Методические рекомендации для преподавателей
1.1. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПРЕСС-ТРЕНИНГА
1. Группа делится на две команды.
2. За 3-5 минут в каждой команде придумывается и разыгрывается педагогическая ситуация по заданной теме.
3. Показ прерывается в кульминационный момент.
4. Команда-соперница за 1-2.минуты находит решение ситуации и проигрывает развязку.
5. Результаты тренинга анализируются членами группы.
1.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ДИСКУССИИ
— При конструировании учебной дискуссии нужно обратить внимание на подготовку каждого участника к совместному обсуждению дискуссионных вопросов.
— Индивидуальная деятельность студентов в ходе подготовки дискуссии осуществляется без взаимодействия с партнерами на основе работы с предложенным преподавателем учебным материалом.
— В дискуссии каждый отстаивает свою точку зрения.
— Выступающий должен внимательно выслушивать оппонентов, по ходу их выступления делать заметки, поясняя все, что кажется непонятным.
— При обсуждении проблемы нужно приводить аргументы, доказательства и добиваться того же от оппонентов.
— Выработка консенсуса в решении проблемы происходит только на фактическом материале.
— Во время дискуссии можно пользоваться памяткой:
Памятка по организации дискуссии
— Беседа за круглым столом — это беседа «на равных».
— Обсуждение выдвинутых проблем возможно как в индивидуальном, так и в групповом варианте, но с обязательным участием каждого.
— Для организации такого варианта дискуссии важен подбор приемов введения участников в дискуссию (изложение проблемы, ролевая игра, видеофильм, приглашение экспертов со стороны и т. д.).
— Важно оглашение перед участниками правил проведения дискуссии:
— выступление должно быть организованным, только с разрешения ведущего;
— недопустима перепалка в ходе обсуждения;
— повторное выступление может быть отсрочено;
— каждое выступление подкрепляется фактами;
— каждая предложенная позиция должна быть рассмотрена;
— в ходе дискуссии недопустимо переходить на личность, использовать средства эмоционального шантажа.
1.3. МОДЕЛЬ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПЕРВОГО БЛОКА КУРСА «ПЕДАГОГИКА»
Для решения заявленных в пояснительной записке к данному УМК задач преподаватель может предложить студентам рейтинговую модель оценивания уровня овладения материалом данного курса.
В качестве примера предлагается примерная ведомость учета рейтинговой оценки уровня овладения содержанием курса.
ТАБЛИЦА 1
РЕЙТИНГОВАЯ ВЕДОМОСТЬ УЧЕТА ЗНАНИЙ
№ | Фамилия, имя студента | Лекции (max – 2 балла за 1 лекцию; максимально возможное количество баллов за весь блок лекций – 20 баллов) | Семинары (max – 5 баллов; максимально возможное за блок – 25 баллов) | СРС (max – 8 баллов; максимально возможное за блок – 40 баллов) | Аттестация (max – 20 баллоа) | ||||||||||||||||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | Глоссарий | Тесты | Консул. | №1 | №2 | Отметка | замечания | ||
При этом преподаватель на первом занятии (вводной лекции, первом практическом занятии) объясняет содержание рейтинговой системы оценки уровня освоения содержания первого блока курса «Педагогика». Студенты знакомятся с процедурой начисления баллов за каждый модуль данного курса, которая может быть разработана преподавателем в зависимости от количества лекционно-практических занятий и количества задания для самостоятельной работы студентов. В качестве примера предлагается следующая модель процедуры начисления баллов:
ЛЕКЦИИ | ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ | САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА |
Присутствие : 2 балла | Присутствие :1 балл | Результаты не представлены в срок: — 10 баллов |
Отсутствие без уважительной причины: -5 баллов | Отсутствие без уважительной причины: — 10 баллов | Репродуктивный характер: 4 балла |
Удовлетворительно: 3 балла | Продуктивный характер: до 6 баллов | |
Хорошо: 4 балла | Творческий характер: до 8 баллов | |
Отлично: 5 баллов |
Минимальное количество баллов для допуска к зачету – 55 баллов.
Итоговая аттестация: до 20 баллов.
СУММАРНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ОТМЕТКИ:
65 — 74 — удовлетворительно,
75 – 84 – хорошо,
85 – 95 – отлично.
Преподаватель может самостоятельно предоставить студентам так же критерии начисления того или иного количества баллов за работу на практических занятиях, за выполнения заданий для самостоятельной работы.
Приложение 2