования. Дает повышенную подготовку по отдельным пред­метам различных циклов, осуществляет раннюю профилизацию, обеспечивает максимально благоприятные условия для разви­тия творческого потенциала. Имеют более узкую дифференци­ацию по сравнению с гимназией (технический, биолого-хими­ческий и т. п.).

Лицензирование образовательного учреждения— процедура проведения

экспертизы и принятия решения о выдаче (или от­казе в выдаче) образовательному учреждению лицензии на пра­во ведения образовательной деятельности в соответствии с по­данным заявлением. Проводится государственными органами уп­равления образованием или органами местного самоуправления с целью проведения государственной политики в области образова­ния и регулирования условий осуществления образовательного процесса, а также защиты прав граждан на получение образова­ния, создания правовых гарантий для свободного функциони­рования и развития образовательных учреждений различных органиозационно-правовых форм.

Личностный подход(в пед.) — последовательное отношение пе­дагога к

воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия.

Личность— 1. соц. сторона, соц. качество в человеке; 2. интеграль­ное понятие,

характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуаль­но-неповторимое; 3. конкретный человек, представитель опре­деленных соц. общностей (нация, класс, коллектив и др.), зани­мающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои инди­видуальные особенности; 4. субъект соц. отношений и созна­тельной деятельности, носитель психосоциальных свойств человека; 5. прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем — черт личности, к-рыми определяются своеобразное для данно­го человека мышление и поведение (Г. Олпорт). Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализа­ции. Структура личности:направленность, проявляется в потреб­ностях, интересах, идеалах, убеждениях, соц. установках, доми­нирующих мотивах деятельности и поведения, мировоззрении, эмоциях; знания, умения и навыки; индивидуально-типологические особенности, проявляются в способностях, темпераменте, харак­тере, волевых качествах. (СЛ. Рубинштейн). Разработка пробле­мы личности связана с именами А.Ф. Лазурского, Г. Олпорта, Р. Кеттела, 3. Фрейда, А. Маслоу, К. Роджерса, Л.С. Выготско­го, А.Н.Леонтьева, Л.И. Божович и др. Понятие Л. — одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с гумани­зацией учебно-воспитательного процесса становится активно используемой категорией и в педагогике. Существуют различ­ные теории развития личности и их классификации, знание к-рых поможет учителю легче ориентироваться в особенностях своих воспитанников.

Личность самоактуализирующаяся — тип личности, по классификации А. Маслоу, для к-рой характерно непре­рывное стремление к возможно более полному выявле­нию и развитию своих личностных возможностей. Л.с. свойственно дружелюбие, отсутствие агрессивности, спо­собность к глубоким привязанностям; при этом она лег­ко переносит одиночество, проявляет независимость, от­стаивает свою точку зрения, свои принципы. Это лично­сти, способные к творчеству, полноценному общению, активному саморазвитию.

Экстраверсия-интроверсия— противоположные друг другу свойства личности. Понятие введено К. Юнгом. Экстра­верт непосредственно откликается на внешние впечатле­ния, характерна общительность с большим кругом разно­образных и малознакомых людей. Переживания, действия и реакции интроверта в большей степени опосредованы событиями внутреннего мира — образами и представле­ниями памяти и воображения; характерна избирательная общительность с узким кругом хорошо знакомых людей. Экстравертированный тип личности побуждает к деятель­ности и заряжает энергией внешний мир. Не любит уеди­ненных размышлений, нуждается в поддержке и одобре­нии людей. Общителен, имеет много друзей. Легко вну­шаем, подвержен влиянию. Охотно развлекается, склонен к необдуманным поступкам. Э. ощущающего типа притя­гивают те объекты (люди, ситуации), к-рые возбуждают сильные ощущения. Результатом оказывается мощная сенсорная связь с внешним миром. Этот тип ориентиро­ван на конкретное наслаждение «реальной жизнью». Лиц такого типа можно встретить среди редакторов, атлетов, бизнесменов, вообще преуспевающих людей. Для Э. ин­туитивного типа характерна способность воспринимать во внешнем мире то, что происходит «за сценой» событий, видеть скрытые новые возможности. Но у него отмечает­ся недостаток способности к суждению, и он редко реали­зует возможности сам. Зачастую он начинает дело с нуля и оставляет его на пороге успеха. У Интроверта актив­ность по сравнению с др. людьми в большей степени свя­зана с внутренней, чем с внешней деятельностью. Для типичного И. характерны следующие черты: самоуглуб­ленность, замкнутость, затрудненность в общении, склон­ность к увлечениям профессиями, не связанными с обще­нием, с работой с людьми, склонны к одиночеству и глубо­комыслию, не терпят вмешательства в их личную жизнь. Сдержанны, редко вступают в конфликты. Одновременно они довольно упрямы, консервативны, им трудно вовремя перестроиться. Интровертный интуитивный тип личности обладает интуитивной способностью проникать в будущее, но его интуиция направлена не на объективную реаль­ность, а на субъективный психический мир. Такие люди нередки среди шаманов, пророков, поэтов и художников. Они мало озабочены телесным существованием и зачастую погружены в бесплодные фантазии. Интровертный ощуща­ющий тип личности руководствуется тем, что есть, что ви­димо и слышимо, что происходит, а не логичекими постро­ениями. Внутренние реакции на внешние впечатления глу­боки, но внешняя реакция возникает с задержкой.

Экстерналъность-интернальность(от лат. externus — вне­шний, internus — внутренний) — предрасположение лич­ности к определенной форме локуса контроля (см. Локус контроля).

Личность руководителя учебно-воспитательного учрежде­ния—

совокупность личностных качеств и свойств, професси­онально значимых для руководящей деятельности в образова­тельных учреждениях. Эталонный образ руководителя в общем виде выглядит следующим образом. Знания и умения: професси­ональная компетентность, стремление к внедрению нового, эрудиция, умение работать с информацией. Организаторские качества (что делать, когда, как): умение распределять свое и чужое время и делегировать полномочия; умение стимулировать работу, оперативное решение дел и умение доводить их до кон­ца, умение разбираться в людях и адекватно оценивать их, уме­ние принимать решения и действовать в соответствии с ними. Отношения с подчиненными: умение создать благоприятные от­ношения в коллективе, простота и такт в общении, чуткость, внимательность к людям, способность доверять другим, умение слушать собеседника, умение ярко и убедительно говорить, кри­тиковать только в необходимых случаях, своевременно и адекватно поощрять сотрудников, поощрять персонал к откровен­ности и проведению групповых дискуссий. Отношение к ново­му: не боится нового, информирован о новациях, создает усло­вия для их внедрения, готов к риску. Качества внешнего пред­ставительства: представительский внешний вид, умение взаимодействовать с другими организациями, отстаивать ин­тересы коллектива, противостоять внешнему давлению. Уро­вень и качество принимаемых решений: умение видеть пробле­му, умение рисковать при принятии решений и принимать на себя ответственность, рациональность принимаемых решений. Экономическая и юридическая компетентность: экономическая и юрид. грамотность, предприимчивость, организация дел с точки зрения их экономических последствий. Нравственно-волевые качества: обязательность, умение держать слово, целе­устремленность и последовательность, справедливость, требо­вательность к себе, честность и порядочность, отсутствие стремления быть во всем совершенством, гуманистическая направленность (внимателен, помогает, сочувствует, поддер­живает), пунктуальность, восприимчивость к критике, уравно­вешенность, умение управлять своим поведением в любой си­туации, настойчивость и энергичность, принципиальность, трудоспособность, чувство юмора.

Логическая наглядность— речевые формулировки, вынесенные на экран в виде

письменной речи, классификационных схем и схем отношений понятий.

Логика воспитания— последовательность (алгоритм) осуществ­ления

воспитательного взаимодействия: анализ — изучение лич­ности воспитанника и социально-педагогической ситуации ее развития; диагностика — выявление реального уровня развития человека; установление причинно-следственных связей, обус­ловливающих формирование его личности; прогноз — целепо-лагание: формулирование ожидаемого результата и условий его достижения; проектирование — разработка программы и плана, выбор способов деятельности, направленной на достижение цели; организация — формирование мотивации развития лично­сти, просвещение, организация деятельности и общения; кон­троль иоценка — выявление и оценка результатов воспитания, эффективности форм и способов организации воспитательно­го взаимодействия и постановка новых целей.

Логика учебного процесса— последовательность осуществления учебного

процесса: а) выдвижение и осознание познавательной задачи, создание у учащихся стимулов к учению; б) восприятие учащимися нового материала из различных источников, приоб­ретение в процессе самостоятельной работы новых знаний, ре­шение проблем; в) процесс обобщения, осмысления, понимания и формирования научных понятий, усвоение законов науки и т. п.; г) закрепление и совершенствование знаний, упражнения, прак­тические и лабораторные занятия, направленные на выработку у учащихся умений и навыков; д) применение знаний, умений и навыков; е) анализ достижений учащихся и проверка усвоения ими знаний, умений и навыков.

Логопедия— отрасль психологии и педагогики, изучающая недо­статки речи,

принципы и методы их предупреждения и преодо­ления.

Логотерапия— см. Психотерапия.

Локализация(от лат. localis — местный) — свойственный только определенному

месту, не выходящий за определенные пределы.

Локк Джон(1632-1704) — англ. педагог и философ. Основные труды: «Опыт о

человеческом разуме», «Мысли о воспитании».Считал, что люди становятся тем, что они есть: добрыми или злыми, полезными или нет, благодаря воспитанию. Задача вос­питания: воспитание джентльмена, человека, умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно», отличающегося утон­ченностью в обращении. Джентльмен должен получить разно­стороннее физическое, нравственное и умственное воспитание. Воспитываться ребенок должен дома под руководством хорошо подготовленного и немолодого воспитателя. У воспитанника надо вырабатывать характер, развивать волю, воспитывать дис­циплину. Главные воспитательные средства: пример, среда, ок­ружение ребенка. Необходимо терпеливо и последовательно формировать у воспитанника должные привычки путем ласко­вого внушения и напоминания, если дети что-то забывают. Был противником физических наказаний, но допускал их в случае упорного нежелания ребенка проявить послушание. Обширна образовательная программа джентльмена: чтение, письмо, ри­сование, родной язык, фр. и лат., но последний только тем, кому он понадобится в будущем, география, арифметика, геометрия, астрономия, хронология, этика, история и законоведение, бух­галтерия, ремесла (столярное, токарное, плотничье, парфюмер­ное дело, лакирование и гравирование), верховая езда и танцы. Все передаваемые знания должны носит практикоориентированный характер. Труд включен в систему образования юного буржуа для того, чтобы заложить основы понимания производ­ства, что полезно будущему предпринимателю, и как средство предупреждения праздности. Кроме того, труд на свежем возду­хе полезен для здоровья. Иную систему воспитания предусмат­ривал Л. для детей рабочего люда, для к-рых надо создавать школы в каждом приходе, где они будут обучаться с 3 до 14 лет, отрабатывая своим трудом расходы на обучение и содержание. Мысли Л. оказали большое влияние на развитие педагогики XVIII-XIX вв.

Наши рекомендации