Введение в педагогическую деятельность
|
|
1.2.
1.3.
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
|
|
2.3.
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
|
|
3.3.
3.4.
3.5.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
4.1.
|
|
4.2.
СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ЗАНЯТИЕ № 1
ТЕМА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ.
ЦЕЛЬ: закрепить творческое отношение к педагогической профессии у будущих учителей.
Вариант 1
ФОРМА: контрольный семинар
Внести в педагогический глоссарий: педагогическая специальность, педагогическая специализация, педагогическая квалификация, педагогическая деятельность, педагогической действие, воспитательная работа, преподавание, структура педагогической деятельности, позиция педагога, педагогическая способность, профессиональная компетентность, теоретическая готовность учителя, практическая готовность учителя, педагогическая культура учителя.
Вопросы для обсуждения:
1. В чем заключается своеобразие педагогической профессии.
2. Выделите особенности профессиональной и непрофессиональной педагогической деятельности.
3. Проанализируйте свой личностный потенциал будущего педагога (см. Приложение 2.6.). Составьте самохарактеристику в свободной форме.
Задания:
1. Составьте наглядную профессиограмму современного учителя.
2. Подумайте над ответом на вопрос, как Вы представляете себе педагогическую профессию в конце 21 века. Индивидуально или разделившись на микрогруппы по пять человек, представьте свой вариант ответа на этот вопрос в виде:
- рекламного проспекта «Учитель — вот основа всех основ»,
- видеоролика «Учительство сегодня и завтра»,
- проекта «Учитель будущего».
План:
1. Терминологическое упражнение в виде расшифровывания определений из глоссария.
2. Первый вопрос рассматривается методом мини-преподавание (см. Приложение 2.10.).
3. Второй вопрос обсуждается в режиме «ответ цепочкой».
4. По третьему вопросу организуется работа в группах (групповое обсуждение и оценка составленных самохарактеристик). Далее проводится презентация лучших самохарактеристик (пленарное обсуждение). Характеристикам дается экспертная оценка.
5. Выставка и публичная защита наглядной профессиограммы учителя.
6. Творческая защита проектов (задание 2).
7. Коллективный анализ занятия (см. Приложение 2.2.).
Литература:
1. Соловейчик С. Л. Вечная радость. – М., 1986.
2. Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М. 1986.
3. Азаров Ю. П. Искусство воспитания. – М., 1986.
4. Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. – М. 1986.
5. Шиянов Е. Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Педагогика. – 1989. — № 9.
Вариант 2
ФОРМА: дискуссия
Высказывания для развертывания дискуссии:
«Искусство и мастерство как раз и заключаются в умении сочетать сердечность с мудростью» (В. А. Сухомлинский).
«Мастерство воспитателя не является каким-то особым искусством…но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта» (А. Макаренко).
«Обращаясь к исследованию влияния на успешность преподавания специальных учительских свойств, мы можем в этом случае различать два вида качеств учителя: его научную подготовку и личный учительский талант»(П.Ф. Каптерев).
«Учительство – это состояние души» (М. А. Воскресенская).
«Воспитатель работает собой» (М. Снайдер).
Вопросы для обсуждения:
1. Слагаемые педагогического мастерства преподавателя.
2. Индивидуальность преподавателя и степень его педагогического мастерства.
План:
| ||||||
|
Методические рекомендации по ведению дискуссии:
· Участники дискуссии объединяются в группы по 5—6 человек, которые располагаются по кругу.
· Каждой группе проблему ставит преподаватель; он же предлагает общую гипотезу ее решения.
· Перед началом дискуссии регламентируется время, отведенное для выработки определенной точки зрения.
· Участники проблемной группы выбирают студента, который будет представлять общественное мнение.
· Участникам проблемной группы не разрешается вступать в дискуссию, но им позволяется давать указания своему представителю с помощью записок или тайм-аута, который используется для консультации.
· В обязанности наблюдателя дискуссии входит анализ действий участников и выполнение ими «техники аквариума».
Литература:
1. Афонина Г. М. Технология творческого освоения опыта педагогической деятельности. — Барнаул, 1995.
2. Гильманов С. А. Творческая индивидуальность учителя. — Тюмень, 1995.
Вариант 3
ТЕМА: ТВОРЧЕСТВО В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
ФОРМА: семинар-практикум
Вопросы для обсуждения:
1. Какова природа педагогического творчества?
2. Каковы роль и место творчества в структуре профессиональной педагогической деятельности?
3. В каком соотношении находятся педагогический опыт и мастерство учителя-новатора?
4. В чем заключается готовность учителя к инновационной деятельности?
Задания:
1. Индивидуально или в микрогруппах проиллюстрируйте проявление творческой составляющей в педагогической профессии. По возможности используйте технические средства обучения.
2. Опираясь на теоретические знания, напишите микросочинение-рассуждение на тему «Мои реальные шансы стать учителем-мастером».
План:
1. Первый вопрос семинара рассматривается в виде микро-преподавания (см. Приложение 2.10).
2. По второму вопросу организуется экспресс-разработка группового проекта «Место творчества в структуре профессионально-педагогической деятельности», с последующей презентацией проектов и их обсуждением.
3. Третий и четвертый вопросы обсуждаются комплексно в режиме «мини-дискуссия».
4. Творческое представление заданий к занятию и их квалифицированная экспертная оценка.
5. Коллективный анализ занятия (см. Приложение 2.2.).
Литература:
1. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. – М., 1990.
2. Балл Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. – М., 1986.
3. Елканов С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя. – М., 1986.
4. Ильин Е. Путь к ученику – М., 1989.
5. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.
6. КульневичС. В. Личностная ориентация методологической культуры учителя // Педагогика.— 1997.— №5.
7. МарковаА. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. — 1995. — № 6.
8. Новое педагогическое мышление /Под ред. В. А. Петровского. —М., 1989.
9. Орлов А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика.— 1995.— № 6.
10.Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности— М., 1991.
11.Пилиповский В. Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества // Педагогика. — 1997. — №5.
12.Поташник М. М. Как развивать педагогическое творчество. — М.: Знание, 1987. — Вып. 1.
13.Савин Н. В. Преподаватель педагогики // Методика преподавания педагогики.— М., 1987. — С.191—197.
14.Социокультурная и образовательная ситуация в мегаполисе // Педагогика. — 1993.— № 4.
15.Данильченко В. М., Шумейко А. А. Формирование индивидуального стиля деятельности в системе педагогического образования.— Комсомольск-на-Амуре, 1995,
16.Ильин Е. Н. Путь к ученику.—М., 1988.
17.Каптерев П. Ф. О свойствах учителя // Избр. пед.соч. —М., 1982.
18.Краевский В. В. Повышение квалификации педагога —чтоэто значит сегодня.— Бийск, 1996.
19.Крупская Н. К. Мерила оценки педагога // Избр. пед. соч.— М., 1980, — Т. 5. — С. 269—271.
20.Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя.— Л., 1996.
21.Морозова О. В. Этикет педагога.—Омск, 1996.
22.Соколов В. М. и др. Проектирование и диагностика качества подготовки преподавателей.— М., 1994.
23.Сухомлинский В. А. Сто советов учителю (советы 1 и 51) // Избр. пед.соч,—Киев, 1980.—Т.5.
ЗАНЯТИЕ № 2
ЦЕЛЬ: изучить основы процесса самовоспитания, педагогической сущности самообразования, освоить пути и средства профессионального самовоспитания и самообразования.
ФОРМА: семинар-практикум
Вариант 1
ТЕМА: МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ В УПРАВЛЕНИИ СОБОЙ
ФОРМА: итоговый семинар
Вопросы для обсуждения:
1. Как вы оцениваете роль самовоспитания в формировании личности учителя? Каковы его структурные элементы?
2. В чем заключается сущность
- методов самовоспитания;
- методов самопознания;
- методов самостимулирования?
3. Кратко обоснуйте задачи и содержание самообразования, его педагогическую сущность.
Задания:
1. Составить опорный конспект по теме семинара.
2. Подготовить выступление на три минуты по теме «Имеет ли право учитель управлять другими, не владея техникой самоорганизации» (см. Приложение 2.10.1.)
План:
1. Закрепление теоретических положений по теме (выборочное микропреподавание по заготовленным опорным конспектам).
2. Второй вопрос – ответ цепочкой.
3. Третий вопрос рассматривается в режиме «ответ тройкой».
4. Выставка и обсуждение опорных конспектов. Экспертная оценка и презентация лучших конспектов.
5. Конкурс ораторского мастерства по заданной теме. (5 минут в микрогруппах выбирается лучшее выступление, затем выступления опубликовываются и обсуждаются) (см. Приложение 2.10.2.).
6. Коллективный анализ занятия (см. Приложение 2.2.).
Литература:
1. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагогов. - М., 1994.
2. Рогов Е. И. Личность учителя. Теория и практика – Ростов-на-Дону, 1996.
3. Елканов С. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. Учебное пособие. – М., 1989.
4. Рувинский Л. , Соловьева А. Психология самовоспитания. – М., 1982.
Вариант 2.
ТЕМА: ОСНОВЫ САМОМЕНЕДЖМЕНТА УЧИТЕЛЯ
ЦЕЛЬ: изучение основ самоменеджмента учителя, основных приемов самоменеджмента, техники и принципов самоорганизации труди учителя.
ФОРМА: семинар-практикум
Вопросы для обсуждения:
1. Раскройте смысл самоменеджмента учителя.
2. Сформулируйте главную цель формирования культуры самомендежмента учителя.
3. Дайте кратное обоснование принципов самоорганизации труда учителя.
4. Найдите все возможные «минусы» низкой культуры самоорганизации труда современного учителя.
Задания:
1. Ознакомившись с теорией вопроса в литературе, составьте индивидуальный план самоорганизации своего труда.
2. Объединившись в микрогруппы до 5 человек, составьте практические рекомендации по самоорганизации труда студента, используя советы, методы, приемы, изложенные разными авторами (см. список литературы). Подготовьте творческую презентацию результатов проделанной работы.
План:
1. Терминологическое упражнение по первому вопросу.
2. Второй вопрос обсуждается в режиме «мини-дискуссия».
3. Третий вопрос раскрывается методом «ответ цепочкой».
4. Аукцион мнений проводится по четвертому вопросу.
5. Конкурс индивидуальных планов самоорганизации труда:
- работа в группах по выявлению лучших планов,
- вынесение лучших планов на пленарное обсуждение,
- подведение итогов конкурса.
6. Творческая презентация подготовленных проектов.
7. Коллективный анализ занятия (м. Приложение 2.2.).
Литература:
1. Алиев Х. Защита от стресса. Как сохранить и реализовать себя в современных условиях. – М., 1996.
2. Беляев Г. С., Лобзин В. С., Копылов И. А. Психологическая саморегуляция. –М., 1977.
3. Тримак Л. П. Общение с собой. – М., 1991.
4. Добровольский И. Технология успеха. – М., 1996.
5. Раченко И. П. НОТ учителя: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
6. Кови С. Семь навыков высоко эффективных людей. – М., 1997.
7. Кон И. С. В поисках себя. – М., 1984.
8. Шиндлер Дж. Как прожить 365 дней в году. – М., 1995.
9. Маркова А. К. Психология труда учителя. – М., 1992.
10. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1998.
ЗАНЯТИЕ №3
ТЕМА: ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
ЦЕЛЬ: раскрыть особенности педагогической науки, ее сущность, основные категории и понятия.
ФОРМА: итоговый семинар
Внести в педагогический глоссарий: педагогика, объект педагогики, предмет педагогики, педагогический процесс, педагогическая система, педагогическое взаимодействие, воспитание, обучение, образование.
Вопросы для обсуждения:
1. Какую ценность педагогического знания Вы видите в общекультурном развитии современного общества?
2. Проанализируйте, какое значение в термин «педагогика» вкладывают разные авторы.
3. Охарактеризуйте основные этапы развития педагогического знания и педагогической практики.
4. В каком соотношении находятся основные категории педагогики? Проанализируйте разные подходы к данному вопросу.
Задание:
Объединившись в микрогруппы до 5 человек, составьте задания для контроля понимания темы «Основные понятия и категории педагогики» (см. Приложение 2.8.).
План:
1. Взаимоконтроль по заготовленным заданиям.
2. По первому вопросу проводится мини-диспут, в ходе которого две группы аргументировано доказывают противоположные точки зрения на эту проблему.
3. По второму вопросу – ответ цепочкой.
4. Четвертый вопрос раскрывается в режиме «микро-преподавание» (см. Приложение 2.10.).
5. Коллективный анализ занятия (см. Приложение 2.2.).
Литература:
1. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. – СПбГУ, 1992.
2. Щедровицкий Г. П. Педагогика и логика. – М., 1993.
3. Гессен С. И. Основы педагогики. – М., 1995.
ЗАНЯТИЕ № 4
ТЕМА: ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
ЦЕЛЬ: осмысление задач образования в условиях современной социокультурной ситуации.
ФОРМА: итоговый семинар
Внесите в педагогический глоссарий: личность, человек, развитие личности, самовоспитание, саморазвитие, формирование личности, педагогическая поддержка, содержание образования, учебный план, учебный предмет, учебный процесс, государственный образовательный стандарт, базисный учебный план, учебные программы.
Вариант 1.
Вопросы для обсуждения:
1. Каково соотношение категорий «воспитание» и «образование»?
2. В каком соотношении находятся понятия «образование» и «культура»?
3. Каковы основные характеристики образованного человека на современном этапе?
4. Дайте самостоятельную оценку одной из тенденций образования.
Задания:
1. Сформулируйте 2-3 вопроса для пресс-конференции, дораскрывающие тему семинара.
2. Заполните пропуски в таблице, аргументируйте свое мнение.