Организация самостоятельной работы студентов
Рекомендации по правильному конспектированию лекции:
1. Записывайте отдельные смысловые единицы лекции в виде сжатых и обобщенных формулировок.
2. Фиксируйте в записи приводимые преподавателем факты и примеры.
3. Используйте приемы сокращенной фиксации содержания лекции: элементы стенографической записи, недописывание окончания слов, использование общепринятых профессиональных сокращений.
4. При конспектировании нужно фиксировать те вопросы, которые у Вас возникают по ходу лекции, и которые Вы можете задать преподавателю в конце лекции.
Во время работы над конспектом лекции помните мудрые слова К.А. Тимирязева: «Цель лекции — возбуждение умственного аппетита».
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Составьте консультацию для однокурсников по одной из нижеприведенных проблем:
· Человек как предмет воспитания.
· Способы воспитательного воздействия на человека.
· Воспитательные система: зарубежный и отечественный опыт.
· Основные характеристики педагогического общения.
· Теоретические основы социальной педагогики.
· Развитие и социализация личности в семье.
· Научные основы коррекционной педагогики.
· Основные особенности работы с социально-педагогически запущенными детьми.
Методические рекомендации по составлению консультации:
1. Определите количественный состав слушателей, вид консультации.
2. Дифференцируйте тему консультации в рамках предложенной проблемы.
3. Вычлените опорные моменты в содержании материала. Составьте план консультации.
4. Отберите соответствующую литературу.
5. Наметьте вопросы для активизации слушателей во время консультации.
6. Подготовьтесь к ответам на предлагаемые вопросы со стороны слушателей. Для этого хорошо выучите текст консультации, постарайтесь выделить в содержании спорные позиции разных исследователей, выберите для себя определенную точку зрения, подберите факты, примеры ее аргументации, подберите дополнительную литературу, в которой можно найти ответ на поставленный слушателем вопрос.
7. Настройте себя психологически на предстоящую консультацию: продумайте этикетные обращения к аудитории, отрегулируйте язык жестов, не забудьте об интонационной выразительности.
8. Продумайте и защитите свою форму ведения педагогического глоссария с основными категориями и понятиями педагогики.
9. Разработайте два-три теста для безмашинного контроля по ключевым понятиям данного курса.
Методические рекомендации по составлению тестовых заданий:
1. Во время работы над заданиями безмашинного программированного контроля помните:
o расчленение учебного материала должно быть осуществлено на небольшие составные части;
o нужно обязательно продумать вариант инструкции-предписания для выполнения вашей программы;
o помнить о системе заданий по проверке усвоения каждой части программы;
o дать информацию о правильности ответов.
2. По материалам журналов «Педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Классный руководитель» и др. сделайте представление оригинального опыта работы школы в области воспитания по следующей схеме:
· библиографические данные изданных материалов (автор, название, статьи, журнал, год, номер, страницы);
· сведения о носителе опыта (регион, край, область, город, где расположена школа);
· проблема, выдвинутая образовательным учреждением в качестве предлагаемого опыта;
· выводы автора, представление о распространении и использовании опыта работы образовательными учреждениями.
3. Разработайте лекцию для родителей учащихся конкретного возраста (20 мин.) на актуальную тему. В лекции необходимо четко сформулировать цель, вопросы, составить список литературы для родителей.
Требования к лекции:актуальность, научная глубина, практическая направленность темы лекции; образность, наличие яркого иллюстративного материала.
4. Составьте опорный конспект по теме «Проблемы педагогики межнационального общения». Подготовьте небольшое сообщение (до 5 минут) для выступления на конференции по данной проблеме.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ПЕДАГОГИКЕ (2 ЭТАП)
1. Раскройте сущность процесса воспитания.
2. Раскройте содержание воспитания в современных условиях. Аргументируйте Вашу позицию.
3. Каковы основные закономерности и принципы организации воспитательного процесса.
4. В чем заключается педагогическая обусловленность самовоспитания школьников.
5. Раскройте основные положения теории воспитательных систем. В чем выражается особенность воспитательной системы школы?
6. Обоснуйте специфику методов и приемов воспитания и условия их оптимального выбора в современных условиях. Дайте характеристику основным группам методов воспитания.
7. Раскройте основные положения теории коллектива. Обоснуйте свое отношение к ним.
8. Охарактеризуйте основные формы организации воспитательного процесса.
9. В чем заключаются основные функции и направления деятельности классного руководителя?
10. Методика коллективно-творческого воспитания.
11. В чем особенность современных воспитательных технологий?
12. Каковы основные подходы в организации педагогического общения?
13. Теоретические основы социальной педагогики.
14. Социальное воспитание и социализация личности.
15. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка.
16. Цели и задачи воспитания культуры межнационального общения.
17. Средства народной педагогики.
18. Норма и отклонение в физическом, интеллектуальном и моторном развитии человека.
19. Профилактика, диагностика, педагогическая коррекция.
20. Система консультативного диагностирования и коррекционно-педагогической реабилитационной работы.