Методические рекомендации для преподавателей

1.1. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПРЕСС-ТРЕНИНГА

1. Группа делится на две команды.

2. За 3-5 минут в каждой команде придумывается и разыгрывается педагогическая ситуация по заданной теме.

3. Показ прерывается в кульминационный момент.

4. Команда-соперница за 1-2.минуты находит решение ситуации и проигрывает развязку.

5. Результаты тренинга анализируются членами группы.

1.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ДИСКУССИИ

— При конструировании учебной дискуссии нужно обратить внимание на подготовку каждого участника к совместному обсуждению дискуссионных вопросов.

— Индивидуальная деятельность студентов в ходе подготовки дискуссии осуществляется без взаимодействия с партнерами на основе работы с предложенным преподавателем учебным материалом.

— В дискуссии каждый отстаивает свою точку зрения.

— Выступающий должен внимательно выслушивать оппонентов, по ходу их выступления делать заметки, поясняя все, что кажется непонятным.

— При обсуждении проблемы нужно приводить аргументы, доказательства и добиваться того же от оппонентов.

— Выработка консенсуса в решении проблемы происходит только на фактическом материале.

— Во время дискуссии можно пользоваться памяткой:

Памятка по организации дискуссии

— Беседа за круглым столом — это беседа «на равных».

— Обсуждение выдвинутых проблем возможно как в индивидуальном, так и в групповом варианте, но с обязательным участием каждого.

— Для организации такого варианта дискуссии важен подбор приемов введения участников в дискуссию (изложение проблемы, ролевая игра, видеофильм, приглашение экспертов со стороны и т. д.).

— Важно оглашение перед участниками правил проведения дискуссии:

— выступление должно быть организованным, только с разрешения ведущего;

— недопустима перепалка в ходе обсуждения;

— повторное выступление может быть отсрочено;

— каждое выступление подкрепляется фактами;

— каждая предложенная позиция должна быть рассмотрена;

— в ходе дискуссии недопустимо переходить на личность, использовать средства эмоционального шантажа.

1.3. МОДЕЛЬ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПЕРВОГО БЛОКА КУРСА «ПЕДАГОГИКА»

Для решения заявленных в пояснительной записке к данному УМК задач преподаватель может предложить студентам рейтинговую модель оценивания уровня овладения материалом данного курса.

В качестве примера предлагается примерная ведомость учета рейтинговой оценки уровня овладения содержанием курса.

ТАБЛИЦА 1

РЕЙТИНГОВАЯ ВЕДОМОСТЬ УЧЕТА ЗНАНИЙ

Фамилия, имя студента Лекции (max – 2 балла за 1 лекцию; максимально возможное количество баллов за весь блок лекций – 20 баллов) Семинары (max – 5 баллов; максимально возможное за блок – 25 баллов) СРС (max – 8 баллов; максимально возможное за блок – 40 баллов) Аттестация (max – 20 баллоа)
№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 №10 №1 №2 №3 №4 №5 Глоссарий Тесты Консул. №1 №2 Отметка замечания
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               

При этом преподаватель на первом занятии (вводной лекции, первом практическом занятии) объясняет содержание рейтинговой системы оценки уровня освоения содержания первого блока курса «Педагогика». Студенты знакомятся с процедурой начисления баллов за каждый модуль данного курса, которая может быть разработана преподавателем в зависимости от количества лекционно-практических занятий и количества задания для самостоятельной работы студентов. В качестве примера предлагается следующая модель процедуры начисления баллов:

ЛЕКЦИИ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Присутствие : 2 балла Присутствие :1 балл Результаты не представлены в срок: — 10 баллов
Отсутствие без уважительной причины: -5 баллов Отсутствие без уважительной причины: — 10 баллов Репродуктивный характер: 4 балла
  Удовлетворительно: 3 балла Продуктивный характер: до 6 баллов
  Хорошо: 4 балла Творческий характер: до 8 баллов
  Отлично: 5 баллов  

Минимальное количество баллов для допуска к зачету – 55 баллов.

Итоговая аттестация: до 20 баллов.

СУММАРНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ОТМЕТКИ:

65 — 74 — удовлетворительно,

75 – 84 – хорошо,

85 – 95 – отлично.

Преподаватель может самостоятельно предоставить студентам так же критерии начисления того или иного количества баллов за работу на практических занятиях, за выполнения заданий для самостоятельной работы.

Приложение 2

Наши рекомендации