Проблема цели и целеполагания в педагогике
Цель– это планируемый результат, выступающий как единство желаемого и возможного.
Функции: побудительную; направляющую и регулирующую.
Целеполагание– процесс определения целей.
ЦЕЛЬ и характер воспитания определяются: экономическим развитием общества; научно-техническим и социальным уровнем развития; развитием педагогической теории и практики; возможностями учебно-воспитательных учреждений; уровнем подготовки педагогических кадров; развитием детей и их возможностями
Уровни целеполагания:
Первый уровень (Образ конечного результата воспитательной деятельности всего общества, социальный воспитательный заказ)
Второй уровень(Образ социально желаемой подготовленности личности на уровне воспитательных устремлений, Реализация социального заказа в конкретных образовательно-воспитательных системах)
Третий уровень (Уровень цели и смысла жизни человека, его потребности в самореализации)
Педагогическая цель –предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия в форме обобщённых мысленных образований, с которыми в последствии соотносятся все остальные компоненты педпроцесса. (научить учащихся целеполаганию, совпадение целей учителя и учащегося)
Классификация целей:
По масштабу:государственные, цели образовательной систем, изучения отдельных предметов, темы и раздела, урока
По времени:стратегические, тактические
Универсальная классификация:общественные, инициативные, организационные, методические, формальные
Цель воспитания конкретизируется в задачах (эстетическое..). проблема целей воспитания является дискуссионной. Ни одно из существующих определений цели воспитания не является исчерпывающим. Современная отечественная педагогика предполагает наличие как идеальной, так и реальной цели воспитания.
Идеальная цель воспитанияотражает соответствие идеалу воспитания, под которым понимается всесторонне развитая гармоническая личность. Философы древности представляли себе человека средоточением функциональных добродетелей. В дальнейшем проблема всесторонне развитой личности была сформулирована К. Марксом. Идеальная цель воспитания является ориентиром на возможности человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности.
Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы- способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Цель педагогической д-ти является учебно-воспитательной. ТДЗ
5. Содержание образования в педагогике. Нормативные док-ты определяющие содержание образования.
Содержание образования- это конкретный объем знаний, умений и навыков по той или иной учебной дисциплине, который отбирается из соответствующих областей знаний на основе имеющихся дидактических принципов.
Существуют следующие общие принципы формирования CO:
1) гуманистичность,обеспечивающая приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности; 2) научность,3) последовательность,4) историзм,означающий воспроизведение в школьных курсах истории развитее той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых; 5) систематичность,6) связьс жизнью; 7) соответствие возрастным возможностям8) доступность,
Содержание образование представлено:
Государственный образовательный стандарт - нормативный документ, в котором определен образовательный минимум (что должен знать и уметь выпускник) для каждой ступени образования.
Учебный план - сертификат учебного заведения, в котором определяется перечень учебных предметов, последовательность их изучения и количество учебного времени.
Учебная программа - нормативный документ, определяющий содержание и логику изложения учебного материала по каждому предмету, объем времени на его изучение в целом.
Учебники и учебные пособия - средства обучения, основные источники информации и организации самостоятельной работы обучаемых по каждому учебному предмету.
Содержание учебного процесса определяется учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебных книгах, электронных накопителях информации (видеодисках, видеокассетах, компьютерных программах, аудиокассетах).
Учебный план- это сертификат учебного заведения, определяющий:
1) продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; 2) полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении; 3) распределение предметов по годам обучения; 4) количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе; 5) количество часов в неделю на изучение каждого предмета; 6) структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т. п.
На основе учебного плана составляются учебные программыпо всем предметам. Учебная программа содержит: объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения; тематическое содержание изучаемого материала; ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса; перечень основных мировоззренческих вопросов; указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей; перечень учебного оборудования и наглядных пособий; рекомендуемую литературу.